Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 26 августа 2015 г. N 02-35/2015-006
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):
<_>
рассмотрев дело N 02-35/2015-006, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
- в отсутствие заявителя: <_>
- в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: <_> установила:
В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г.Иваново по факту распространения рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, заявитель указал, что на подъезде дома по адресу: г.Иваново, ул.Кудряшова, д.82А размещалась оскорбляющая чувства ветеранов Великой Отечественной Войны реклама, в которой был использован плакат "Родина-Мать зовет!". При этом в листовке в преддверии празднования 1 и 9 мая рекламировалась ярмарка по продажи одежды и обуви.
Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч.6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Факт распространения указанной рекламы подтверждается: заявлением, листовкой, материалами проверки УМВД России по Ивановской области (вх. N1933 от 15.05.2015).
Ивановским УФАС России по данному факту 14 июля 2015 года возбуждено дело N 02-35/2015-006 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к ярмарке и реализуемым товарам;
- призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.
При этом в рассматриваемой рекламе в измененном варианте использован плакат "Родина-Мать зовет!" (автор Ираклий Моисеевич Тоидзе, 1941 год).
Сложившаяся практика работы территориальных органов ФАС России свидетельствует о наличии признаков нарушения Закона о рекламе при использовании в рекламе плакатов времен Великой Отечественной войны. В рассматриваемом заявлении приведена ссылка на одно из таких решений Нижегородского УФАС России (http://pravo.ru/news/view/20871/).
Вопрос о распространении рассматриваемой рекламы был вынесен на заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Ивановском УФАС России (далее - Экспертный совет). Члены Экспертного совета приняли единогласное решение о признании рекламы ярмарки с использованием изображения с плаката времен Великой Отечественной войны "Родина-Мать зовет!" содержащей оскорбительные образы и сравнения. Наряду с этим члены Экспертного совета акцентировали внимание на том, что:
- реклама ярмарки кощунственна и дискредитирует всем известный и дорогой для нескольких поколений образ;
- сравнения, возникающие при знакомстве с данной рекламой почти у каждого взрослого жителя России являются оскорбительными к памяти павших и живущих ныне ветеранов войны;
- использование в любых коммерческих целях плаката, в котором изображение Родины-матери слито с патриотическим призывом, унижает достоинство всех, для кого этот плакат стал предметом культурно-исторического наследия;
- авторитет патриотических ценностей используется для стимулирования потребительского спроса на товары широкого потребления. Подобное недопустимо, особенно в юбилейный год 70-летия Победы в ВОВ.
За нарушение требований ч.6 ст.5 Закона о рекламе согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.
Согласно статье 3 Закона о рекламе: рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Содействие в установлении личности продавцов рекламируемых товаров, а также организатора проведения ярмарки и соответствующей рекламной акции Ивановскому УФАС России оказало УМВД России по Ивановской области. Согласно представленным материалам проверки (вх. N1933 от 15.05.2015) в результате оперативно-розыскных мероприятий установлено, что рассматриваемые рекламные листовки распространялись в г.Иваново по поручению ИП <_> в целях информирования о проведении торговли обувью и куртками. Вместе с тем, согласно материалам дела по требованию сотрудников полиции распространение рассматриваемой рекламы было прекращено.
На рассмотрение дела ИП <_>не явился.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу ярмарки одежды и обуви, в которой использован в измененном варианте плакат времен Великой Отечественной войны "Родина-Мать зовет!", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.6 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Учитывая факт прекращения распространения рекламы, предписание об устранении нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 26 августа 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 26 августа 2015 г. N 02-35/2015-006
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016