Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 16 июля 2015 г. N РХ-06/10924
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
с участием:
от ответчика - Главы Мамадышского муниципального района Республики Татарстан явился представитель по доверенности от 01.06.2015 г. <_>
от заинтересованного лица - ООО "Строймелиорация" явился директор <_>
от лица обладающего сведениями - ОАО "Волгомост" явилась представитель по доверенности N12/2014-46 от 19.12.2014 г. <_>
Рассмотрев дело N06-118/2015 по признакам нарушения Главы Мамадышского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части представления интересов ООО "Строймелиорация" при взаимодействии с другими хозяйствующими субъектами, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, установила:
На основании приказа от 26.01.2015 г. N01/19-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
В ходе проведения контрольных мероприятий была изучена исходящая документация Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, в том числе было изучено письмо Главы Мамадышского муниципального района Республики Татарстан от 29.12.2013 года N1294 на имя генерального директора ОАО "Волгомост" <_>
Из данного письма следует, что Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан просит оказать спонсорскую помощь для благоустройства территории Отарского сельского поселения Мамадышского муниципального района в сумме 13,0 миллионов рублей и перечислить денежные средства на расчетный счет ООО "Строймелиорация".
При этом указаны реквизиты для перечисления денежных средств, которые принадлежат ООО "Строймелиорация".
Глава Мамадышского муниципального района письменно пояснил, что письмо генеральному директору ОАО "Волгомост" <_> было отправлено по ходатайству ООО "Строймелиорация". По договору между ООО "Строймелиорация" и ОАО "Волгомост" была построена дорога, а ОАО "Волгомост" за выполненные работы деньги не перечислило.
Данная ситуация противоречит условиям здоровой и справедливой конкуренции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.
Каждый хозяйствующий субъект имеет право свободно распоряжаться своими средствами в рамках установленных законодательством.
Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, как должностное лицо органа местного самоуправления, обращаясь к одному хозяйствующему субъекту от имени другого хозяйствующего субъекта, вмешивается в их хозяйственную деятельность, обладая властно-распорядительными полномочиями, Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан имеет возможность воздействовать на принятие того или иного решения в пользу предоставления либо отказа в предоставлении денежных средств.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона N135-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан обращаясь с просьбой оказать спонсорскую помощь для благоустройства территории Отарского сельского поселения Мамадышского муниципального района в сумме 13,0 миллионов рублей и перечислить денежные средства на расчетный счет ООО "Строймелиорация", нарушает основы конкуренции, при которых хозяйствующие субъекты своими самостоятельными действиями ограничивают возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, в действиях Главы Мамадышского муниципального района Республики Татарстан имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в представлении интересов ООО "Строймелиорация" при взаимодействии с другими хозяйствующими субъектами, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно части 1 статьи 39 ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом Татарстанского УФАС России от 30.04.2015 года N02/261-к было возбуждено дело N06-118/2015 по признакам нарушения Советом Мамадышского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части представления интересов ООО "Строймелиорация" при взаимодействии с другими хозяйствующими субъектами, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, как должностное лицо органа местного самоуправления, обращаясь к одному хозяйствующему субъекту от имени другого хозяйствующего субъекта, вмешался в их хозяйственную деятельность, обладая властно-распорядительными полномочиями, Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан имеет возможность воздействовать на принятие того или иного решения в пользу предоставления либо отказа в предоставлении денежных средств.
ООО "Строймелиорация" является коммерческой организацией осуществляющей свою деятельность с целью извлечения коммерческой выгоды.
Учитывая, что ООО "Строймелиорация" является самостоятельным хозяйствующим субъектом и в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, не имеет обязанности отчитываться перед органами местного самоуправления о результатах своей хозяйственной деятельности.
Каждый хозяйствующий субъект имеет право свободно распоряжаться своими средствами в рамках установленных законодательством.
Таким образом, ООО "Строймелиорация" может свободно распоряжаться денежными средствами, находящимися на его расчетных счетах.
Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в письменных пояснениях на определение об отложении дела N06-118/2015 сообщил, что переписка с указанными хозяйствующими субъектами не велась. Перечисление денежных средств на расчетный счет ООО "Строймелиорация" не поступило.
Однако, обращаясь с просьбой оказать финансовую помощь и перечислить денежные средства в ООО "Строймелиорация" с приложением банковских реквизитов, Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан нарушил антимонопольное законодательство.
Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, как должностное лицо органа местного самоуправления, обращаясь к хозяйствующим субъектам, вмешался в их хозяйственную деятельность, обладая властно-распорядительными полномочиями, Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан имеет возможность воздействовать на принятие того или иного решения в пользу предоставления либо отказа в предоставлении денежных средств.
Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан обращаясь с просьбой оказать спонсорскую помощь для благоустройства территории Отарского сельского поселения Мамадышского муниципального района в сумме 13,0 миллионов рублей и перечислить денежные средства на расчетный счет ООО "Строймелиорация", нарушил основы конкуренции, при которых хозяйствующие субъекты своими самостоятельными действиями ограничивают возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, по мнению Комиссии Татарстанского УФАС России Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан вмешался в хозяйственную деятельность ООО "Стоймелиорация" и ОАО "Волгомост", обладая властно-распорядительными полномочиями.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ "О защите конкуренции").
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Необходимо отметить, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2011 года по делу NА66-7056/2010 указал, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
На основании вышеизложенного, Главой Мамадышского муниципального района РТ допущено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части представления интересов ООО "Строймелиорация" при взаимодействии с другими хозяйствующими субъектами, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В ходе рассмотрения дела Комиссии Татарстанского УФАС России были даны пояснения и представлена информация о том, что на сегодняшний день на расчетный счет ООО "Строймелиорация" денежные средства со стороны ОАО "Волгомост" не перечислялись.
Учитывая вышеизложенное, основании для выдачи Главе Мамадышского муниципального района Республики Татарстан предписания о прекращении действий, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 37, частями 1-3 статьи 41, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать Главу Мамадышского муниципального района Республики Татарстан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части представления интересов ООО "Строймелиорация" при взаимодействии с другими хозяйствующими субъектами, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;
2. Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении;
3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 16 июля 2015 г. N РХ-06/10924
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016