Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
от 27 августа 2015 г. N 1202-Ж
Резолютивная часть решения оглашена 24.08.2015 г. г.Ханты-Мансийск
Решение изготовлено в полном объеме 27.08.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", действующая на основании Приказа N96 от 01.06.2015 г. в составе:
Председателя комиссии:
- <------------>;
Членов комиссии:
- <----------->
- <------------>
- <------------>
в отсутствии представителя заявителя ООО "Цитрон", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;
в присутствии представителей Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Сургута <---------> действующего по доверенности от 09.01.2014 г.,<----------> действующего по доверенности от 29.05.2015 г.,
рассмотрев жалобу ООО "Цитрон" (вх.N1202-ж от 14.08.2015 г.), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Цитрон" (далее - Заявитель) от 14.08.2015 г. N1202-ж на действия Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Сургута (далее - Организатор торгов) при проведении торгов, назначенных на 24 августа 2015 года по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление (далее - торги).
В жалобе от 14.08.2015 г. вх.N1202-ж Заявитель указывает, что при организации торгов были нарушены положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в том числе путем установления в качестве обеспечения заявки на участие в торгах задатка, в размере 10% от начальной цены предмета торгов, в связи с чем, просит принять меры и выдать Организатору торгов предписание об устранении нарушения.
Также, Заявитель указывает, что в конкурсной документации отсутствуют сведения о месте и времени проведения торгов.
По мнению Заявителя, Организатор торгов устанавливает такие конкурсные условия как "наличие технических условий на подключение рекламной конструкции к сетям электроснабжения", "наличие предложения по дизайну (внешнему виду) рекламной конструкции или конструкций нескольких форматов" и отдает большее предпочтение такому критерию как дизайн рекламных конструкций, указывая на его значимость в таблице критериев оценки в 80% по отношению к остальным критериям, что, по мнению Заявителя является основанием для возникновения коррупционных отношений, проявлением недобросовестной конкуренции.
Заявитель также указывает на то, что в конкурсной документации отсутствует схема с указанием конкретных мест размещения рекламных конструкций.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, пояснения представителей организатора торгов, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
В силу части 5 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Согласно части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Во исполнение требований Закона о рекламе, Решением Думы г.Сургута от 29.09.2006 N74-IVДГ "О правилах распространения наружной рекламы на территории города Сургута" утверждено Положение о порядке организации и проведения торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление (далее - Положение), которое регулирует порядок проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в г.Сургуте.
Таким образом, доводы Заявителя о том, что порядок проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций регулируется Законом о контрактной системе, необоснован.
Кроме того, согласно статье 5 Положения, обязательным условием для участия в торгах является необходимость внесения задатка в размере 10% от начальной цены предмета торгов. При проведении торгов данное требование является обязательным и распространяется на всех участников торгов. Следовательно, довод Заявителя о неправомерном установлении в конкурсной документации внесения задатка в размере 10% от начальной цены предмета торгов, является необоснованным.
Доводы Заявителя о том, что в конкурсной документации отсутствует информация о времени и месте проведения торгов, также необоснован.
Так, из конкурсной документации следует, что торги состоятся 24.08.2015 года в 14 часов 30 минут в каб.301 по адресу: г.Сургут, ул.Восход, 4.
Далее, как следует из документов, Организатор торгов разработал и разместил на официальном сайте конкурсную документацию. Как следует из содержания конкурсной документации, в ее составе имеются три приложения, в том числе схема размещения рекламных конструкций на территории г.Сургута. Однако, Комиссией установлено, что фактически в конкурсной документации отсутствует вышеуказанная схема. Следовательно, довод Заявителя о том, что в конкурсной документации отсутствует схема размещения рекламных конструкций на территории г.Сургута, является обоснованным.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Так, в ходе рассмотрения жалобы по существу Комиссией установлено следующее.
В конкурсной документации приведена таблица критериев оценки, по которым оцениваются заявки, и отбирается победитель:
N п.п. |
Критерий оценки |
Значимость критерия, % |
Рейтинг |
1 |
Дизайн (внешний вид) |
80 % |
индивидуальный дизайн, отвечающий современным эстетическим требованиям, в сочетании с конструктивными решениями, обеспечивающим прочность и надежность, а также с технологическими решениями, обеспечивающими простоту и удобство эксплуатации на длительный период - от 1 до 100 баллов включительно. |
2 |
Размещение на рекламной конструкции на безвозмездной основе социальной рекламы |
5% |
5 % времени в год - 10 баллов 5 - 10 % времени в год - 20 баллов 10 - 15% времени в год - 30 баллов 15 - 20% времени в год - 40 баллов 20 - 25% времени в год - 50 баллов 25 - 30% времени в год - 60 баллов 30 - 35% времени в год - 70 баллов 35 - 40% времени в год - 80 баллов 40 - 45% времени в год - 90 баллов 45 -50 и выше% времени в год - 100 баллов |
3 |
Цена договора |
5% |
|
4 |
Наличие технических условий на подключение рекламной конструкции к сетям электроснабжения |
10% |
наличие технических условий - 100 баллов;
отсутствие технических условий -0 баллов |
Как следует из вышеприведенного, критерий "дизайн (внешний вид)" имеет значимость 80%, при этом оценка производится внутри самого критерия от 1 до 100 баллов по индивидуальному дизайну, отвечающему современным эстетическим требованиям, в сочетании с конструктивными решениями, обеспечивающими прочность и надежность, а также с технологическими решениями, обеспечивающими простоту и удобство эксплуатации на длительный период.
Как следовало из доводов Заявителя, значимость данного критерия является выше, чем другие критерии, что по его мнению приводит к возникновению коррупционных отношений, проявлением недобросовестной конкуренции.
Однако, Комиссия не может согласиться с доводом заявителя, поскольку значимость данного критерия не ставит кого-либо из участников в преимущественное положение перед другими участниками. Следовательно, довод заявителя в данной части является необоснованным.
Вместе с тем Комиссией установлено, что данный критерий не содержит положений, определяющих, каким образом происходит ранжирование баллов внутри оцениваемых показателей (от 1 до 100 баллов) и на каком основании происходит присвоение максимального и минимального количества баллов, а также баллов в установленных диапазонах.
Соответственно, отсутствие порядка оценки по критерию "дизайн (внешний вид)" допускает возможность произвольного присвоения членами комиссии одинаковых баллов за разные предложения участников Конкурса.
Размытость, а также отсутствие порядка расчетов баллов внутри критерия "дизайн (внешний вид)" может привести к злоупотреблению со стороны организатора торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении организатора торгов (его конкурсной или аукционной комиссии).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что отсутствие в критерии "дизайн (внешний вид)" порядка оценки нарушает требования, установленные частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции способны привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Также, Комиссия считает необходимым обратить внимание на следующее.
Как указано выше, конкурсная документация содержит критерий "Наличие технических условий на подключение рекламной конструкции к сетям электроснабжения", значимость которого составляет 10%.
В соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 (далее - Правила) под техническим условиями понимаются документы, составляемые в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства; "энергопринимающие устройства потребителя" - это находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.
Из пункта 4 Правил следует, что потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети. Из этого следует, что по критерию "Наличие технических условий на подключение рекламной конструкции к сетям электроснабжения" предоставление технических условий в составе документов возможно только в случае наличия у претендентов энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. Однако, в данном случае энергопринимающими устройствами являются рекламные конструкции, права на которые претенденты могут получить лишь после проведения торгов, признания их победителями и заключения договора.
Следовательно, установление в конкурсной документации критерия "Наличие технических условий на подключение рекламной конструкции к сетям электроснабжения" является нецелесообразным, поскольку фактически оценить кого-либо из участников в отсутствие технических условий будет невозможно. В связи с этим, Комиссия обращает на это внимание Организатора торгов и рекомендует исключить из конкурсной документации вышеуказанный критерий.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать жалобу ООО "Цитрон" на действия Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Сургута при проведении торгов, назначенных на 24 августа 2015 года по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, обоснованной.
2. Признать в действиях Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Сургута нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении в конкурсной документации критерия "дизайн "внешний вид", не содержащего четкого порядка оценки.
3. Выдать Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г.Сургута обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в конкурсную документацию.
Председатель Комиссии <------->
Члены Комиссии: <-------->
<-------->
<---------->
Примечание: Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N56
27.08.2015 г. г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", действующая на основании Приказа N96 от 01.06.2015 г. в составе:
Председателя комиссии:
- <--------->
Членов комиссии:
- <--------->
- <--------->
- <---------->
на основании своего решения от 27.08.2015 года, вынесенного по жалобе ООО "Цитрон" (вх.N1202-ж от 14.08.2015 г.), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г.Сургута в целях устранения нарушений, допущенных при проведении назначенных на 24 августа 2015 года торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, внести изменения в конкурсную документацию, а именно внести изменения в критерий "дизайн (внешний вид)" с учетом выводов, изложенных в решении Комиссии от 27.08.2015 г.
Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г.Сургута в срок до "10" сентября 2015 года исполнить пункт 1 настоящего предписания, опубликовав информацию о внесении изменений в конкурсную документацию на официальном сайте органа местного самоуправления, а также в официальном печатном издании.
Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г.Сургута представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении пунктов 1 и 2 настоящего предписания в срок до "15" сентября 2015 г. с приложением подтверждающих документов.
5. Контроль за исполнением настоящего предписания возложить на ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления И.А. Першину.
Председатель Комиссии <-------->
Члены Комиссии: <-------->
<---------->
<---------->
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 27 августа 2015 г. N 1202-Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016