Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 10 сентября 2010 г.
Резолютивная часть решения оглашена "10" сентября 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено "10" сентября 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Коренченко К.А. - зам. руководителя - начальник контроля органов власти;
Члены Комиссии:
Частников В.Л. - зам. начальника отдела контроля органов власти;
Кочарян О.С. - старший специалист 3-го разряда отдела контроля органов власти;
Рабаев В.Р. - специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
рассмотрев дело N 842 по признакам нарушения Багаевским районным Собранием депутатов (346610, Ростовская область, ст. Багаевская, ул. Красноармейская, 5) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - ФЗ "О защите конкуренции"), ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о торговле), в отсутствии представителя Багаевского районного Собрания депутатов надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Ростовским УФАС России установлено, что на территории Багаевского района Ростовской области действует решение Багаевского районного Собрания Депутатов от 16.12.2005 г. N 99 "Об утверждении положения "О торговой деятельности на территории Багаевского района" (далее по тексту - Решение N 99), п.1 которого утверждено Положение о торговой деятельности на территории Багаевского района" (далее по тексту - Положение).
П.1.6. Положения установлено, что Администрация Багаевского района ведет регистрацию субъектов торговой деятельности и торговых объектов района.
Документом, подтверждающим наличие всей необходимой документации для открытия и функционирования торгового объекта, является для предприятий и объектов стационарной торговой сети, а также предприятий общественного питания, бытового обслуживания и игорного бизнеса - свидетельство о регистрации.
П.2.1. Положения определено, что субъекты, осуществляющие торговую деятельность в стационарных торговых объектах на территории Багаевского района, обязаны пройти регистрацию в администрации Багаевского района и получить свидетельство о регистрации торгового объекта, выданное Администрацией Багаевского района сроком на один год с последующим продлением срока его действия.
П. 2.2. Положения определено, что для получения свидетельства о регистрации субъекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания и игорного бизнеса представляют, в.т.ч.: лицензии, заключения специальных уполномоченных государственных органов о соответствии торговых и складских помещений заявителя санитарно-эпидемиологическим и пожарным нормам и требованиям.
П.2.10 Положения установлено, что закрытие предприятия на санитарный день, плановый ремонт, переоборудование и т.п. согласовывается с Администрацией Багаевского района.
П.4.15 определено, что режим работы рынка (за исключением государственных и муниципальных рынков) устанавливается дирекцией рынка по согласованию с администрацией района.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения настоящего дела.
В ответ на определение Багаевское районное Собрание депутатов представило документы и информацию из которых следует, что в связи с несоответствием некоторых пунктов Положения требованиям Закона о торговле, решением Багаевского районного Собрания депутатов от 27.08.2010 г. N 30 "Об отмене Решения Багаевского районного Собрания депутатов от 16.12.2005 г. N 99 "Об утверждении Положения "О торговой деятельности на территории Багаевского района" (далее по тексту - Решение N 30) Решение N99 отменено.
Комиссия, изучив материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам:
16.12.2005 г. Багаевским районным Собранием депутатов принято Решение N 99, которым утверждено Положение.
П.1.6. Положения установлено, что Администрация Багаевского района ведет регистрацию субъектов торговой деятельности и торговых объектов района.
Документом, подтверждающим наличие всей необходимой документации для открытия и функционирования торгового объекта, является для предприятий и объектов стационарной торговой сети, а также предприятий общественного питания, бытового обслуживания и игорного бизнеса - свидетельство о регистрации.
П.2.1. Положение определено, что субъекты, осуществляющие торговую деятельность в стационарных торговых объектах на территории Багаевского района, обязаны пройти регистрацию в администрации Багаевского района и получить свидетельство о регистрации торгового объекта, выданное Администрацией Багаевского района сроком на один год с последующим продлением срока его действия.
Кроме того, п. 2.2. Положения определено, что для получения свидетельства о регистрации субъекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания и игорного бизнеса представляют, в.т.ч.: лицензии, заключения специальных уполномоченных государственных органов о соответствии торговых и складских помещений заявителя санитарно-эпидемиологическим и пожарным нормам и требованиям.
Таким образом, на территории Багаевского района предусмотрен разрешительный порядок начала осуществления торговой деятельности (через объекты стационарной торговой сети).
Вместе с тем, п.1 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 65 "О свободе торговли" определено, что предприятиям независимо от форм собственности, а также гражданам предоставляется право осуществлять торговую деятельность без специальных разрешений.
Таким образом, предъявление к хозяйствующим субъектам, требования о получении свидетельства о регистрации, имеющего разрешительный характер, для начала осуществления вышеназванных видов деятельности не основано на законе.
Кроме того, п.2.10 Положения установлено, что закрытие предприятия на санитарный день, плановый ремонт, переоборудование и т.п. согласовывается с Администрацией Багаевского района.
При этом ст.11 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" определено, что режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей (за исключением государственных и муниципальных организаций), а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно.
П.3 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55 определено, что в случае временного приостановления своей деятельности (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) продавец обязан своевременно предоставить покупателю информацию о дате и сроках приостановления деятельности.
Таким образом, законодательство не возлагает на организации торговли обязанность по согласованию закрытия предприятия на санитарный день, плановый ремонт, переоборудование и т.п. с органами местного самоуправления.
В связи с изложенным в действиях Багаевского районного Собрания Депутатов, выразившихся во включении п.п. 1.6.,2.1.,2.2., 2.10 в Положение, содержаться нарушения ст. 15 Закона о торговле, в соответствии с которой органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается понуждать хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории муниципального образования.
Кроме того, п.4.15 Положения определено, что режим работы рынка (за исключением государственных и муниципальных рынков) устанавливается дирекцией рынка по согласованию с администрацией района.
При этом ч.2 ст. 14 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" режим работы рынка определяется управляющей рынком компанией самостоятельно в пределах установленных органами местного самоуправления часов работы для предприятий розничной торговли.
В связи с изложенным, в действиях Багаевского районного Собрания Депутатов, выразившихся во включении п.4.15. в Положение, содержится нарушение ч.1 ст.15 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованно препятствовать деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
Вместе с тем, Багаевским районным Собранием депутатов в материалы настоящего дела представлено Решение N30, которым Решение N 99 отменено.
Таким образом, Багаевское районное Собрание депутатов добровольно устранила вышеописанные нарушения ч.1. ст.15 ФЗ "О защите конкуренции", ст. 15 Закона о торговле.
В связи с изложенным, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст. 48 ФЗ "О защите конкуренции" в связи с добровольным устранением Багаевским районным Собранием депутатов нарушений антимонопольного законодательства.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, ч.1 -4 ст.41, п.1 ч.1 ст.48, ч.1 ст.49 ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать Багаевское районное Собрание депутатов нарушившим ч.1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", ст. 15 Закона о торговле.
2. Рассмотрение дела N 842 от 04.08.2010 г., возбужденного в отношении Багаевского районного Собрания депутатов по признакам нарушения ч.1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", ст. 15 Закона о торговле производством прекратить в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко
Члены Комиссии: В.Л. Частников, О.С. Кочарян, В.Р. Рабаев
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10 сентября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016