Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
(опубликовано 14 сентября 2010 г.)
Резолютивная часть объявлена "14" сентября 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено " 27" сентября 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Комиссия) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе <_> <_> <_> <_> в присутствии представителей: от открытого акционерного общества "Белоозерский элеватор" <_> по доверенности N05/09-Д от 06.09.2010 г.; по доверенности N07/09-Д от 06.09.2010 г.; от Некоммерческой организации "СоюзБашхлебопродукт" Республики Башкортостан <_> рассмотрев дело NА-291/11-10 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Белоозерский элеватор" (далее-ОАО "Белоозерский элеватор") (453070, Россия, Республика Башкортостан, с.Белое Озеро, ул.Элеваторная, 1) и Некоммерческой организацией "СоюзБашхлебопродукт" Республики Башкортостан (далее- НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ) (450018, Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Элеваторная, 1) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
На основании приказа N 564 от 16.08.2010 г. Башкортостанским УФАС России с 17 по 18 августа 2010 г. была проведена внеплановая проверка в отношении ОАО "Белоозерский элеватор" (453070, Россия, Республика Башкортостан, Гафурийский район, с.Белое Озеро, ул.Элеваторная, 1).
Предметом проводимой внеплановой проверки являлось соблюдение требований статьи 11 Закона о защите конкуренции и Федерального закона от 28.12.2009 N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
В ходе проведения внеплановой проверки инспекция запросила плановую (расчетную) и фактическую калькуляцию затрат на услуги хранения зерна элеватора, но ОАО "Белоозерский элеватор" не представило инспекции ни фактическую калькуляцию себестоимости услуг хранения зерна за 2009 г., ни плановую (расчетную) на 2010 г. Руководитель ОАО "Белоозерский элеватор" свой отказ (письмо от 18.08.2010 г. N402) объяснил тем, что Предприятие не может передать калькуляцию затрат на услуги элеватора в связи с тем, что расценки на услуги элеватора жестко привязаны к расценкам, указанным НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ.
В 2009 г. ОАО "Белоозерский элеватор" при заключении договоров хранения зерна применяло расценки, указанные в письме от 23.07.2009 г. N4 НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ. В 2010 году продолжило применять расценки, указанные НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ.
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Башкортостанского УФАС России проведен анализ Договоров на оказание услуг по приемке, сушке, подработке, хранению и отпуску зерна по ОАО "Белоозерский элеватор" заключенных в 2008-2009 гг. и с января по август 2010 г., а также договоров, заключенных ранее, но действующих по настоящее время.
Выборочно проверены договоры хранения зерна, заключенные в 2009 г. между ОАО "Белозерский элеватор" и "Поклажедателями". Анализ представленных договоров показал, что в 2009 г. ОАО "Белоозерский элеватор" на услуги хранения зерна установило расценки в соответствии с письмом НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ от 23.07.2009 г. N4, что привело к поддержанию цены на рынке хранения зерна. В 2009 г. НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ рассылала в адрес предприятий хлебоприемных пунктов Республики Башкортостан (письмо от 23.07.2009 г. N4) следующие расценки на услуги хранения зерна: для сельхозтоваропроизводителей 60 руб. за 1 тонну и для прочих сдатчиков зерна 66 руб. за 1 тонну (с учетом НДС), а также по сопутствующим им услугам.
Указанные обстоятельства, а также документы и материалы, приобщенные к АКТу внеплановой проверки N7 от 20.08.2010 г., послужили основанием для возбуждения дела NА-291/11-10 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона защите конкуренции в отношении ОАО "Белоозерский элеватор" и НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ -далее Ответчики по делу, в части согласованных действий хозяйствующих субъектов, которые привели к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок на услуги хранения зерна.
В ходе рассмотрения материалов дела Определением о назначении дела к рассмотрению от 26.08.2010 г. (исх.N5/7571) у Ответчиков по делу были запрошены дополнительные документы и объяснения. Запрашиваемая информация и копии документов участниками рассматриваемого дела были представлены и приобщены к материалам дела.
В ходе рассмотрения дела проанализированы документы и материалы, приобщенные к АКТу внеплановой проверки от 20.08.2010 г. N7 (письма от 18.08.2010 г. N399, от 18.08.2010 г. N402; N400 от 18.08.2010 г., N413 от 20.08.2010 г.); а также документы и материалы, поступившие от Ответчиков по Определению Башкортостанского УФАС России: письмо (вх.8030 от 07.09.2010 г.) от ОАО "Белоозерский элеватор" и письмо от 03.09.2010 г. N06 и копия протокола Общего собрания членов союза от 30.07.2008 г. N5 от НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ, Комиссией было установлено.
НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ письмом N15 от 09.08.2010 г. направляла в адрес 34 предприятий Республики Башкортостан следующие расценки для хлебоприемных предприятий на услуги хранения зерна: для сельхозтоваропроизводителей 62 руб. за 1 тонну и для прочих сдатчиков 67 руб. за 1 тонну (с учетом НДС).
В 2009 г. НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ также рассылала в адрес предприятий хлебоприемных пунктов Республики Башкортостан (письмо от 23.07.2009 г. N4) расценки на услуги хранения зерна для сельхозтоваропроизводителей 60 руб. за 1 тонну и для прочих сдатчиков зерна 66 руб. за 1 тонну (с учетом НДС). По сопутствующим услугам расценки также были указаны НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ.
Вышеназванные письма подписаны Председателем НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ и содержат примечание следующего содержания: "предусмотреть в условиях договоров с сельхозтоваропроизводителями хранить зерно до 1 декабря 2010 года бесплатно". Однако ОАО "Белоозерский элеватор" письмом от 20.08.2010 г. N413 утверждал, что услуги по хранению зерна и семян подсолнечника сельхозтоваропроизводителям безвозмездно не предоставлялись.
Как следует из письменных и устных пояснений Председателя НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ (исх.N06 от 03.09.2010 г.), Союз в целях мониторинга отрасли, в которой осуществляет свою хозяйственную деятельность, проводит анализ стоимости услуг в отрасли. На основе средних цен НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ дает своим членам Союза расценки на услуги хранения зерна и сопутствующим им услуги.
Во исполнение Определения Башкортостанского УФАС России ОАО "Белоозерский элеватор" представил (вх.N8030 от 07.09.2010 г.) калькуляцию фактической себестоимости услуг элеватора за 2009 г. Согласно представленной информации, фактические затраты по хранению зерна ОАО "Белоозерский элеватор" за 2009 г составили 43 руб. за 1 тонну.
Рентабельность за 2009 г. по ОАО "Белоозерский элеватор" составила 84,7%, при плане 10,0%.
ОАО "Белоозерский элеватор" также представил расценки, утвержденные генеральным директором, на услуги по приемке, сушке, подработке, хранению и отпуску зерна урожая 2010 г. Стоимость услуги хранения зерна на 2010 г. утвержден в сумме 70руб.за 1 тонну, что на 62,8% выше фактических затрат уровня 2009 г.
Таким образом, установлено, что согласованные действия Ответчиков на рынке хранения зерна привели к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Ответчики с указанными выводами Комиссии не согласились по основаниям, указанным в письмах и в устных пояснениях в ходе рассмотрения дела. Как следовало из письменных и устных пояснений Председателя НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ (исх.N06 от 03.09.2010 г. N06), Союз в целях мониторинга отрасли, в которой осуществляет свою хозяйственную деятельность, проводит анализ стоимости услуг в отрасли. На основе средних цен НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ давал своим членам Союза расценки по услугам хранения зерна и сопутствующим им услугам. По мнению Председателя НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ, расценки являются информацией для оценки предприятиями в структуре стоимости услуг их прибыльности (убыточности). По его мнению, учитывая то, что согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, указанные расценки не являются для предприятий обязательным руководством.
Председатель НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ считает, что, направив в адрес хлебоприемных предприятий расценки на услуги хранения зерна на 2009-2010 гг., 2010-2011 гг. для сельхозтоваропроизводителей и для прочих сдатчиков зерна, Ответчик не совершал никаких действий, направленных на установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о защите конкуренции в ходе заседания Комиссия объявила перерыв до 14.09.2010 г.
Согласно пункту 2.1 статьи 2 УСТАВа полное фирменное наименование Союза: Некоммерческая организация "Союз хлебоприемных и мукомольных предприятий" Республики Башкортостан. Сокращенное фирменное наименование Союза: НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ (пункт 2.2 статьи 2 УСТАВа).
Согласно пункту 3.3. УСТАВа НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ целью создания Союза является: организация взаимодействия членов Союза в вопросах конъюнктуры рынка, ценовой политики, информационных данных и технологий, уменьшения непроизводительных расходов, снижения уровня производственных затрат, по иным вопросам, способствующим успешному осуществлению предпринимательской (коммерческой) деятельности членов Союза в защиту их общих имущественных прав и интересов; объединение усилий всех участников Союза для осуществления координации их деятельности, а также повышения результативности работы предприятий и организаций.
Согласно пункту 3.4 УСТАВа для осуществления своих целей Союз выполняет следующие задачи: координация деятельности членов Союза, представление и защита их интересов в органах государственного управления, общественных, внешнеэкономических.
В ходе рассмотрения дела NА-291/11-10 представитель ОАО "Белоозерский элеватор" заявила о том, что расценки на услуги по приемке, сушке, подработке, хранению и отпуску зерна установлены после получения Определения Башкортостанского УФАС России (исх.N5/7571 от 26.08.2010 г.).
Проанализированы расценки, утвержденные генеральным директором ОАО "Белоозерский элеватор" на услуги по приемке, сушке, подработке, хранению и отпуску зерна на урожай 2008-2009 гг. с июля 2010 г., а также на урожай 2010 г. для сельхозтоваропроизводителей и коммерческих организаций.
Справка: <_>
Комиссия после полного и всестороннего изучения доказательств и обстоятельств дела пришла к следующему выводу.
ОАО "Белоозерский элеватор" в 2009 г. при заключении договоров на оказание услуг по хранению зерна применяло расценки, указанные НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ. В 2010 г. также продолжило применять расценки, указанные НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ.
Анализ представленных материалов показал, что в 2009 г. фактические затраты по хранению зерна составили 43 руб. за 1 тонну. Рентабельность за 2009 г. по ОАО "Белоозерский элеватор" составила 84,7%, при плане 10,0%.
Стоимость услуги хранения зерна на 2010 г. утвержден в сумме 70руб.за 1 тонну, что на 62,8% выше фактических затрат уровня 2009 г.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение-договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В рамках указанного соглашения Ответчиками по делу осуществлялись следующие действия:
- ОАО "Белоозерский элеватор" согласно договоренности с Ответчиком, при заключении договоров жестко придерживался к расценкам, указанным Ответчиком, то есть поддержало ценовую политику НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ на услуги хранения зерна в 2009 г. и продолжало поддерживать в 2010году;
- НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ согласно договоренности с ОАО "Белоозерский элеватор" в нарушение антимонопольного законодательства направляла в адрес Общества расценки на услуги хранения зерна для сельхозтоваропроизводителей и для прочих сдатчиков зерна на 2009-2010 гг. и на 2010-2011 гг.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что соглашение и выше перечисленные согласованные действия ОАО "Белоозерский элеватор" и НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ, приводящие к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок на услуги хранения зерна является нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции со стороны ОАО "Белоозерский элеватор" заключается в том, что в 2009 г. ОАО "Белозерский элеватор" установил расценки на оказание услуг по приемке, сушке, подработке, хранению и отпуску зерна, указанные НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ.
Комиссия считает, что НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ своими действиями на рынке хранения зерна нарушил часть 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в части координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В 2009 г. НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ направляла в адрес ОАО "Белоозерский элеватор" следующие расценки на услуги хранения зерна: для сельхозтоваропроизводителей 60 руб. за 1 тонну и для прочих сдатчиков зерна 66 руб. за 1 тонну (с учетом НДС). По сопутствующим услугам расценки также были указаны НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ. ОАО "Белозерский элеватор" на услуги хранения зерна установило расценки в соответствии с письмом НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ от 23.07.2009 г. N4, что привело к поддержанию цены на рынке хранения зерна. Согласно представленной информации, фактические затраты по хранению зерна ОАО "Белоозерский элеватор" за 2009 г составили 43 руб. за 1 тонну.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России решила:
1. Признать ОАО "Белоозерский элеватор" (453070, Россия, Республика Башкортостан, с.Белое Озеро, ул.Элеваторная, 1) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в части согласованного действия хозяйствующего субъекта, приводящего к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок на услуги хранения зерна.
1.2. Признать НО "СоюзБашхлебопродукт" Республики Башкортостан (450018, Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Элеваторная, 1) нарушившим часть 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в части координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать предписание ОАО "Белоозерский элеватор" о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Передать материалы дела должностному лицу Башкортостанского УФАС России для привлечения ОАО "Белоозерский элеватор" и НО "СоюзБашхлебопродукт" РБ к административной ответственности в соответствии статьей 14.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ N370-А-291/11-10
14.09.2010 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Комиссия) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе <_> <_> <_> <_> руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 14.09. 2010 г. по делу NА-291/11-10 о нарушении ОАО "Белоозерский элеватор" (453070, Россия, Республика Башкортостан, с.Белое Озеро, ул.Элеваторная, 1) и НО "СоюзБашхлебопродукт" Республики Башкортостан (450018, Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Элеваторная, 1) пункта 1 части 1статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ОАО "Белоозерский элеватор" (453070, Россия, Республика
Башкортостан, с.Белое Озеро, ул.Элеваторная, 1) прекратить нарушение нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Совершить действия по устранению нарушений антимонопольного законодательства в части установления или поддержания цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок на услуги хранения зерна.
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 25.12.2010 г., представив в Башкортостанское УФАС России письменные доказательства, подтверждающие исполнение настоящего предписания (Копии надлежаще заверенных документов, свидетельствующих об исполнении предписания).
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от ответственности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (опубликовано 14 сентября 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016