Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
(опубликовано 15 сентября 2010 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2010 г.
Решение изготовлено в полном объеме 15 сентября 2010 г.
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Зубарев В.В.;
член Комиссии - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Куканова О.А.;
член Комиссии - специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б.,
рассмотрев дело N 03-37/26 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 и пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившееся в размещении рекламного ролика следующего содержания: ""Дом 5" предлагает самый широкий выбор в Марий Эл ламината и линолеума "Tarkett", линолеум от 150 рублей, "Дом 5" Суворова, 19 Б, Красноармейская слобода, 44",
в присутствии представителей:
ИП Сибагатуллина;
ООО "Креатив Альянс";
в отсутствие надлежащим образом уведомленного заявителя - заместителя директора по связям с общественностью ООО "Стройкомфорт" Г.,
УСТАНОВИЛА:
23 июня 2010 года в адрес Марийского УФАС России поступило заявление заместителя директора по связям с общественностью ООО "Стройкомфорт" Г о распространении ненадлежащей рекламы "Дом 5" на радиостанциях "Европа Плюс Йошкар-Ола" и "Ретро FM".
В ходе проведения мониторинга рекламы на указанных заявителем радиостанциях, специалистами Марийского УФАС России обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так с 10 часов 52 минут на волне "Ретро FM" транслировался рекламный ролик следующего содержания: ""Дом 5" предлагает самый широкий выбор в Марий Эл ламината и линолеума "Tarkett", линолеум от 150 рублей, "Дом 5" Суворова, 19 Б, Красноармейская слобода, 44" (далее - информация ИП Сибагатуллина).
Результаты мониторинга зафиксированы актом от 28 июня 2010 года.
Изготовление рекламного ролика осуществлялось, в соответствии с договором от 11 ноября 2009 года N 300-КА, заключенного между ООО "Креатив Альянс" и ИП Сибагатуллиным. С целью размещения рекламного ролика в средствах массовой информации между ООО "РГ "МариМедиа" и ИП Сибагатуллиным был заключен договор от 30.10.2009 года N 618-ММ. В эфире радиостанции "Европа Плюс Йошкар-Ола" рекламный ролик размещался на основании агентского договора от 31.12.2009 года N 02/2010, заключенного между ЗАО "Европа Плюс Йошкар-Ола" и ООО "РГ "МариМедиа"; в эфире радиостанции "Ретро FM" - на основании агентского договора от 31.12.2009 года N 01/2010, заключенного между ООО "МНВК" и ООО "РГ "МариМедиа".
В письме от 09.09.2010 N 09-КА директор ООО "Креатив Альянс" вину общества не признал, указав, что в ответ на предупреждение о возможном нарушении Закона о рекламе, Заказчик заявил о готовности ее подтверждения в случае возникновения вопросов.
На заседании Комиссии Марийского УФАС России представители ИП Сибагатуллина вину предпринимателя не признали, указав что рассматриваемая реклама является достоверной.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, информация ИП Сибагатуллина является рекламой.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Утверждение ""Дом 5" предлагает самый широкий выбор в Марий Эл ламината и линолеума "Tarkett"", указывает на преимущество торгового центра "Дом 5" перед другими магазинами строительно-отделочных товаров.
В качестве доказательства правомерности использования спорного утверждения, ИП Сибагатуллиным представлен прайс-лист от 30.07.2010 г. на реализуемые предпринимателем в ТЦ "Дом 5" товары (ламинат и линолеум).
С целью подтверждения, либо опровержения спорной фразы, Марийским УФАС России были направлены запросы в крупные торговые центры г. Йошкар-Олы, осуществляющие розничную торговлю ламината и линолеума (ТЦ "БауМаркет", ТЦ "Сайвер", ТЦ "Стройград", ТЦ "Мегахолл", ТЦ "Еврокомфорт").
Анализ представленных в Марийское УФАС России документов показал, что на момент распространения спорной рекламы (30.07.2010 года), ассортиментный перечень товаров, предназначенных для реализации в розницу торговыми центрами, составил:
- ТЦ "Дом 5" (ИП Сибагатуллин): 16 позиций линолеума "Tarkett" и 80 позиций ламината;
- ТЦ "Еврокомфорт": более 140 позиций линолеума "Tarkett" и 98 позиций ламината;
- ТЦ "Мегахолл": 137 позиций линолеума "Tarkett" и 158 позиций ламината;
- ТЦ "БауМаркет": 34 позиции линолеума "Tarkett" и 4 позиции ламината.
Таким образом, утверждение ""Дом 5" предлагает самый широкий выбор в Марий Эл ламината и линолеума "Tarkett"" не соответствует действительности, что является нарушением пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Кроме того, в представленном ИП Сибагатуллиным прайс-листе от 30.07.2010 г., линолеум "Tarkett" по цене 150 руб. не обнаружен.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, путем введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качеств и количества товара или в отношении его производителей. Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам, конкурентам либо могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Использование недостоверной рекламы ИП Сибагатуллиным направлено на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, которое выражается в том, что предприниматель, путем размещения рекламы заявляет о "Доме 5" как о торговом центре реализующем (предлагающем) самый широкий выбор в Марий Эл ламината и линолеума "Tarkett", в то время как данное заявление не соответствует действительности.
Такие действия ИП Сибагатуллина нарушают права и законные интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю ламината и линолеума "Tarkett" в Республике Марий Эл, в т.ч. ООО "Стройкомфорт" (ТЦ "Еврокомфорт"), и вправе рассчитывать на добросовестную конкуренцию на рынке оказываемых ими услуг.
Таким образом, реклама ИП Сибагатуллина нарушает требования пункта 4 части 2 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, реклама ИП Сибагатуллина является ненадлежащей.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение частей 2 и 3 статьи 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, является ИП Сибагатуллин. Таким образом, ИП Сибагатуллин является рекламодателем.
Лицом, осуществившим приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, является ООО "Креатив Альянс". Таким образом, ООО "Креатив Альянс" является рекламопроизводителем.
Согласно приложениям N 14р и N 15р к договору N 618-ММ от 30.10.2009 года размещение рекламы осуществлялось в эфире радиостанций: "Ретро FM" (с 01 июня по 30 июля 2010 года), "Европа Плюс Йошкар-Ола" (с 01 по 21 июня 2010 года). Однако, на момент рассмотрения дела, доказательств прекращения размещения рассматриваемой рекламы, представлено не было.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Сибагатуллина следующего содержания: ""Дом 5" предлагает самый широкий выбор в Марий Эл ламината и линолеума "Tarkett", линолеум от 150 рублей, "Дом 5" Суворова, 19 Б, Красноармейская слобода, 44", поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 и пункта 4 части 2 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП Сибагатуллину, ЗАО "Европа Плюс Йошкар-Ола", ООО "МНВК".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.В.Зубарев
Члены Комиссии О.А. Куканова
Е.Б.Жарикова
ПРЕДПИСАНИЕ N 03-37/26
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
15 сентября 2010 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Зубарев В.В.;
член Комиссии - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Куканова О.А.;
член Комиссии - специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б.,
на основании своего решения от 15 сентября 2010 года по делу N 03-37/26 о признании ненадлежащей рекламы ИП Сибагатуллина следующего содержания: ""Дом 5" предлагает самый широкий выбор в Марий Эл ламината и линолеума "Tarkett", линолеум от 150 рублей, "Дом 5" Суворова, 19 Б, Красноармейская слобода, 44" (далее - реклама "Дом 5"), ввиду нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 и пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ЗАО "Европа Плюс Йошкар-Ола" прекратить распространение рекламы "Дом 5" в эфире радиостанции "Европа Плюс Йошкар-Ола", которая содержит утверждение ""Дом 5" предлагает самый широкий выбор в Марий Эл ламината и линолеума "Tarkett", линолеум от 150 рублей", нарушающей требования пункта 1 части 3 статьи 5 и пункта 4 части 2 статьи 5 Закона о рекламе.
Срок исполнения предписания 10 дней со дня получения настоящего предписания.
2. ЗАО "Европа Плюс Йошкар-Ола" представить в Марийское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 октября 2010 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Марийское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.В.Зубарев
Члены Комиссии О.А. Куканова
Е.Б.Жарикова
ПРЕДПИСАНИЕ N 03-37/26
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
15 сентября 2010 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Зубарев В.В.;
член Комиссии - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Куканова О.А.;
член Комиссии - специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б.,
на основании своего решения от 15 сентября 2010 года по делу N 03-37/26 о признании ненадлежащей рекламы ИП Сибагатуллина следующего содержания: ""Дом 5" предлагает самый широкий выбор в Марий Эл ламината и линолеума "Tarkett", линолеум от 150 рублей, "Дом 5" Суворова, 19 Б, Красноармейская слобода, 44" (далее - реклама "Дом 5"), ввиду нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 и пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "МНВК" прекратить распространение рекламы "Дом 5" в эфире радиостанции "Ретро FM", которая содержит утверждение ""Дом 5" предлагает самый широкий выбор в Марий Эл ламината и линолеума "Tarkett", линолеум от 150 рублей", нарушающей требования пункта 1 части 3 статьи 5 и пункта 4 части 2 статьи 5 Закона о рекламе.
Срок исполнения предписания 10 дней со дня получения настоящего предписания.
2. ООО "МНВК" представить в Марийское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 октября 2010 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Марийское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.В.Зубарев
Члены Комиссии О.А. Куканова
Е.Б.Жариков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (опубликовано 15 сентября 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016