Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области
от 20 августа 2015 г. N 04-48/27-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц,
в присутствии представителей:
- Заказчика - МУП "Комэнерго" Хасынского района,
- Заявителя - ИП Брянцева В.В.,
рассмотрела жалобу ИП Брянцева В.В. (вх. N 01/2131 от 17.08.2015 г.) на действия заказчика - МУП "Комэнерго" Хасынского района, при проведении запроса предложений на право заключения договора на перевозку мазута автомобильным транспортом в количестве 4753,11 тонн натурального топлива (тнт) по маршруту: Морской порт г. Магадан (заправочные терминалы) - Муниципальное образование "поселок Палатка" котельная п. Палатка МУП "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области); производственная территория п. Палатка тнт. (реестровый номер извещения 31502627210).
Информация о поступившей жалобе, в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
(далее - Закон о защите конкуренции), размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: http://magadan.fas.gov.ru/.
Заявитель указал, что Комиссией по осуществлению закупок МУП "Комэнерго" с нарушением норм Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" незаконно отказано в допуске на участие в закупке (реестровый номер 31502627210). С нарушением норм действующего законодательства разработана и размещена документация о закупке МУП "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области", а именно:
- документация о закупке не содержит информации о форме, порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации закупки;
- в п. 15 Приложения N 3 "Техническое задание" и в п. 15 Приложения N 1 к договору установлено, что участник закупки должен иметь допуск к перевозке опасных грузов на транспортное средство полупрецеп/прицеп, заявитель полагает, что мазут марки М 100 опасным грузом не является, и допуск к перевозке опасных грузов не требуется;
- нарушены требования по размещению протоколов закупки (реестровый номер извещения 31502627210).
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь положениями Закона о закупках, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Магаданского УФАС России, установила:
1. 03.08.2015 Заказчиком - МУП "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru размещено Извещение о проведении запроса предложений на право заключения договора на перевозку мазута автомобильным транспортом в количестве 4753,11 тонн натурального топлива (тнт) по маршруту: Морской порт г. Магадан (заправочные терминалы) - Муниципальное образование "поселок Палатка" котельная п. Палатка МУП "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области); производственная территория п. Палатка тнт. (реестровый номер извещения 31502627210).
Начальная (максимальная) цена договора: 7 618 474,83 (семь миллионов шестьсот восемнадцать тысяч четыреста семьдесят четыре рубля) 83 копейки.
Всего на участие в запросе предложений, согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок от 13 августа 2015 года было подано 3 заявки.
Две заявки на участие в запросе предложений, в том числе и заявка ИП Брянцева В.В. были отклонены, по причине несоответствия поданных заявок требованиям документации.
Ввиду того, что всего одна заявка была допущена к дальнейшей процедуре торгов, закупка (реестровый номер извещения 31502627210) признана несостоявшейся.
Победителем было признано ООО "Фарист-авто" с предложением цены договора 6 654 354 рублей 00 копеек.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).
В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (ч. 3 ст. 3 Закона о закупках).
Согласно ч. 5 ст.4 Закона о закупках, при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
В соответствии с ч. 8 ст.4 Закона о закупках, извещение о закупке является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Из представленных Заказчиком документов установлено, что Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области (далее - Положение) введено в действие Приказом директора МУП "Комэнерго" N 312 от 22.07.2015 г.
Вышеуказанным Положением, предусмотрен такой вид закупки, как запрос предложений.
2. В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок от 13 августа 2015 года, заявка ИП Брянцева В.В. была не допущена к дальнейшей процедуре торгов по причине несоответствия поданной заявки требованиям документации, а именно в Форме 1 "Форма заявки на участие в открытом запросе предложений" неверно указан номер закупки.
Изучив представленные Заказчиком материалы, в том числе оригиналы заявок участников закупки, Комиссия Магаданского УФАС России пришла к выводу, что формально закупочная Комиссия правомерно отказала в допуске на участие в закупке участнику ИП Брянцеву В.В.
Таким образом, в действиях закупочной Комиссии отсутствуют нарушения действующего законодательства о закупках.
3. В соответствии с п.10 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В Закупочной документации для участия в запросе предложений на право заключения договора на перевозку мазута автомобильным транспортом в количестве 4753,11 тонн натурального топлива (тнт) по маршруту: Морской порт г. Магадан (заправочные терминалы) - Муниципальное образование "поселок Палатка" котельная п. Палатка МУП "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области); производственная территория п. Палатка тнт. (реестровый номер извещения 31502627210), отсутствует информация о форме, порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления закупки разъяснений положений документации о закупки.
Таким образом, отсутствие в документации сведений о форме, порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации, является нарушением п. 10 ч.10 ст. 4 Закона о закупках.
4. П. 14 Приложения N 3 "Техническое задание" и п. 14 Приложения N 1 к договору содержит требование к автотранспорту: толщина стенки автоцистерны должна быть не менее 150 мм.
Согласно ГОСТу 1510 транспортирование наливом нефтяного топлива (мазут марки М-100, 3 вид, ГОСТ 10585-99) осуществляется автоцистерной.
Вышеуказанный ГОСТ не содержит положений, устанавливающих параметры толщины стенки автоцистерны.
Толщину стенок автоцистерны рассчитывают по формулам, приведенным в ГОСТе Р 50913-96 "Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования".
Согласно вышеуказанному ГОСТу, цистерны диаметром менее 1,8 м должны иметь толщину стенок не менее 5 мм, диаметром более 1,8 м - не менее 6 мм при изготовлении их из металла. Если цистерна имеет защиту от повреждений, вызываемых ударами сбоку или опрокидыванием, допускается уменьшение толщины стенок цистерны соответственно до 3 мм для цистерны диаметром до 1,8 м и до 4 мм - для цистерны диаметром более 1,8 м.
Из пояснений Заказчика следует, что при установлении в документации параметров толщины стенки автоцистерны - не менее 150 мм, учитывается толщина самой стенки автоцистерны и толщина утеплителя, т.е. в установленные параметры входит толщина стенки автоцистерны вместе с утеплителем.
Таким образом, действия Заказчика при установлении в документации
о закупке требования к автотранспорту: толщина стенки автоцистерны должна быть не менее 150 мм., без пояснения, что данная величина включает в себя помимо толщины стенки автоцистерны еще и толщину утеплителя, могут ввести в заблуждение потенциальных участников закупки и привести к ограничению круга участников закупки, что является нарушением п.2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках.
5. В п. 15 Приложения N 3 "Техническое задание" и в п. 15 Приложения N 1 к договору установлено, что участник закупки должен иметь допуск к перевозке опасных грузов на транспортное средство полупрецеп/прицеп.
Согласно классификации, применяемой в ДОПОГ, жидкость, имеющая температуру не ниже 100С, но не ниже ее температуры вспышки, загружаемая при температуре выше 190С, в случае ее перевозки является опасным грузом класса 9 (N ООН 3257).
Таким образом, если температура жидкости ниже, чем указано в описании вещества, отнесенного к N ООН 3257, то классифицировать эту жидкость как опасный груз 9 класса невозможно. Согласно ДОПОГ, жидкость, имеющая температуру вспышку более 60С и ниже 100С, не может быть квалифицированна как опасный груз.
Согласно ГОСТу 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" вещество, имеющее температуру вспышки более 90С, в случае его перевозки не является опасным грузом.
Из технических характеристик мазута марки топочный 100 следует, что температура его вспышки по норме ГОСТа - 110С, а фактически 113С, в связи с чем, с учетом физических свойств и условий перевозки "мазут М-100" не может рассматриваться в качестве опасного груза при перевозке его наземным сухопутным транспортом, следовательно допуск к перевозке опасных грузов на транспортное средство не требуется.
На заседании Комиссии Заказчик согласился с доводами Заявителя, и признал, что установление требования о наличии у участника закупки допуска к перевозке опасных грузов на транспортное средство, является неправомерным.
Таким образом, установление требования о допуске к перевозке опасных грузов на транспортное средство полупрецеп/прицеп, является нарушением п.2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках.
6. В соответствии с ч. 12 ст. 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Согласно п.п. 53.10 Положения во время вскрытия конвертов с Предложениями ведется протокол вскрытия Предложений, в котором отражается вся оглашенная информация. Протокол подписывается всеми присутствующими членами Комиссии непосредственно после вскрытия конвертов с предложениями и размещается Заказчиком на официальном сайте в течении трех дней, следующих за днем его подписания.
В представленных Заказчиком материалах и на официальном сайте отсутствует Протокол вскрытия конвертов, что является нарушением законодательства о закупках.
Таким образом, не составив и не разместив в единой информационной системе протокол вскрытия конвертов, Заказчик нарушил ч.12 ст. 4 Закона о закупках и п.п. 53.10 Положения о закупках.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания.
На основании изложенного, руководствуясь частями 20, 22, 23 статьи 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Магаданского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц решила:
1. Признать жалобу ИП Брянцева В.В. (вх. N 01/2131 от 17.08.2015 г.) на действия заказчика - Муниципального унитарного предприятия "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области, при проведении запроса предложений на право заключения договора на перевозку мазута автомобильным транспортом в количестве 4753,11 тонн натурального топлива (тнт) по маршруту: Морской порт г. Магадан (заправочные терминалы) - Муниципальное образование "поселок Палатка" котельная п. Палатка МУП "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области); производственная территория п. Палатка тнт., (реестровый номер извещения 31502627210) обоснованной.
2. Признать Заказчика - МУП "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области нарушившим порядок организации и проведения открытого запроса предложений, выразившегося в нарушении п.2 ч.1 ст.3, п.10 ч.10 ст.4, ч.12 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и п.п. 53.10 Положения о закупках МУП "Комэнерго" Хасынского района.
3. В связи с выдачей Предписания по делу N 04-48/26-2015, Предписание по настоящему делу не выдавать.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 20 августа 2015 г. N 04-48/27-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016