Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 25 августа 2015 г. N 05-01/34-15/Р3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя Комиссии: члены Комиссии:
|
<_> - руководитель Смоленского УФАС России. <_> - начальник отдела контроля товарных рынков и рекламы Смоленского УФАС России, |
|
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и рекламы Смоленского УФАС России, |
рассмотрев дело N 05-01/34-15/РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденного в отношении ООО "Афродита" по факту распространения наружной рекламы салона красоты "Афродита", с изображением женского образа в непристойном виде, в которой усматриваются признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), в присутствии исполнительного директора ООО "Афродита" (местонахождение: 214000, г. Смоленск, ул. Оршанская, д. 15, кв. 6) <_> (нотариальная доверенность N 67 АА 0546935 от 25.10.2013), установила:
в Смоленское УФАС России 13.05.2015 (вх. N 1068/05) поступило обращение <_> (перенаправлено Аппаратом Администрации Смоленской области письмом от 08.05.2015 исх. N 13/3349 для рассмотрения), в котором указано следующее. В городе Смоленске много рекламных щитов, на которых изображены слишком обнаженные женщины, в том числе, с остановки трамвая на ул. Румянцева можно увидеть рекламу салона красоты "Афродита" с женским образом в непристойном виде. <_> просит принять соответствующие меры к распространителям такой рекламы, которая, по её мнению, является неэтичной.
В ходе проведения должностными лицами Смоленского УФАС России 26.05.2015 мероприятий по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении наружной рекламы, было установлено, что в г. Смоленске, ул. 25 Сентября, д. 30-А, на входе в салон красоты "Афродита", установлена рекламная конструкция с рекламой следующего содержания:
"Солярий
и изображение женского образа в непристойном виде".
Согласно статье 3 Закона "О рекламе": "Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама".
Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц - распространяется на улицах города и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, направлена на привлечение внимания, продвижение на рынке, формирование и поддержание интереса к услугам, которые оказывает салон красоты "Афродита".
Смоленским УФАС России 13.07.2015 в отношении ООО "Афродита" было вынесено Определение о возбуждении дела N 05-01/34-15/РЗ по признакам нарушения части 6 статьи 5 Закона "О рекламе". В указанном Определении рассмотрение дела было назначено на 04.08.2015. В Определении у ООО "Афродита" запрашивались документы и информация, необходимые Комиссии Смоленского УФАС России для принятия обоснованного решения по существу дела. До начала рассмотрения дела документы и информация, запрашиваемые в указанном Определении, в Смоленское УФАС России представлены не были. На рассмотрение дела N 05-01/34-15/РЗ 04.08.2015 представители ООО "Афродита" не явились.
В целях всестороннего и полного рассмотрения дела, необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств по делу и так как срок рассмотрения дела
N 05-01/34-15/РЗ истекает 13.08.2015, Комиссией Смоленского УФАС России 04.08.2015 вынесены определения о продлении срока рассмотрения дела 05-01/34-15/РЗ до 13.10.2015 и об отложении рассмотрения дела N 05-01/34-15/РЗ, в котором рассмотрение дела назначено на 25.08.2015.
Комиссия Смоленского УФАС России на рассмотрении дела N 05-01/34-15/РЗ 25.08.2015, исследовав все материалы дела, установила следующее.
Согласно требованиям части 6 статьи 5 Закона "О рекламе": "В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия".
В Смоленском УФАС России 02.07.2015 состоялось заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Смоленском УФАС России, на котором обсуждались вопросы о том, можно ли отнести к непристойным образы женщин и мужчин используемых на различных средствах наружной рекламы (среди которых в приложении N 8 были представлены фотографии указанной рекламы) и присутствуют ли в такой рекламе нарушения части 6 статьи 5 Закона "О рекламе". Экспертный совет единогласно признал, что изображение женского образа, который используется в рекламе салона красоты "Афродита", размещаемой по адресу: г. Смоленск, ул. 25 Сентября, д. 30-А, относится к непристойной и реклама не соответствует требованиям части 6 статьи 5 Закона "О рекламе".
Согласно Толковому словарю русского языка Ожегова С.И.: непристойный - неприличный, бесстыдный; неприличный - не соответствующий, противоречащий правилам приличия; бесстыдный - лишенный чувства стыда, противоречащий
общественной морали, непристойный. Неприличный - противоречащий правилам приличия; показываться в таком костюме неприлично.
Согласно Толковому словарю Ефремовой, неприличный - не отвечающий, противоречащий правилам приличия; непристойный; поступающий против правил приличия.
На основании Большого толкового словаря русского языка по редакцией Кузнецова С.А., неприличный - не соответствующий, противоречащий правилам приличия, хорошего тона, непристойный; не соблюдающий правил приличия.
Таким образом, неприличный образ - нарушение правил поведения, принятых обществом в целом или отдельной социальной группой в данной ситуации. Приличие же представляет собой правило поведения, пристойность, а приличный - значит соответствующий приличиям, пристойный, подобающий, уместный. Понятие неприличности является родственным и сходным по значению непристойному. Непристойный образ (внешний вид, облик) - это образ, способный вызвать у потребителя рекламы ощущение своей неуместности и недопустимости, то есть несоответствия данной обстановке, ситуации.
Учитывая вышеизложенное, указанная реклама является неэтичной, так как содержит откровенный женский образ с условной привязкой к объекту рекламирования - солярию; образ модели доминирует над фоном; сексуальные конфигурации, жесты, поза в рекламном макете представляются предельно реалистичными и при этом имеют половое тождество. Изображение женского образа в непристойном виде в рекламе солярия салона красоты "Афродита", нарушает принятые в обществе нормы морали и нравственности, является общедоступным и существенно затрагивает личные неимущественные права неопределенно большого круга лиц, что указывает на признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона "О рекламе".
Ответственность за нарушение требований, установленных статьёй 5 Закона "О рекламе", согласно части 6 статьи 38 Закона "О рекламе", несет рекламодатель. Согласно статье 3 Закона "О рекламе": "рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо".
Деятельность в солярии салона красоты "Афродита", расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. 25 Сентября, д. 30-А, осуществляет ООО "Афродита". Таким образом, рекламодателем указанной выше рекламы является ООО "Афродита".
На рассмотрении N 05-01/34-15/РЗ дела исполнительный директор ООО "Афродита" <_> пояснила, что с нарушениями Закона "О рекламе" согласна, нарушение было допущено неумышленно, реклама была изготовлена по заказу ООО "Афродита" по устной договоренности с одной из рекламных фирм. В настоящее время нарушения устранены, реклама снята с фасада здания.
Однако, до рассмотрения дела по существу, каких либо доказательств об устранении нарушения Закона "О рекламе", ООО "Афродита" Комиссии представлено не было.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей размещаемую в городе Смоленске наружную рекламу солярия салона красоты "Афродита", в которой содержится женский образ в непристойном виде, что не допускается, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Афродита" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Решение в полном объеме изготовлено "07" сентября 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
25 августа 2015 г. г. Смоленск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя Комиссии: члены Комиссии:
|
<_> - руководитель Смоленского УФАС России. <_> - начальник отдела контроля товарных рынков и рекламы Смоленского УФАС России, |
|
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и рекламы Смоленского УФАС России, |
на основании своего решения от 25.08.2015 по делу N 05-01/34-15/РЗ о признании ненадлежащей наружной рекламы солярия салона красоты "Афродита", в которой содержится женский образ в непристойном виде, что не допускается, поскольку в ней содержатся нарушения требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"),
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 44 и 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
Обществу с ограниченной ответственностью "Афродита" (местонахождение: 214000, г. Смоленск, ул. Оршанская, д. 15, кв. 6) в десятидневный срок, со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: демонтировать ненадлежащую рекламу солярия салона красоты "Афродита", расположенную по адресу: г. Смоленск, ул. 25 Сентября, д. 30-А, на входе в салон красоты "Афродита".
Обществу с ограниченной ответственностью "Афродита" (местонахождение: 214000, г. Смоленск, ул. Оршанская, д. 15, кв. 6) представить в Смоленское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 18.08.2015.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, Смоленское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 25 августа 2015 г. N 05-01/34-15/Р3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016