Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 21 января 2010 г. N 56
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Лопаткина Т.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы;
Носкова И.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
Скоп Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы;
Салтевский В.А. - специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков,
рассмотрев дело N 56, возбуждённое в отношении ООО "СибМед" по фактам размещения рекламных роликов комплекса "Гликоэрг" в эфире "Радио России" (г. Барнаул и г. Уфа) с признаками нарушения:
- п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. (далее - Федеральный закон "О рекламе"), согласно которому в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, т.е. положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
- п. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О рекламе", согласно которому реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
в присутствии представителей:
заявителей - <_> не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (уведомление о вручении N 63001119952944), <_> не явился, извещён о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (уведомление о вручении N 63001119952913);
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО "СибМед" не явился, извещён о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (уведомление о вручении 63001119952951), установила
В Новосибирское УФАС России было передано Алтайским краевым УФАС России заявление <_> (Вх. N 7112 от 20.10.2009 г.) о трансляции в эфире "Радио России" (Алтайский край) информации следующего содержания: "Сахарный диабет приводит к снижению, а затем к потере зрения. Вызывает гангрену, а затем ампутацию. Приковывает миллионы людей на земле к ежедневным инъекциям инсулина. Новосибирские разработчики создали комплекс "Гликоэрг". Это не лекарство, это сенсация среди методов борьбы с сахарным диабетом. Телефон в Барнауле: 22-61-59".
Согласно ст. 3 Федерального закона "О рекламе", реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Следовательно, вышеописанная информация является рекламной, т.к. отвечает всем признакам определения рекламы.
Согласно материалам проверки, проведённой Алтайским краевым УФАС России, между ЗАО "Видео Интернешнл-Новосибирск" (Агентство) и ООО "СибМед" (рекламодатель) заключён Договор N 222 от 01.05.2009 г., в соответствии с Графиками размещения к которому в мае-сентябре 2009 г. на радиоканале "Радио России Барнаул" ежедневно кроме субботы и воскресенья по 25 сек с 858 до 2358 каждый час кроме 1258 и 1858 транслировалась вышеназванная реклама. В свою очередь ЗАО "Видео Интернешнл-Новосибирск" заключён договор с ЗАО "Видео Интернешнл "Трэнд". Предметом Договора N ВТ-081201-119Г от 01.12.2008 г. является оказание Компании (ЗАО "Видео Интернешнл-Новосибирск") в период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. услуг по проведению рекламной кампании (рекламных кампаний) рекламного проекта "ВИ Новосибирск" путём размещения рекламы в региональном эфире радиоканала. А ЗАО "Видео Интернешнл "Трэнд" заключён комиссионный договор N ВТ-859/1107-2 от 14.11.2007 г. с ЗАО "Видео Интернешнл-Приоритет". В соответствии с данным договором Компания (ЗАО "Видео Интернешнл-Приоритет"), действуя в качестве комиссионера ВГТРК (на основании договора N 3959/1080 (АП-5/1107) от 14.11.2007 г.) поручило, а Агентство (ЗАО "Видео Интернешнл "Трэнд"), действуя в качестве комиссионера Компании и субкомиссионера ФГУП "ВГТРК", обязалось за комиссионное вознаграждение совершать сделки от своего имени, но за счёт Компании с заказчиками на оказание последним услуг по размещению региональной рекламы.
В материалах дела имеются Акты об оказании услуг и взаиморасчётах N ВТ-081201-119Г-0909А от 30.09.2009 г., N ВТ-081201-119Г-0809А от 31.08.2009 г., N ВТ-081201-119Г-0709А от 31.07.2009 г., N ВТ-081201-119Г-0609А от 30.06.2009 г. и N ВТ-081201-119Г-0509А от 31.05.2009 г. к Договору N ВТ-081201-119Г от 01.12.2008 г., по которому стороны (ЗАО "Видео Интернешнл-Новосибирск" и ЗАО "Видео Интернешнл "Трэнд") никаких претензий по оказанию услуг и их оплате друг к другу не имеют, следовательно, услуги оказаны в полном объёме.
Также имеются и Акты по договору N ВТ-859/1107-2 между ЗАО "Видео Интернешнл "Трэнд" и ЗАО "Видео Интернешнл-Приоритет" от 31.05.2009 г., 30.06.2009 г., 31.07.2009 г., 31.08.2009 г. и 30.09.2009 г.
Заявление по факту распространения аналогичной радиорекламы в республике Башкортостан было передано в Новосибирское УФАС России Прокуратурой Октябрьского района г. Новосибирска (Вх. N 7450 от 06.11.2009 г.). Информация следующего содержания: "Сахарный диабет приводит к снижению, а затем к потере зрения. Вызывает гангрену, а затем ампутацию. Приковывает миллионы людей на земле к ежедневным инъекциям инсулина. Если вы хотите избежать этого, то слушайте! Новосибирские разработчики создали комплекс "Гликоэрг". Это не лекарство, это сенсация среди методов борьбы с сахарным диабетом. Консультируйтесь о противопоказаниях. Заказывайте комплекс "гикоэрг". Телефон в Уфе: 229-45-75" распространялась в эфире "Радио России-УФА".
Согласно материалам проверки, производство и размещение рекламно-информационных материалов в эфире радиовещания осуществил филиал ФГУП "ВГТРК". Так, между ГТРК "Башкортостан" филиал ФГУП "ВГТРК" и ООО "СибМед" заключён Договор N 13/1 от 26.01.2009 г.
Также в материалах дела имеются Акты сдачи-приёмки выполненных работ от 31.03.2009 г. и от 30.04.2009 г. к Договору N 13/1 от 26.01.2009 г., по которому Заказчик (ООО "СибМед") претензий к Исполнителю (ГТРК "Баркортостан" филиал ФГУП "ВГТРК") не имеет, следовательно, услуги оказаны в полном объёме.
В аудиозаписях, предоставленных ООО "СибМед" имеются следующие фрагменты. Сначала текст рекламы констатирует факты: "Сахарный диабет приводит к снижению, а затем к потере зрения. Вызывает гангрену, а затем ампутацию. Приковывает миллионы людей на земле к ежедневным инъекциям инсулина". Следующий отрывок рекламного текста акцентирует внимание слушателей на том, что выход из сложившегося положения вещей есть: "Если вы хотите избежать этого, то слушайте! Новосибирские разработчики создали комплекс "Гликоэрг". Последнее предложение: "Это не лекарство, это сенсация среди методов борьбы с сахарным диабетом" свидетельствует не о том, что рекламируемое средство не является лекарством, а за счёт своей эмоциональной окраски подчёркивает особый целебный характер данной биологически активной добавки.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, т.е. положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Также в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 25 вышеназванного Федерального закона, реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
Ответственность за нарушение вышеупомянутых требований несёт рекламодатель. В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В данном случае рекламодателем (следовательно, нарушителем законодательства о рекламе) является ООО "СибМед".
В отзыве на определение о возбуждении дела (Вх. N 281 от 19.01.2010 г.) ООО "СибМед" своей вины не признаёт, считая, что "рассматриваемый рекламный ролик не может создавать впечатления, что товар является лекарством, в силу того, что в тексте рекламы было буквально указано, что препарат является биологически активной добавкой. "Это не лекарство, а сенсация_". Данная фраза указывает только на то, о чём в ней говорится. А эмоциональное восприятие не является критерием правовой оценки ненадлежащей рекламы".
Данный довод не принят Комиссией по следующему основанию. Согласно толковому словарю русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю., "сенсация": 1) волнующее всех сильное впечатление от какого-нибудь события; 2) событие или сообщение, производящее такое впечатление. "Бороться" в соответствии с тем же толковым словарём: 1) нападая, стараться осилить в единоборстве; 2) сражаться или состязаться, стремясь победить; 3) стремиться уничтожить, искоренить; 4) добиваться чего-нибудь, преодолевая препятствия, трудности; 5) О чувствах, стремлениях: вступать в противоречие, в столкновение. Таким образом, рекламная фраза "это сенсация среди методов борьбы с сахарным диабетом" обозначает некий препарат, который всех сильно впечатлил как один из методов уничтожения, искоренения сахарного диабета. Однако в свидетельстве о гос. регистрации биологически активной добавки к пище "Гликоэрг" N 77.99.23.3.У.288.1.08 от 17.01.2008 г. сказано, что она является источником элеутерозидов, дополнительным источником липоевой кислоты, витаминов С, В1, содержащей магний, а в инструкции изготовителя ООО "НПП "Метамед" по применению комплекса "Гликоэрг" определено, что он является источником биологически активных веществ, улучшающих энергетический (углеводный) обмен при возрастных нарушениях и метаболическом синдроме, но нигде в документах не упоминается о комплексе "Гликоэрг" как о средстве, помогающем излечиться полностью или хотя бы частично от сахарного диабета. Показания комплекса "Гликоэрг": 1) возрастные нарушения углеводно-жирового обмена (повышение глюкозы крови более 6,1 ммоль/л, повышение глюкозы крови через 2 часа после сахарной нагрузки более 7,8 ммоль/л, снижение холестерина липопротеидов высокой плотности у мужчин менее 0,9 ммоль/л; у женщин менее 1,0 ммоль/л, повышение общего холестерина крови более 5,0 ммоль/л, повышение триглицеридов крови более 1,7 ммоль/л; 2) избыточная масса тела и ожирение преимущественно при абдоминальном типе жироотложения у мужчин ОТ более 94 см, и/или ОТ/ОБ более 0,9; у женщин ОТ более 80 см, и/или ОТ/ОБ более 0,85; 3) активизация углеводного обмена в физиологическом суточном ритме.
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признаётся ненадлежащей (п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе"). Ненадлежащая реклама не допускается.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ N 508 от 17.08.2006 г., решила
1. Признать ненадлежащими рекламные ролики комплекса "Гликоэрг": "Сахарный диабет приводит к снижению, а затем к потере зрения. Вызывает гангрену, а затем ампутацию. Приковывает миллионы людей на земле к ежедневным инъекциям инсулина. Новосибирские разработчики создали комплекс "Гликоэрг". Это не лекарство, это сенсация среди методов борьбы с сахарным диабетом. Телефон в Барнауле: 22-61-59" и "Сахарный диабет приводит к снижению, а затем к потере зрения. Вызывает гангрену, а затем ампутацию. Приковывает миллионы людей на земле к ежедневным инъекциям инсулина. Если вы хотите избежать этого, то слушайте! Новосибирские разработчики создали комплекс "Гликоэрг". Это не лекарство, это сенсация среди методов борьбы с сахарным диабетом. Консультируйтесь о противопоказаниях. Заказывайте комплекс "гикоэрг". Телефон в Уфе: 229-45-75", размещённые ООО "СибМед" в эфире "Радио России" (г. Барнаул) в мае-сентябре 2009 г. ежедневно кроме субботы и воскресенья и "Радио России" (г. Уфа) в марте-апреле 2009 г. соответственно, поскольку в них нарушены требования п. 6 ч. 5 ст. 5 и п. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "СибМед" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объёме "28" января 2010 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии И.Р. Носкова
Е.А. Скоп
В.А. Салтевский
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"21" января 2010 года г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Лопаткина Т.В. - заместитель руководителя управления-начальник отдела рекламы;
Носкова И.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
Скоп Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы;
Салтевский В.А. - специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков,
на основании своего решения от "21" января 2010 г. по делу N 56 о признании ненадлежащими рекламных роликов комплекса "Гликоэрг", размещённых ООО "СибМед" в эфире "Радио России" (г. Барнаул) в мае-сентябре 2009 г. ежедневно кроме субботы и воскресенья и "Радио России" (г. Уфа) в марте-апреле 2009 г.,
и в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. (далее - Федеральный закон "О рекламе"), п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает
1. ООО "СибМед" в течение 5 (пяти) календарных дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: не допускать распространения рекламы с нарушением:
- п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", согласно которому в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, т.е. положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
- п. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О рекламе", согласно которому реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
в т.ч. рекламных роликов комплекса "Гликоэрг": "Сахарный диабет приводит к снижению, а затем к потере зрения. Вызывает гангрену, а затем ампутацию. Приковывает миллионы людей на земле к ежедневным инъекциям инсулина. Новосибирские разработчики создали комплекс "Гликоэрг". Это не лекарство, это сенсация среди методов борьбы с сахарным диабетом. Телефон в Барнауле: 22-61-59" и "Сахарный диабет приводит к снижению, а затем к потере зрения. Вызывает гангрену, а затем ампутацию. Приковывает миллионы людей на земле к ежедневным инъекциям инсулина. Если вы хотите избежать этого, то слушайте! Новосибирские разработчики создали комплекс "Гликоэрг". Это не лекарство, это сенсация среди методов борьбы с сахарным диабетом. Консультируйтесь о противопоказаниях. Заказывайте комплекс "гикоэрг". Телефон в Уфе: 229-45-75"
2. ООО "СибМед" (630102, г. Новосибирск, ул. Инская, 67) представить в Новосибирское УФАС России доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания до "26" февраля 2010 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с ч. 2.4 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии И.Р. Носкова
Е.А. Скоп
В.А. Салтевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 21 января 2010 г. N 56
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016