Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 27 февраля 2015 г. N 05-15/52-14
Резолютивная часть решения оглашена 24.02.2015 г. Москва
В полном объеме решение изготовлено 27.02.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии - А.А. Азаренко, заместителя руководителя Московского областного УФАС России; членов Комиссии - Д.В. Бердникова, начальника отдела антимонопольного контроля Московского областного УФАС России; Е.Л. Гукасяна, заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Московского областного УФАС России; Г.В. Рогозы, главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Московского областного УФАС России, рассмотрев дело N 05-15/52-14 по признакам нарушения ООО "Региональное общество сбыта "Продукт" (далее - ООО "Роспродукт") (место нахождения: 107140, г. Москва, 1-й Красносельский переулок, д. 3), ООО "ФАНТОМ" (место нахождения: 111394, г. Москва, Зеленый проспект, д. 34, комната 1) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), установила:
Основанием для возбуждения Дела N 05-15/52-14 о нарушении антимонопольного законодательства послужило обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства в материалах, представленных электронной торговой площадкой ЗАО "Сбербанк-АСТ" (вх. от 30.05.2014 N 6123) на запрос Московского областного УФАС России.
Согласно представленным ЗАО "Сбербанк-АСТ" материалам, ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом" являлись единственными участниками электронных аукционов с реестровыми NN 0348200005213000110, 0348200032313000053. При этом, подача заявок и ценовых предложений ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом", а также заключение контрактов, происходили с одного IP-адреса.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и возражения сторон, Комиссией установлено следующее.
ООО "Роспродукт" является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного Протоколом общего собрания участников N 1/2014 от 07.02.2014.
ООО "Роспродукт" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 12.11.2002 за основным государственным регистрационным номером 1025000655976 Инспекцией МНС России по г. Видное Московской области.
Основным видом деятельности ООО "Роспродукт" является оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия.
ООО "Фантом" является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного Решением общего собрания учредителей 31.10.2012 Протокол N 1.
ООО "Фантом" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 09.11.2012 за основным государственным регистрационным номером 1127747131401 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве.
Основным видом деятельности ООО "Фантом" является оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия.
Таким образом, ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом" осуществляют деятельность на одном товарном рынке и являются конкурентами.
На официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о размещении заказов в сети Интернет zakupki.gov.ru (далее - сайт zakupki.gov.ru) ГБУЗ "Психиатрическая больница N 8" (место нахождения: 142611, Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Торфобрикетная, д. 42) 04.12.2013 размещено Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме с реестровым N 0348200005213000110, предметом которого является право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания.
Электронный аукцион с реестровым N 0348200005213000110 состоялся 19.12.2013. В указанном электронном аукционе приняли участие два хозяйствующих субъекта: ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом".
В соответствии с извещением о проведении открытого аукциона, общая начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦ) составила 2 165 100 рублей 00 копеек.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона с реестровым N 0348200005213000110, комиссией ГБУЗ "Психиатрическая больница N 8" было принято решение о соответствии 2-х участников требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме: ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом".
Протоколом подведения итогов электронного аукциона зафиксировано предложение ООО "Роспродукт" в размере 2 143 449,00 руб. (1% от НМЦ), ООО "Фантом" - 2 154 274,50 руб. (0,5% от НМЦ).
Контракт заключен с ООО "Роспродукт" по цене 2 143 449,00 руб.
На Сайте zakupki.gov.ru ГБУЗ Московской области "Психиатрическая больница N 12" (место нахождения: Российская Федерация, 143822, Московская область, Лотошинский р-н, с. Микулино, ул. Парковая, д. 21) 02.12.2013 был опубликован аукцион в электронной форме с реестровым
N 0348200032313000053.
Предметом аукциона являлось право заключения государственного контракта на поставку крупы.
Аукцион состоялся 19.12.2013 в котором приняло участие два хозяйствующих субъекта ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом".
НМЦ составила 2 561 400,00 руб.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона зафиксировано предложение ООО "Роспродукт" в размере 2 522 900,00 руб (1,5% от НМЦ), ООО "Фантом" - 2 535 786,00 руб (1% от НМЦ),
Контракт заключен с ООО "Роспродукт" по цене 2 522 900,00 руб.
Согласно протоколам проведения Электронных аукционов с реестровыми NN 0348200005213000110, 0348200032313000053, ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом" ограничились подачей по одному ценовому предложению, что свидетельствует об отказе от конкурентной борьбы.
Согласно материалам дела N 05-15/52-14 о нарушении антимонопольного законодательства, заявки и ценовые предложения ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом" на указанных электронных аукционах были поданы с одного IP-адреса 141.136.118.211, контракты были заключены также с IP-адреса 141.136.118.211.
Аукцион N 0348200005213000110 | |||
Наименование организации |
IP-адрес подачи заявок на аукцион |
IP-адрес подачи ценовых предложений |
IP-адрес подписания контракта |
ООО "Роспродукт" |
141.136.118.211 |
141.136.118.211 |
141.136.118.211 |
ООО "Фантом" |
141.136.118.211 |
141.136.118.211 |
--- |
Аукцион N 0348200032313000053 | |||
ООО "Роспродукт" |
141.136.118.211 |
141.136.118.211 |
141.136.118.211 |
ООО "Фантом" |
141.136.118.211 |
141.136.118.211 |
--- |
В результате анализа IP-адреса 141.136.118.211 установлено, что владельцем данного IP-адреса, по которому предоставляются услуги доступа к сети интернет, является ООО "Ньюком Порт".
Согласно сведениям, представленным оператором связи - ООО "Ньюком Порт" (вх. от 13.10.2014 N 13362), на основании договора от 11.10.2012 N 15321-Ю, заключенного с ООО "Роспродукт", IP сеть 141.136.118.211 выделен для абонента ООО "Роспродукт". Услуги связи абоненту ООО "Роспродукт" предоставляются по адресу: г. Москва, Кусковская, д. 12. Договоров на оказание услуг связи с ООО "Фантом" названный оператор связи не заключал.
Согласно материалам Дела N 05-15/52-14 о нарушении антимонопольного законодательства (вх. от 09.02.2015 N 1302) между
ООО "Роспродукт" (Арендатор), и ОАО "Перовское" (арендодатель) заключен договор аренды нежилого помещения от 23.04.2013.
Согласно предмету указанного Договора, Арендатор принимает во временное владение и пользование нежилые помещения площадью 206 и 20 кв. м., расположенные по адресу: г. Москва, Кусковская, д. 12.
Согласно материалам Дела N 05-15/52-14 о нарушении антимонопольного законодательства (вх. от 10.02.2014 N 1361) между
ООО "Фантом" (Арендатор) и ИП Рубцов Алексей Петрович (арендодатель) заключен договор аренды нежилого помещения от 11.10.2013.
Согласно предмету указанного Договора, арендатор принимает во временное владение и пользование нежилое помещение площадью 30 кв. м., расположенное по адресу: г. Москва, проспект Зеленый, д. 34, пом. 1, ком. 1.
Предоставление одного и того же IP-адреса по разным адресам оказания услуг связи, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol - протокол динамической настройки узла - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
С вышеуказанного IP-адреса от ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом" Торговой площадкой были получены электронные файлы для аукционов.
В результате анализа свойств файлов, полученных Торговой площадкой от ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом", установлено совпадение учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок.
Аукцион N 0348200005213000110
Наименование участника |
Наименование файла в составе заявки |
Учетная запись, создавшая файл (автор, учреждение) |
Учетная запись, изменявшая файл |
ООО "Роспродукт" |
Согласие на участие |
DNA7X86, DNA Project |
DNA7X86 |
Анкета участника |
torg, 22 |
1 |
|
Заявление о соответствии |
12, 21 |
manager_1 |
|
ООО "Фантом" |
Согласие на участие |
DNA7X86, DNA Project |
Александр Тимофеевич |
Аукцион N 0348200032313000053
Наименование участника |
Наименование файла в составе заявки |
Учетная запись, создавшая файл (автор, учреждение) |
Учетная запись, изменявшая файл |
ООО "Роспродукт" |
Согласие на участие |
DNA7X86, DNA Project |
manager03 |
Анкета участника |
torg, 22 |
1 |
|
Заявление о соответствии |
12, 21 |
manager_1 |
|
ООО "Фантом" |
Согласие на участие |
DNA7X86, DNA Project |
manager03 |
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что
ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом" осуществляли совместную подготовку и координирование своих действий по участию в аукционах с реестровыми NN 0348200005213000110, 0348200032313000053, что подтверждается созданием и редактированием файлов заявок на единых учетных записях.
Совпадение одних и тех же учетных записей свидетельствует об использовании и обмене файлами заявок ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом" между собой и осуществлении координации по подготовке заявок на аукционы.
Тот факт, что Заказчиками ни одна заявка не отклонена, косвенно свидетельствует о том, что обмен информацией между ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом" осуществлялся в целях допуска всех участников до электронных аукционов с реестровыми NN 0348200005213000110, 0348200032313000053.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако, коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Использование ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом" одной выделенной сети свидетельствует о доверии указанных обществ к своему конкуренту на электронных аукционах. Следовательно, такие действия
ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом" возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
В адрес Московского областного УФАС России 09.02.2015 (вх. N 1302) ООО "Роспродукт" представило заявление о заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения.
В своем заявлении ООО "Роспродукт" сообщает, что ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом" договорились об оказании помощи в подготовке и участии в аукционах, а также должны были вместе участвовать на аукционах и в случае отсутствия иных юридических лиц на аукционах, не совершать действий, препятствующих в выигрыше аукционов, интересующих ООО "Роспродукт". Также в своем заявлении ООО "Роспродукт" указало на то, что на момент проведения аукционов не обладало информацией о запретах, установленных статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и руководствовалось нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
В подтверждение заключения соглашения ООО "Роспродукт" приложен Протокол от 16.12.2013 совещания руководителей ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом", согласно которому Общества приняли решение:
принимать совместное участие в аукционах, предметом которых является закупка дезинфицирующих и гигиенических средств для государственных и муниципальных нужд, в целях обеспечения признания аукционов состоявшимися;
проучить подготовку заявок и прилагаемых к ним документов Чибисову А.В. для участия в аукционах NN 0348200005213000110, 0348200032313000053;
при предложении цены контракта действовать в интересах
ООО "Роспродукт".
Кроме того, ООО "Роспродукт" представило копию уведомления ООО "Фантом" о расторжении и отказе от дальнейшего исполнения соглашения, достигнутого 16.12.2013.
Изложенные в заявлении ООО "Роспродукт" сведения и представленные доказательства свидетельствуют о наличии заключенного соглашения в отношении аукционов NN 0348200005213000110, 0348200032313000053.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4 Федерального закона
"О защите конкуренции" под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Указанное поведение хозяйствующих субъектов позволило
ООО "Роспродукт" выиграть аукцион N 0348200005213000110 со снижением в 1% от НМЦ контракта, а аукцион 0348200032313000053 со снижением в 1,5% от НМЦ контракта.
Согласно представленным сведениям, ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом" не входят в одну группу лиц по признакам, предусмотренным частью 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 4 Федерального закона
"О защите конкуренции" соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона
"О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Федеральный закон "О защите конкуренции" устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 9966/10 в силу части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 Закона "О защите конкуренции" следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции" последствиям. В соответствии с положениями статьи 4 Закона "О защите конкуренции" под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.
На основании изложенного, Комиссией в действиях ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом" установлен факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" в части заключения письменного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на электронных торгах с реестровыми номерами 0348200005213000110, 0348200032313000053.
На основании документов и информации, имеющихся в материалах дела, Комиссия пришла к выводу, что в результате реализации письменного картельного соглашения ООО "Роспродукт" смогло заключить государственные контракты на общую сумму 4 666 349 рублей 00 копеек.
Ущерб от реализации картельного соглашения между ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом" Комиссией не установлен, в том числе, не установлено получение дохода ООО "Фантом".
В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, выявляет нарушение антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом" нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" в части заключения письменного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на электронных торгах с реестровыми номерами 0348200005213000110, 0348200032313000053.
2. Рассмотрение дела N 05-15/52-14 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом" прекратить в связи с прекращением нарушения антимонопольного законодательства.
3. Материалы дела N 05-15/52-14 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу Московского областного УФАС России для возбуждения в отношении ООО "Роспродукт" и ООО "Фантом", а также их должностных лиц, дел об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии А.А. Азаренко
Члены Комиссии: Д.В. Бердников
Е.Л. Гукасян
Г.В. Рогоза
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный строк законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Г.В. Рогоза
(499) 500-15-12
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 27 февраля 2015 г. N 05-15/52-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016