Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 20 сентября 2010 г.)
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):<_>
рассмотрев дело N 07-18/2010-042, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения с помощью средств стабильного территориального размещения рекламы финансовых услуг, оказываемых АКБ "Акция" (ОАО) (<>),
в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе:
- АКБ "Акция" (ОАО) (<_>), <_>
<_> - эксперта, привлеченного по ходатайству АКБ "Акция" (ОАО).
Представители заинтересованных лиц: ООО "АПР-Сити/ТВД" обособленное отделение в г. Иваново (<_>) и ООО "Торус Тривижен" (<_>) на рассмотрение дела не явились, о месте и времени уведомлены надлежащим образом, установила:
При мониторинге наружной рекламы, размещенной на территории г. Иваново, Ивановским УФАС России выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На рекламных конструкциях - магистральных щитах (6х3 кв.м.), расположенных на ул. Б. Хмельницкого у дома N 40/13 (статичная конструкция) и на перекрестке пр. Ф. Энгельса и ул. 8 Марта (динамичная конструкция) с июля до сентября 2010 года распространялась реклама финансовой услуги - вклада "Золотая Антилопа +", оказываемой АКБ "Акция" (ОАО). Рекламные конструкции принадлежат ООО "АПР - Сити/ТВД" и ООО "Торус Тривижен".
Данная реклама представляет собой баннер (6х3 кв.м), на котором изображена антилопа, и имеется следующая информация "Банк Акция Вклад "Золотая Антилопа +" до 12% годовых г. Иваново, ул. Ташкентская, 14 тел. (4932)303-303, www.akcia-bank.ru"., а также иные условия вклада, написанные мелким, нечитаемым шрифтом (в таблице: "Сумма вклада от 10 000 руб.; 368 дней - 11%, 736 дней - 10%, 1104 дня - 9%; свыше 500 000 руб.; 368 дней - 12%, 736 дней - 11%, 1104 дня - 10%"; а также текстом "Начисление процентов - по истечении 184 дней; выплата процентов - на отдельный счет "Акция-до востребования"; дополнительные взносы - от 5 000 руб., за период действия договора вклада сумма дополнительных взносов не должны превышать одного мил. рублей; частичное истребование не более 20% от остатка вклада, не чаще 1 раза в месяц (через полные 30 календарных дней) при этом совершение расходной операции остаток на счету не должен быть менее неснижаемого остатка, равного минимальной сумме вклада, увеличенного на сумму процентов, начисленных за период с даты открытия счета до даты частичного истребования части суммы вклада; автопролонгация осуществляется на условиях, действующих по данному виду вклада на момент пролонгации. Ставка увеличивается на тот же срок на 1% (к ставке действующей на момент каждой пролонгации по данному виду вклада, добавляется 1%), при закрытии в Банке данного вида вклада сумма перечисляется на вклад "Акция-до востребования"; досрочное расторжение - при досрочном расторжении проценты начисляются исходя из фактического срока хранения средств в Банке. До 182 дней - по ставке "Акция-до востребования", от 183 и выше - ?% ставки по договору".
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В рассматриваемой рекламе выделено одно уз условий банковской услуги - вклада, влияющее на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица: процентная ставка - 12 % годовых, а остальные условия: сумма вклада, срок вклада, валюта вклада, подпадающие под характеристики условий, определенных п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), напечатаны мелким, нечитаемым шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, поэтому не может расцениваться как их наличие.
Данные факты свидетельствуют о признаках нарушения п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
Ивановским УФАС России по данному факту 01.09.2010 г. возбуждено дело N 07-18/2010-042 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей АКБ "Акция" ОАО и привлеченного на рассмотрение дела эксперта, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация о банковском вкладе "Золотая Антилопа +" подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (финансовой услуге) и продвижение его на рынке, распространяется с помощью средств стабильного территориального размещения.
Объектом рекламирования в данном случае является финансовая услуга, оказываемая АКБ "Акция" (ОАО), а именно - услуга по заключению договора банковского вклада "Золотая Антилопа +".
Большая часть информации об условиях вклада "Золотая Антилопа +" на рекламном баннере выполнена мелким, нечитаемым шрифтом, который не воспринимается человеческим глазом, следовательно, без специальных приспособлений прочесть и тем более уяснить указанные условия не представляется возможным. Более того, данная реклама является наружной, следовательно, направлена на импульсивное восприятие информации потребителями, что предполагает наличие возможности относительно быстрого и четкого осознания предполагаемой информации, а также ее понимание и уяснение без совершения действий, направленных на специальное длительное сосредоточение внимания. В соответствии с изложенным, потребители данной рекламы не могли быть проинформированы обо всех условиях заключения договора банковского вклада "Золотая Антилопа +", так как формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие.
Поскольку распространенная обществом реклама банковской услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях вклада может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой.
Из смысла текста, доступного для потребителей рассматриваемой рекламы следует, что при открытии вклада "Золотая Антилопа +" каждый вкладчик получит доход в размере 12% годовых независимо от суммы, срока, валюты вклада. Однако, чтобы получить максимальный процент по вкладу "Золотая Антилопа +" необходимо внести сумму свыше 500 000 рублей на срок 368 дней, о чем в рекламе указано мелким, нечитаемым шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие.
Данный факт свидетельствует о нарушении ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, в соответствии с которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Согласно Протоколу N 16 Экспертного совета ФАС по применению законодательства о рекламе и секции по рынку банковских услуг, размер и способ доведения до потребителей сведений должен быть таким, чтобы условия воспринимались обычным человеком, обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на сумму дохода, воспринимается потребителями указанным образом.
В соответствии с данными, представленными рекламопроизводителем - ООО "АПР-Сити/ТВД" (письмо N 1361 от 02.09.2010) размер шрифта всех надписей, изготовленных в макете "Золотая Антилопа +", в натуральную величину соответствуют следующим показателям: 12% - 57,5 см; "Золотая Антилопа +" - прописные буквы 19 см, заглавные - 26 см; условия вклада в таблице и в тексте - прописные буквы 2,8 см, заглавные - 3,5 см. Данное обстоятельств свидетельствуют о том, что, заказывая рекламу, в которой одно из условий банковского вклада, привлекательное для потребителей, - процентная ставка, выполнено шрифтом в несколько раз превышающим размеры шрифта, которым выполнены остальные существенные условия вклада, рекламодатель хотел утаить от потребителя существенные условия банковского вклада, выполнив их мелким, нечитаемым шрифтом.
Согласно письменным пояснениям ООО "Торус Тривижен" картинка на динамичной рекламной конструкции сменяется каждые 10-20 секунд, следовательно, время считывания информации, размещенной на рекламном баннере, ограничено. Данное обстоятельство свидетельствует о невозможности восприятия всей совокупности изложенных в рекламе условий банковского вклада.
Выполненные крупным шрифтом условия: наименование банка, название вклада и процентная ставка по вкладу воспринимаются и уясняются на дальнем расстоянии, в то время как остальная существенная информация о банковском вкладе "Золотая Антилопа +" затруднительна для прочтения. Данный способ описания условий банковского вклада в сочетании с особенностями размещения рекламы (баннеры размером 6х3 кв.м, расположены около проезжей части, на высоте свыше пяти метров от земли, не на уровне глаз потребителя) и ее характера (наружная реклама) не позволяет потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность изложенных в рекламе условий банковского вклада и искажает действительный смысл информации, размещенной крупным шрифтом.
Таким образом, потребитель не имел возможности получить всю информацию о предоставляемой финансовой услуге - банковском вкладе "Золотая Антилопа +", предусмотренную частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.
Данные факты свидетельствуют о нарушении ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является АКБ "Акция" (ОАО).
В соответствии со статьёй 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 данного закона.
Представители АКБ "Акция" (ОАО) факт нарушения законодательства о рекламе не признали и пояснили, что процентная ставка по вкладу написана крупным шрифтом с целью привлечения внимания потенциальных клиентов к самой рекламе. Подобным шрифтом прописать все условия вклада невозможно, поэтому условия, оговоренные непосредственно в договоре, прописаны ниже, более мелким, но читаемым шрифтом. В Законе о рекламе размер шрифта, которым должна быть выполнена реклама, не установлен. Данная реклама направлена на строго целевую аудиторию - пешеходов, проходящих по тротуару со стороны рекламной конструкции. Ни пассажиры, ни водители транспортных средств, по мнению представителей банка, не являются потребителями рассматриваемой рекламы. Рекламные баннеры размещены в местах, где большая проходимость пешеходов, которые в случае своей заинтересованности финансовой услугой могут приблизиться к конструкции и прочитать всю информацию. Представителя банка признали, что шрифт, которым выполнены все существенные условия вклада, действительно является более мелким, но читаемым, о чем свидетельствует заключение врача офтальмолога <_>
<_> давшая заключение по договору с АКБ "Акция" (ОАО), проводила расчеты лишь для мелкого шрифта, которым выполнены существенные условия вклада. Согласно данного заключения, мелкий шрифт в рекламе воспринимается с расстояния 16,4 - 16,7 м с учетом размещения текста на высоте 4 - 5 м от уровня глаз. Комиссия Ивановского УФАС России установила, что экспертом не были учтены следующие показатели: освещенность, цветовая гамма фона рекламы, на котором отражена большая часть рекламной информации, ширина букв и расстояние между буквами, местонахождение рекламы и её восприятие в целом, в связи с чем, антимонопольным органом отклоняются доводы, содержащиеся в заключении эксперта.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу финансовой услуги - банковского вклада "Золотая Антилопа +", оказываемой АКБ "Акция" (ОАО), ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. АКБ "Акция" (ОАО) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении АКБ "Акция" (ОАО).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 20 сентября 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016