Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
(опубликовано 20 сентября 2010 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 08.09.2010
Решение в полном объеме изготовлено 20.09.2010
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела N 206-15к о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <> - председатель Комиссии; <> - члены Комиссии, в присутствии представителей ответчика - администрации Терновского муниципального района Воронежской области - <> в присутствии представителей заинтересованного лица ООО "Росгосстрах" - <> и <> рассмотрев дело N 206-15к, возбужденное 30.08.2010 по признакам нарушения ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") в отношении администрации Терновского муниципального района Воронежской области, установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в рамках проведения контрольного мероприятия по соблюдению антимонопольного законодательства органами местного самоуправления был выявлен факт заключения 11.01.2010 между администрацией Терновского муниципального района (далее - Администрация/Ответчик) и ООО "Росгосстрах" договора N 8 аренды нежилого помещения общей площадью 41,2 кв.м., расположенного по адресу: ул. Советская 37, с. Терновка, Воронежская обл.
Воронежским УФАС России 30.08.2010 было возбуждено дело в отношении Администрации по признакам нарушения статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
В ходе заседания Комиссии представитель Ответчика пояснил, что основанием для заключения договора аренды N 8 от 11.01.2010 муниципального имущества - нежилого помещения послужило неоднократное предыдущее заключение договоров аренды именно этого нежилого помещения с этим хозяйствующим субъектом. Также представитель Ответчика пояснил, что указанное нежилое помещение используется в целях размещения офиса ООО "Росгосстрах", предоставляющего услуги на рынке страхования.
Изучив материалы дела, истребованные правовые акты и документы, выслушав доводы и возражения, Комиссия пришла к следующему выводу.
11.01.2010 Администрацией без проведения торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества заключен договор аренды нежилого помещения общей площадью 41,2 кв.м., расположенного по адресу: ул. Советская 37, с. Терновка, Воронежская обл., с ООО "Росгосстрах".
В ходе рассмотрения дела установлено, что указанное нежилое помещение неоднократно передавалось в аренду ООО "Росгосстрах" на срок менее одного года - по окончании срока действия договора, между сторонами заключался новый договор на новый срок. Следовательно, договор аренды, заключенный на новый срок, является новым договором аренды. При заключении Администрацией договоров на новый срок, у сторон возникли новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим на момент их возникновения.
В соответствии с Уставом Терновского муниципального района Воронежской области, органы местного самоуправления муниципального района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.
Устав Терновского муниципального района Воронежской области закрепляет за Администрацией статус исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
ООО "Росгосстрах" осуществляет предпринимательскую деятельность на рынке по предоставлению услуг страхования. Географические границы рынка предоставления услуг страхования определены границами Воронежской области.
Товарные границы рынка определяются, в том числе, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД), которым внесен вид деятельности: 66.03 - прочие виды страхования: дополнительное медицинское страхование, имущественное страхование, страхование ответственности и т.д.
На территории Воронежской области помимо ООО "Росгосстрах" услуги по страхованию оказывают и другие финансовые организации.
Статья 4 Закона "О защите конкуренции" определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Статья 15 Закона "О защите конкуренции" устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Статья 17.1 Закона "О защите конкуренции" содержит исчерпывающий перечень видов хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц), с которыми заключение договоров аренды муниципального имущества на новый срок возможно без соблюдения процедуры проведения торгов (конкурса, аукциона). Также в данной статье Закона "О защите конкуренции" содержаться необходимые условия заключения договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования без соблюдения конкурсных процедур.
Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту - ООО "Рогосстрах" без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного или муниципального имущества.
Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Таким образом, передача без проведения торгов собственником имущества - Администрацией права аренды муниципального имущества - нежилого помещения общей площадью 41,2 кв.м., расположенного по адресу: ул. Советская 37, с. Терновка, Воронежская обл. является нарушением статьи 15 Закона "О защите конкуренции", что может привести к ограничению конкуренции на рынке по предоставлению услуг страхования.
Учитывая изложенное, Комиссией установлен факт нарушения администрацией Терновского муниципального района статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать администрацию Терновского муниципального района Воронежской области нарушившей статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения договора аренды муниципального имущества с хозяйствующим субъектом без соблюдения процедуры проведения торгов (конкурса, аукциона).
2. Выдать администрации Терновского муниципального района Воронежской области предписание о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции по истечении срока аренды нежилого помещения, установленного договором N 8 от 11.01.2010.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (опубликовано 20 сентября 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016