Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 21 сентября 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<_> - председатель Комиссии, руководитель Управления;
<_> - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
<_> - член Комиссии, специалист-эксперт Управления;
<_> - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело N 29 от 07.09.2010 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) индивидуальным предпринимателем <П_> установила:
07.07.2010 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) поступило заявление <К_> о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении на сайте стройбазы "Квадратный метр" в сети "Интернет" рекламы строительных материалов, в частности, сайдинга (вх. N 3705 от 07.07.2010 Новгородского УФАС России; далее - Заявление).
Из Заявления следует, что размещенная на сайте стройбазы "Квадратный метр" в сети "Интернет" реклама строительных материалов с указание цены на сайдинг - "109 руб./шт." со слоганом "дешевле нигде нет" не соответствует действительности.
Указанная в рекламе цена действительна только при больших объемах закупки. Кроме того, цена на сайдинг другой организации (ООО "СтройУдача") ниже - 104 рубля за штуку, что подтверждается прайс-листом ООО "СтройУдача" с ценами на сайдинг по состоянию на 07.07.2010.
В результате рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных доказательств установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
На сайте в сети "Интернет" по адресу: www.metr.nov.ru была размещена реклама строительных материалов ("ондулин", металлочерепица, сайдинг) под заголовком "Квадратный метр" кровли и фасадов" следующего содержания: "Дешевле нигде нет*. "Ондулин" красный, коричневый 324 руб./лист 342 руб. за зеленый. Металлочерепица Metehe 245 руб./мI. Сайдинг 109 руб./шт. *Подробности акции - у менеджеров стройбазы".
Из информации (исх. N 67 от 05.08.2010; далее - Информация), представленной ИП <П_> следует, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <П_> Рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является менеджер по рекламе ИП <П_> - <_> Рассматриваемая реклама размещалась на сайте в сети "Интернет" по адресу: www.metr.nov.ru с 18.06.2010 по 02.08.2010. Сайт в сети "Интернет" по адресу: www.metr.nov.ru также принадлежит ИП <П_>
Из Информации также следует, что в рассматриваемой рекламе была указана цена на виниловый сайдинг торговой марки "Snow Bird" (Россия) - 109 рублей за штуку (одну панель). При этом указанная цена была действительна "при покупке изделия в комплекте с доборными элементами".
Таким образом, в данном случае в рассматриваемой рекламе отсутствовали какие-либо сведения (материал, торговая марка, страна производитель и т.п.) о рекламируемом товаре (сайдинге), с помощью которых потребители рекламы могли бы определить какой конкретно товар предлагается по цене - 109 рублей за штуку, при том, что дешевле этот товар нигде приобрести невозможно ("дешевле нигде нет").
Указание в рассматриваемой рекламе на товар и его цену ("сайдинг 109 руб./шт.") одновременно с содержащимся в рекламе утверждением, что "дешевле нигде нет", создает впечатление о том, что данный строительный материал (сайдинг) независимо от любых его характеристик и потребительских свойств невозможно приобрести дешевле, чем по указанной в данной рекламе цене.
При этом в самой рекламе отсутствует существенная информация о порядке формирования указанной в ней цены на рекламируемой товар, а именно отсутствуют сведения о том, цена на сайдинг - 109 рублей за штуку - действительна при покупке товара в комплекте с доборными элементами.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Размещенная на сайте в сети "Интернет" по адресу: www.metr.nov.ru реклама строительных материалов ("ондулин", металлочерепица, сайдинг) под заголовком "Квадратный метр" кровли и фасадов" не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре (сайдинге), а именно в рекламе отсутствуют существенные для потребителей сведения о характеристиках товара (материал - винил, торговая марка - "Snow Bird", страна производитель - Россия) и о порядке формирования цены на этот товар (цена действительна при покупке товара в комплекте с доборными элементами), чем искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, поскольку создается впечатление, что рекламируемый строительный материал (сайдинг) независимо от любых его характеристик и потребительских свойств невозможно приобрести дешевле, чем по указанной в данной рекламе цене.
Таким образом, реклама строительных материалов под заголовком "Квадратный метр" кровли и фасадов", размещенная на сайте в сети "Интернет" по адресу: www.metr.nov.ru, содержит в себе признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в отсутствии в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре (сайдинге) и об условиях его приобретения, чем искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).
В данном случае рекламодателем рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является ИП <П_>
ИП <П_> был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела N 29 от 07.09.2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (уведомление о вручении ИП <П_> копии определения о возбуждении дела N 29 от 07.09.2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе вх. N 5164 от 20.09.2010 Новгородского УФАС России), на рассмотрение дела не явился, никаких ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Реклама строительных материалов (сайдинга) под заголовком "Квадратный метр" кровли и фасадов", размещенная на сайте в сети "Интернет" по адресу: www.metr.nov.ru с 18.06.2010 по 02.08.2010, содержит в себе нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре (сайдинге) и об условиях его приобретения, чем искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержится в действиях лица, определившего ее содержание, то есть рекламодателя данной ненадлежащей рекламы - ИП <П_>
При этом в материалах дела имеются доказательства того, что установленное нарушение законодательства о рекламе добровольно устранено лицом, его совершившим - ИП <П_>
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 28.12.2007 N 453, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу строительных материалов (сайдинга) под заголовком "Квадратный метр" кровли и фасадов", размещенную индивидуальным предпринимателем <П_> на сайте в сети "Интернет" по адресу: www.metr.nov.ru с 18.06.2010 по 02.08.2010, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением индивидуальным предпринимателем <П_> совершенного нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 22 сентября 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 21 сентября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016