Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 12 августа 2015 г. N 51-08/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: |
<_> - заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;
|
члены Комиссии: |
<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, <_> - специалист 1-го разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
рассмотрев дело N 51-08/2015, возбужденное по признакам нарушения части 3 статьи 21, статьи 16 Федерального закона "О рекламе" по факту размещения в газете "Озерский вестник" рекламы пивного магазина "Айвенго", которая не сопровождается пометкой "реклама" или "на правах рекламы" и в которой предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции занимает менее десяти процентов рекламной площади, в отсутствие
заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
Муниципального бюджетного учреждения "Редакция газеты "Озерский вестник" города Озерска (далее - МБУ "Озерский вестник") надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление жителя города Озерска о размещении в газете "Озерский вестник" рекламы пивного магазина "Айвенго", в которой предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции занимает менее десяти процентов рекламной площади (пространства), что нарушает рекламное законодательство.
Помимо указанного в заявлении факта, Челябинским УФАС России в рамках проведения внеплановой документарной проверки также установлено, что реклама магазина, реализующего алкогольную продукцию, не сопровождается пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Челябинским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения части 3 статьи 21 и статьи 16 Федерального закона "О рекламе" в отношении МБУ "Озерский вестник", являющегося издателем газеты "Озерский вестник".
МБУ "Озерский вестник" в письменных пояснениях указало, что нарушение рекламного законодательства было допущено по неосторожности ввиду неосуществления контроля за соблюдением законодательства о рекламе. МБУ "Озерский вестник" также указало, что в настоящее время все рекламные полосы маркируются знаком информационной продукции "18+", каждый рекламный модуль сопровождается надписью "реклама".
Рассмотрев заявление и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В газете "Озерский вестник" N 10 (3503) от 03 апреля 2015 года на 7 странице размещена реклама: "В Айвенго открылся фирменный пи-вной магазин от первой частной пи-воварни_ Архипова, 10_Чрезмерное употребление пива, вредит вашему здоровью".
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться в периодических печатных изданиях, за исключением рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, которая не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
В силу части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Поскольку объектом рекламирования является фирменный пивной магазин от первой частной пивоварни, в котором реализуется пиво, то есть продавец алкогольных напитков, то специальные требования и ограничения, установленные статьей 21 Федерального закона "О рекламе" в отношении рекламы алкогольной продукции, в силу положения части 4 статьи 2 Федерального закона "О рекламе", распространяются также на рекламу самого магазина (продавца).
Челябинским УФАС России проведен осмотр рекламы, по результатам которого выявлено, что рекламная площадь составляет 98,4 см2, при этом площадь предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, составляет 4,92 см2, то есть 5% рекламной площади.
Реклама магазина, реализующего алкогольную продукцию (пиво), в которой предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции занимает менее десяти процентов рекламной площади (пространства) не соответствует части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
В силу статьи 16 Федерального закона "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Из N 10 (3503) от 03 апреля 2015 года печатного издания "Озерский вестник" следует, что реклама алкогольной продукции размещается в разделе "Разное" и не сопровождается пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Реклама пивного магазина от первой частной пивоварни, не сопровождающаяся пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы не соответствует статье 16 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" за нарушение требований части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" несут ответственность рекламодатель и рекламораспространитель, за нарушение требований статьи 16 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель.
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламодателем указанной рекламы следует признать индивидуального предпринимателя <_> заключившего договор от 01 апреля 2015 года N 16 с МБУ "Озерский вестник" на размещение рекламы и рекламно-информационных материалов в газете "Озерский вестник".
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы следует признать МБУ "Озерский вестник" как лицо, осуществившее размещение рекламы в газете "Озерский вестник".
Комиссия не усматривает нарушений требований части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" в действиях ИП <_> по распространению рекламы магазина, реализующего алкогольную продукцию (пиво), в которой предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции занимает менее десяти процентов рекламной площади (пространства) ввиду следующего.
Пунктами 2.2.4 и 2.2.5 договора, заключенного между ИП <_> и МБУ "Озерский вестник", последнее приняло на себя обязательство сопровождать рекламный материалы и/или рекламно-информационный материал Заказчика пометкой "реклама" или "на правах рекламы", а также обязанность по соблюдению особенностей рекламы отдельных видов товаров (глава 3 Федерального закона "О рекламе"). Следовательно, именно МБУ "Озерский вестник" не обеспечило надлежащее выполнение условий договора и допустило размещение в газете "Озерский вестник" N 10 (3503) от 03 апреля 2015 года рекламы с нарушением требований статьи 16, части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
МБУ "Озерский вестник" не представило материалы, свидетельствующие о прекращении распространения спорной рекламы по состоянию на 12.08.2015, в связи с чем, Комиссия считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей размещенную в газете "Озерский вестник" N 10 (3503) от 03 апреля 2015 года рекламу "В Айвенго открылся фирменный пи-вной магазин от первой частной пи-воварни_ Архипова, 10_Чрезмерное употребление пива, вредит вашему здоровью", в которой:
предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции занимает менее десяти процентов рекламной площади (пространства), что противоречит части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе";
текст рекламной информации размещен без пометки "реклама" или "на правах рекламы", что нарушает статью 16 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать МБУ "Озерский вестник" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБУ "Озерский вестник".
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 20 августа 2015 года.
ПРЕДПИСАНИЕ N 5-2015
08 июля 2015 года г.Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии: |
<_> |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
<_> |
- |
вр.и.о. заместителя руководителя - начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; |
|
<_> |
- |
специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
|
<_> |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции, на основании своего решения от 25 июня 2015 года по делу N 5-2015 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Гиппократ" пункта 2 части 1, части 2 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции", предписывает:
1. ООО "МЦ "Гиппократ" незамедлительно прекратить нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившееся в приобретении и использовании фирменного наименования сходного до степени смешения с фирменным наименованием ОАО "Медицинский центр "Гиппократ", а именно: не использовать фирменное наименование ООО "МЦ "Гиппократ" при осуществлении медицинской деятельности.
2. ООО "МЦ "Гиппократ" в срок до 30 октября 2015 года сообщить в Челябинское УФАС России об исполнении пункта 1 настоящего предписания и предоставить подтверждающие документы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 августа 2015 г. N 51-08/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016