Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 23 сентября 2010 г.
Резолютивная часть решения оглашена "22" сентября 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено "23" сентября 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Коренченко К.А. - зам. руководителя - начальник отдела контроля органов власти;
Акопян Т.С. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа;
Частников В.Л. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Ратникова О.С. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 766 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Ростовской области (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. 1-й Конной Армии, д. 33, далее - Минздрав РО, Министерство) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступило заявление ООО ЛДЦ "Биомед" на неправомерные действия Министерства и ГУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" (далее - Центр по борьбе со СПИДом), выразившиеся в препятствовании осуществлению деятельности заявителем по проведению обследований на ВИЧ-инфекцию.
В ходе рассмотрения заявления было установлено, что в соответствии с п. 2.7. Приказа Минздрава РО от 28.02.2007 г. N 69 "О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в Ростовской области" (далее - Приказ N 69) руководителям органов управления здравоохранением муниципальных образований, главным врачам областных ЛПУ необходимо проводить обследование на ВИЧ-инфекцию населения территории муниципального образования исключительно на базе лабораторий, получающих тест-системы на ВИЧ в рамках Национального проекта "Здоровье".
Приложением N 4 к Приказу N 69 (в редакции Приказа от 22.04.2009 г. N 465) определен перечень лечебных учреждений, в состав которых входят лаборатории серодиагностики СПИД, получающие тест-системы в рамках приоритетного Национального проекта "Здоровье" - это 19 учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения.
В связи с тем, что ООО ЛДЦ "Биомед" не входит в вышеуказанный перечень и не является получателем тест-систем в рамках приоритетного Национального проекта "Здоровье", МУЗ ЦРБ Матвеево-Курганского района направило в адрес ООО ЛДЦ "Биомед" соглашение о расторжении муниципального контракта на проведение лабораторно-диагностических исследований N 37 от 26.02.2010 г, заключенного между ними по итогам проведения запроса котировок.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 22.07.2010 г. в отношении Минздрава РО настоящего дела.
07.09.2010 г. (вх. N 11377) в ответ на определение о назначении дела N 766 к рассмотрению Министерство представило в Ростовское УФАС России письменный отзыв, согласно которому:
- для проведения обследований на ВИЧ-инфекцию и проведения исследований необходимо наличие лицензии на право работы с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
- на момент издания Приказа N 69, лицензию на право проведения обследований на ВИЧ-инфекцию имели только те учреждения, которые указаны в Приложении N 4 к Приказу N 69;
- в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94- ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" лечебные учреждения самостоятельно реализуют права по закупке услуг по проведению исследований на ВИЧ-инфекцию.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ростовской области 02.09.2010 г. (вх. N 11167) представил перечень лицензиатов, расположенных на территории Ростовской области, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности в виде работ и услуг по клинической лабораторной диагностике. В данный перечень входит и ООО ЛДЦ "Биомед".
02.09.2010 г. (вх. N 11137) ООО ЛДЦ "Биомед" представило в Ростовское УФАС России лицензию на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, а также договор поставки тест-систем от 07.01.2010 г., заключенный с ООО "ВИТА РОС". Кроме того, ООО ЛДЦ "Биомед" представило 4 контракта на оказание услуг по проведению лабораторно-диагностических исследований на ВИЧ-инфекцию, заключенные с главными врачами лечебных учреждений на срок до 31.12.2010 г.
МУЗ ЦРБ Матвеево-Курганского района представило в Ростовское УФАС России муниципальный контракт на проведение лабораторно-диагностических исследований на ВИЧ-инфекцию N 37 от 09.03.2010 г., заключенный с ООО ЛДЦ "Биомед" (вх. N 11013 от 30.08.2010 г.).
Комиссия, изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2.7. Приказа N 69 руководителям органов управления здравоохранением муниципальных образований, главным врачам областных ЛПУ необходимо проводить обследование на ВИЧ-инфекцию населения территории муниципального образования исключительно на базе лабораторий, получающих тест-системы на ВИЧ в рамках Национального проекта "Здоровье".
Приложением N 4 к Приказу N 69 (в редакции Приказа от 22.04.2009 г. N 465) определен перечень лечебных учреждений, в состав которых входят лаборатории серодиагностики СПИД, получающие тест-системы в рамках приоритетного Национального проекта "Здоровье" - это 19 учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения.
При этом, в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. N 1011, от 14.02.2009 г. N 122, от 31.12.2009 г. N 1143 диагностические средства (тест-системы) получают исключительно учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Решением Коллегии Минздрава РО от 24.07.2009 г. N 3 (далее - решение Коллегии) было установлено, что в нарушение п. 2.7. Приказа N 69 договоры на проведение исследований на ВИЧ-инфекцию на 2009 год заключались ЛПУ области с лабораториями и учреждениями, не участвующими в реализации приоритетного Национального проекта "Здоровье" (в частности с ООО ЛДЦ "Биомед"). В связи с чем, Центру по борьбе со СПИДом было дано поручение обеспечить контроль за исполнением национальных индикаторов по скринингу населения области на ВИЧ-инфекцию с еженедельным мониторингом расходования тест-систем в ЛПУ области (п. 5 решения Коллегии).
Также в соответствии с п. 6.3. решения Коллегии руководителям органов управления здравоохранением муниципальных образований, главным врачам ЦГБ, ЦРБ при заключении договоров с лабораториями серодиагностики СПИД на проведение исследований на ВИЧ-инфекцию необходимо следовать п. 2.7. Приказа N 69.
Во исполнение п. 5 решения Коллегии Центр по борьбе со СПИДом направил в адрес руководителей органов управления здравоохранением муниципальных образований, главным врачам областных ЛПУ, ЦГБ, СПК письмо от 21.01.2010 г. N 57, в котором указано, что исследования на ВИЧ-инфекцию должны проводиться на базах лабораторий, участвующих в реализации приоритетного Национального проекта; при заключении договоров на оказание услуги по обследованию населения области на ВИЧ-инфекцию необходимо руководствоваться данным письмом.
В связи с получением вышеуказанного письма, учитывая, что ООО "ЛДЦ "Биомед" не является получателем тест-систем в рамках приоритетного Национального проекта "Здоровье", МУЗ ЦРБ Матвеево-Курганского района направило в адрес ООО ЛДЦ "Биомед" соглашение о расторжении муниципального контракта на проведение лабораторно-диагностических исследований N 37 от 26.02.2010 г. (заключенного по итогам проведения запроса котировок).
Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.03.1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" медицинское освидетельствование проводится в учреждениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения и включает в себя, в том числе, соответствующее лабораторное исследование, которое проводится на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следовательно, обследования на ВИЧ-инфекцию могут проводиться не только учреждениями, получающими тест-системы в рамках приоритетного Национального проекта "Здоровье", но и другими медицинскими учреждениями независимо от формы собственности, которые имеют лицензию на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.
Из материалов дела следует, что ООО ЛДЦ "Биомед" имеет лицензию на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний (N 61.РЦ.10.001.Л.000152.10.06 от 23.10.2006 г.), а также закупает тест-системы у ООО "ВИТА РОС". Следовательно, ООО ЛДЦ "Биомед" имеет право осуществлять обследование на ВИЧ-инфекцию с использованием тест-систем, полученных вне рамок приоритетного Национального проекта "Здоровье".
Согласно перечню лицензиатов, представленного Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ростовской области, на территории Ростовской области расположено 235 организаций, имеющих лицензию на право осуществления медицинской деятельности по клинической лабораторной диагностике (в том числе и ООО ЛДЦ "Биомед").
Вместе с тем, Министерство в целях расходования тест-систем, получаемых в рамках приоритетного Национального проекта "Здоровье", пунктом 2.7. Приказа N 69 установило запрет на проведение обследований на ВИЧ-инфекцию медицинскими учреждениями, не получающими данные тест-системы и не включенными в Приложение N 4 к Приказу N 69 (в том числе ООО "ЛДЦ "Биомед").
Включив п. 2.7. в Приказ N 69, Министерство необоснованно препятствует осуществлению деятельности по проведению обследований на ВИЧ-инфекцию организациями, не включенными в Приложение N 4 к Приказу N 69, а также устанавливает для руководителей органов управления здравоохранением муниципальных образований, главных врачей областных ЛПУ ограничения выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по проведению обследований на ВИЧ-инфекцию.
Таким образом, в действиях Минздрава РО, выразившихся во включении пункта 2.7. в Приказ N 69, содержится нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой, органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать Министерство здравоохранения Ростовской области нарушившим ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Министерству здравоохранения Ростовской области предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, а именно:
- исключить п. 2.7. из Приказа N 69;
- довести до сведения руководителей органов управления здравоохранением муниципальных образований, главных врачей областных лечебно-профилактических учреждений информацию об исключении п. 2.7. из Приказа N 69.
Председатель Комиссии К.А. Коренченко
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, В.Л. Частников, О.С. Ратникова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Предписание N 392
"22" сентября 2010 г.
г. Ростов-на-Дону
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Коренченко К.А. - зам. руководителя - начальник отдела контроля органов власти;
Акопян Т.С. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа;
Частников В.Л. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Ратникова О.С. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ"О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") на основании своего решения от 22.09.2010 г. по делу N 766 о нарушении Министерством здравоохранения Ростовской области (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. 1-й Конной Армии, д. 33, далее - Министерство) части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Министерству в срок до 22.10.2010 г. прекратить нарушение части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившеесяво включении п. 2.7. в Приказ Министерства от 28.02.2007 г. N 69 "О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в Ростовской области" (далее - Приказ N 69), а именно:
- исключить п. 2.7. из Приказа N 69:
- довести до сведения руководителей органов управления здравоохранением муниципальных образований, главных врачей областных лечебно-профилактических учреждений информацию об исключении п. 2.7. из Приказа N 69.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Ростовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии К.А. Коренченко
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, В.Л. Частников, О.С. Ратникова
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 23 сентября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016