Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
(опубликовано 29 сентября 2010 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2010 года
Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2010 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель: - руководитель управления А.А. Сешенов,
члены комиссии: - государственный инспектор Е.В. Пятых,
- государственный инспектор А.В. Тихомиров,
- специалист-эксперт И.А. Береснев,
- специалист-эксперт А.В. Кудинов
рассмотрев дело N 71 возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения ИП Горбуновой Ю.В. <адрес> требований ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 ФЗ "О рекламе",
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП Горбуновой Ю.В., установила:
В городе Липецке по адресу: пл. Заводская, д.1 при входе в мебельный магазин, на рекламном штендере и под вывеской 06 сентября 2010 года распространялась реклама в которой говорится: "Каролина, мягкая и корпусная мебель в наличии и на заказ, большой выбор, низкие цены", "Большой выбор, низкие цены, кредит".
п.1 ст.3 ФЗ "О рекламе" говорит, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В адрес рекламораспространителя за N 3662 от 07.09.2010 года был сделан письменный запрос о предоставлении полной информации о рекламодателе указанной рекламы. В ответ ИП Горбунова Ю.В. предоставила материалы из которых следует, что рекламодателем данной рекламы является ИП Горбунова Ю.В., что подтверждается объяснением, представленным предпринимателем. Так же представлен договор с кредитной организацией: ООО "Русфинанс Банк", по сотрудничеству с торговой организацией (ИП Горбунова Ю.В.).
В силу ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Нарушение ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" связано с не предоставлением потребителю информации в полном объеме с целью привлечения интереса к информации "кредит", то есть возможности воспользоваться услугой кредитования при приобретении товара (хотя на практике не понятно, какое лицо оказывает кредитование: банковская организация или ИП Горбунова Ю.В., из-за этого потребитель оказывается обманутым, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными.
В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с п.2 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под финансовыми услугами понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В рекламе ИП Горбуновой Ю.В. указан вид финансовой услуги, а именно "кредит", и в связи с этим руководствуясь ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе" в рекламе необходимо указание наименования лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество).
В качестве финансовых услуг рассматривается: банковская услуга (кредит). Согласно ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором.
Согласно статье 54 Гражданского Кодекса РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно правовую форму.
Указание правильных реквизитов организаций, которая предлагает свои услуги и надежное сотрудничество - одна из гарантий соблюдения информационного права клиента. Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования настоящего закона предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг. Наименование юридического лица включает в себя кроме непосредственного названия обязательное указание на его организационно-правовую форму (ООО, АО и иные). Для индивидуального предпринимателя обязательно указание фамилии, имени, отчества.
Таким образом, реклама ИП Горбуновой Ю.В.по адресу: г. Липецк, пл. Заводская, д.1 при входе в мебельный магазин не содержит обязательного наименования банка, предоставляющего данную банковскую услугу, чем вводит в заблуждение потребителей рекламы.
В соответствии с указанными выше фактами реклама ИП Горбуновой Ю.В. содержит признаки нарушения ч.7 ст.5, ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
На рассмотрении дела по рекламе N 71 28 сентября 2010 года, ИП Горбунова Ю.В. согласилась с допущенным нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пояснила, что в настоящее время реклама не распространяется, однако доказательств подтверждающих пояснения представлено не было.
Таким образом, при распространении рекламы у ИП Горбуновой Ю.В. имелась возможность отказаться от распространения рекламы, либо привести ее в соответствие с требованиями законодательства, однако ИП Горбуновой Ю.В. не были приняты все зависящие от нее меры для устранения названного нарушения, что свидетельствует о наличии в ее действиях вины.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Горбуновой Ю.В., следующего содержания: "Каролина, мягкая и корпусная мебель в наличии и на заказ, большой выбор, низкие цены", "Большой выбор, низкие цены, кредит", поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП Горбуновой Ю.В. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 71
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
29 сентября 2010 г. г. Липецк
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель: - руководитель управления А.А. Сешенов,
члены комиссии: - государственный инспектор Е.В. Пятых,
- государственный инспектор А.В. Тихомиров,
- специалист-эксперт И.А. Береснев,
- специалист-эксперт А.В. Кудинов,
на основании своего решения от 29 сентября 2010 г. по делу N 71 о признании ненадлежащей рекламы ИП Горбуновой Ю.В. <адрес> в которой говорится: "Каролина, мягкая и корпусная мебель в наличии и на заказ, большой выбор, низкие цены", "Большой выбор, низкие цены, кредит"и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП Горбуновой Ю.В.в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы с нарушением действующего законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. ИП Горбуновой Ю.В. представить в Липецкое УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 08 октября 2010 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Липецкое УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ возбудить дело об административном правонарушении.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (опубликовано 29 сентября 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016