Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 12 441/03-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе: <_>
рассмотрев дело N 12 441/03-2015, возбужденное по жалобе общества с ограниченной ответственностью ООО "АВИАКОМ" (далее - ООО "АВИАКОМ") на действия заказчика - Акционерного общества "Авиастар-СП" при проведении запроса цен в электронной форме N 31502629709 на право заключения договора на выполнение работ по обслуживанию территории АО "Авиастар-СП". Лот N 1. Право заключения договора на выполнение работ по сезонному обслуживанию газонного покрытия АО "Авиастар-СП", Лот N 2. Право заключения договора на выполнение работ по круглогодичному обслуживанию площадей АО "Авиастар-СП" (дата окончания срока подачи заявок - 24.08.2015 г. 17:00) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Вх. N 5406 от 06.08.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО "АВИАКОМ" на действия заказчика - Акционерного общества "Авиастар-СП" при проведении запроса цен в электронной форме N 31502629709.
Содержание жалобы "АВИАКОМ" составляет указание на следующее.
ООО "Ремонтно-эксплуатационное предприятие" считает, что требование заказчика о наличие действующей лицензии ФСБ России, разрешающей осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну является необоснованным, поскольку характер работ, являющихся предметом закупки (подметание металлической стружки и опилок, мытье пола, вынос мусора) не относится к работам, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Представители ООО "АВИАКОМ" на заседание Комиссии 17.08.2015 г. поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Представитель заказчика на заседании Комиссии 14.08.2015 г. с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, указал на то, что АО "Авиастар -СП" является режимным объектом, в связи с чем требование о наличие действующей лицензии, разрешающей осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является правомерным.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16:45 17.08.2015 г. для документального анализа материалов по делу.
Исх. N 5244-03 от 14.08.2015 Ульяновским УФАС России был направлен запрос в Управление ФСБ по Ульяновской области о правомерности предоставления действующей лицензии, разрешающей осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при оказании услуг, являющихся предметом закупки.
После перерыва на заседании комиссии 17.08.2015 г. представители заказчика пояснили, что в рамках подготовки к проведению закупки заказчиком был сделан запрос в Управление ФСБ по Ульяновской области о необходимости наличия лицензии на право проведения работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Согласно полученного ответа, по мнению представителей заказчика, документация о закупке должна содержать требование к участникам о предоставлении вышеуказанной лицензии. При этом представители заказчика указали, что не установление в документации данного требования может привести к нарушению федерального законодательства о государственной тайне.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
На официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 03.08.2015 г. были опубликованы извещение и документация запроса цен в электронной форме N 31502629709 на право заключения договора на выполнение работ по обслуживанию территории АО "Авиастар-СП". Лот N 1. Право заключения договора на выполнение работ по сезонному обслуживанию газонного покрытия АО "Авиастар-СП", Лот N 2. Право заключения договора на выполнение работ по круглогодичному обслуживанию площадей АО "Авиастар-СП" (дата окончания срока подачи заявок - 24.08.2015 г. 17:00).
12.08.2015 г., 13.08.2015 г. были опубликованы разъяснения положений документации запроса цен в электронной форме.
12.08.2015 г. было опубликовано уведомление о факте поступление жалобы в Ульяновское УФАС России.
Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "АВИАКОМ" обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Протоколом N 22 от 28.07.2014 г. Совета директоров ЗАО "Авиастар - СП" было утверждено Положение N 400/4.14.6477.1-2014 "О закупках товаров, работ, услуг ЗАО "Авиастар - СП" (далее - Положение о закупках).
Согласно части 8.5.4 раздела III "Способы закупок и их особенности" Положения о закупках одним из способов определения поставщика является запрос цен, являющейся конкурентной внеконкурсной закупочной процедурой, для определения победителя в которой применяется один единственный критерий оценки предложений участников - цена предложения.
Частью 9.8 Положения о закупках установлен порядок проведения запроса цен.
В Пункте 9.8.2.3 Положения о закупках указано, что документация о запросе цен должна содержать сведения, указанные в п. 10.1 Положения.
Согласно подпункту 9 пункта 10.1 Положения закупочная документация включает в себя требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Также, в соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 10 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Частью 3.1 документации о запросе цен в электронной форме N 31502629709 установлены требования к участникам запроса цен.
В пункте 11 части 3.2 указанной документации указано, что для подтверждения соответствия требованиям, указанным в пункте 3.1., а также для участия в запросе цен, претендент в составе заявки на участие в запросе цен должен приложить действующую лицензию, разрешающую осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную ФСБ России.
Статьей 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" определен перечень сведений, составляющих государственную тайну.
Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
При этом заказчиком в ходе рассмотрения жалобы не представлено пояснений относительно того, к какому виду из утвержденных перечней сведений, составляющих государственную тайну и отнесенных к ней, относятся сведения, которые могут будут раскрыты в рамках исполнения договора, заключенного по результатам проведения обжалуемой закупки.
Кроме того, согласно части 3 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 доступ к сведениям, составляющим государственную тайну это санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного работника со сведениями, составляющими государственную тайну.
Предметом закупки N 31502629709 по лоту N 1 является выполнение работ по сезонному обслуживанию газонного покрытия АО "Авиастар-СП", по лоту N 2 - на выполнение работ по круглогодичному обслуживанию площадей АО "Авиастар-СП".
При этом часть 1 "Техническое задание" документации N 31502629709 содержит ведомости объемов работ, согласно которым лот N 1 включает в себя следующие наименования работ: покос травы газонных покрытий, сбор листвы, уничтожение поросли, вал деревьев, обрезка кустарников, содержание цветников, сбор мусора, по лоту N 2 - механизированная мойка, подметание дорожного покрытия и асфальтобетонных площадок, пешеходных дорожек и подъездов к корпусам, очистка снега, наледи.
При этом пояснений и доказательств, указывающих на то, что работники, выполняющие вышеуказанные работы будут знакомиться со сведениями, составляющими государственную тайну, заказчиком в рамках рассмотрения жалобы представлено не было.
Кроме того, согласно ответа, полученного от Управления ФСБ по Ульяновской области на запрос Ульяновского УФАС России (вх. N 5631 от 17.08.2015 г.) включение в документацию требования о наличии лицензии на право проведения работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну является правомерным только в случае если работы связаны с использованием указанный сведений.
Доводы заказчика о позиции Управления ФСБ по Ульяновской области, указанной в ответе АО "Авиастар-СП" (исх. N 6/5160 от 31.07.2015 г.) не могут быть признаны состоятельными, поскольку указанный ответ также указывает на то, что включение в документацию требования о наличии лицензии возможно, в случае если работы связаны с использованием указанный сведений. Отнесение предприятия к режимному объекту не может быть единственным основанием для включения в документацию требования о предоставлении участниками лицензии на право проведения работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно пункта 4 части 1 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом, указывающим на отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Учитывая изложенное, требование к участнику закупки о наличии у него лицензии по осуществлению деятельности на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, установлено в документации N 31502629709 неправомерно, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 4 части 1 Закона о закупках, соответственно, жалоба ООО "АВИАКОМ" является обоснованной.
Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу ООО "АВИАКОМ" обоснованной.
Признать в действиях заказчика нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 4 части 1 Закона о закупках.
Обязать заказчика устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в документацию с учетом принятого решения, продления срока приема заявок, на что выдать предписание.
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 6
17.08.2015 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе: <_>
на основании своего решения от 17.08.2015 г. по делу N 12441/03-2015, возбужденному по жалобе ООО "АВИАКОМ" на действия заказчика - АО "Авиастар-СП" при проведении запроса цен в электронной форме N 31502629709 на право заключения договора на выполнение работ по обслуживанию территории АО "Авиастар-СП". Лот N 1. Право заключения договора на выполнение работ по сезонному обслуживанию газонного покрытия АО "Авиастар-СП", Лот N 2. Право заключения договора на выполнение работ по круглогодичному обслуживанию площадей АО "Авиастар-СП" (дата окончания срока подачи заявок - 24.08.2015 г. 17:00) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а также ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предписывает:
АО "Авиастар-СП" в срок до 03.09.2015 г. устранить нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 4 части 1 Закона о закупках путем внесения изменений в документацию с учетом принятого решения, а также продления срока приема заявок.
В срок до 09.09.2015 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.
<_>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 12 441/03-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016