Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 20 августа 2015 г. N 150-ВП/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: - Заместителя руководителя Челябинского УФАС России,
Членов Комиссии: - специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ИП Кулешова В.В. (далее - заявитель) и проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку моторных масел, пластичных смазок (извещение N 0169300027115000184) в присутствии:
- представителя Отдела муниципальных закупок администрации Верхнеуфалейского городского округа (далее - уполномоченный орган), Муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Центральная городская больница" (далее - заказчик), члена аукционной комиссии, действующего на основании доверенностей N 1 от 19.08.2015, от 19.08.2015, от 18.08.2015 N 779;
в отсутствие представителей заявителя, установила:
В Челябинское УФАС России 14.08.2015 поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку моторных масел, пластичных смазок (извещение N 0169300027115000184) (далее - аукцион).
Уведомлением о содержании жалобы, месте и времени ее рассмотрения (от 17.08.2015 исх. N 12880/09) данная жалоба назначена к рассмотрению на 20 августа 2015 года 13 часов 00 минут.
Заявителем 20.08.2015 в адрес Челябинского УФАС России направлено ходатайство об отзыве жалобы (от 20.08.2015 вх. N 12629).
Комиссия руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приняла решение о проведении внеплановой проверки по соблюдению законодательства о контрактной системе при проведении аукциона.
Согласно представленным документам 28.07.2015 уполномоченный орган объявил о проведении аукциона путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0169300027115000184 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 102 611, 40 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 05.08.2015 в 07 часов 00 минут.
На дату рассмотрения обращения контракт на поставку моторных масел, пластичных смазок по итогам проведения аукциона не заключен.
Согласно доводам обращения аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе заявки участника закупки с порядковым номером N 6.
Как следует из содержания письменных пояснений заказчика, уполномоченного органа, доводы, указанные в обращении, являются обоснованными.
Вместе с тем, представитель заказчика, уполномоченного органа на заседании Комиссии с доводами, изложенными в обращении, не согласился и пояснил следующее.
Значение показателя "температура начала кристаллизации" представлено заявителем в виде "42", тогда как согласно аукционной документации заказчику требуется "не более 40".
Более того, данная заявка не соответствует также по показателю "Наличие одобрения на антифриз ОАО "ВАЗ" или ОАО "ЗМЗ" или ОАО "ГАЗ" (если есть хотя бы одно одобрение любого производителя автомобильной техники, значит, антифриз проверялся производителями, а если одобрений нет, то антифриз никто и никогда не проверял его работу в автотранспорте)", так как участник закупки не конкретизировал какого конкретно производителя имеется одобрение.
Заслушав пояснения представителя заказчика, уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
1. В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу N 0169300027115000184 - 1 заседания комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 07.08.2015 участнику закупки с порядковым номером заявки N 6 отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с предоставлением сведений несоответствующих требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, пункта 12 информационной карты документации об аукционе часть 1 в электронной форме, а именно: участником закупки в заявке в позиции 3 указано температура, С начала кристаллизации-42, а надо не более 40 С.
Согласно подпункту "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 12 части 1 Информационной карты электронного аукциона первая часть заявки участника закупки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным спецификацией (приложение N 1 к документации), место происхождения товара.
Следует отметить, что требования к содержанию первой части заявки сформированы заказчиком в нарушение подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, так как отсутствует требование об указании участниками закупки в содержании первой части заявки товарного знака (его словесного обозначения) (при наличии), знака обслуживания (при наличии), фирменного наименования (при наличии), патентов (при наличии), полезных моделей (при наличии), промышленных образцов (при наличии).
Приложением N 1 к документации является Спецификация "Поставка моторных масел и охлаждающих жидкостей" (далее - Спецификация).
Позиция N 3 Спецификации содержит требования заказчика к низкозамерзающей охлаждающей жидкости для использования в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания (Антифриз красный).
Согласно Инструкции по заполнению заявки характеристики из столбца "Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки" указываются участником точными значениями показателей и не должны содержать двойных и неоднозначных предложений, слов "или эквивалент", "не более", "не менее" и др.
Так, заказчиком в столбце "Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки" указано требование к значению показателя "Температура, °С начала кристаллизации" в виде "не более -40".
Участником закупки с порядковым номером заявки N 6 по позиции N 3 Спецификации значение показателя "Температура, °С начала кристаллизации" представлено как "-42".
Следует отметить, что устные пояснения представителя заказчика, уполномоченного органа относительно того, что участник закупки с порядковым номером заявки N 6 не допущен аукционной комиссией в связи с тем, что в содержание первой части заявки по показателю "Температура, °С начала кристаллизации" представил значение "42", тогда как заказчику требуется "не более 40", не принимаются Комиссией во внимание по следующим основаниям.
Наименованием товара по позиции N 3 Спецификации является "Низкозамерзающая охлаждающая жидкость для использования в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания".
Кристаллизация - процесс фазового перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое кристаллическое с образованием кристаллов. Кристаллизация начинается при достижении некоторого предельного условия, например, переохлаждения жидкости или пересыщения пара, когда практически мгновенно возникает множество мелких кристалликов (https://ru.wikipedia.org/wiki/Кристаллизация).
Таким образом, значение показателя "Температура, °С начала кристаллизации" в отношении рассматриваемого объекта закупки по своей природе не может быть положительным, следовательно, заказчиком требование к значению данного показателя указано в виде отрицательного значения, а именно: "не более -40".
Более того, если расположить числа на координатной прямой, то для отрицательных чисел на координатной прямой сохраняется тот же порядок, что и для положительных, а именно: при движении точки вправо ее координата увеличивается, а при движении точки влево ее координата уменьшается (Учебник по Математике за 6 класс // Зубарева И.И Мордкович А.Г. - Издание: 8-е изд., стер. - М.: 2009).
Следовательно, значение "-42" показателя "Температура, °С начала кристаллизации", представленное заявителем в содержании первой части заявки, соответствует требованиям заказчика по позиции N 3 Спецификации.
Кроме того, согласно протоколу N 0169300027115000184 - 1 заседания комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 07.08.2015 по аналогичному основанию аукционной комиссией не допущены к участию в электронном аукционе участники закупок с порядковыми номерами заявок NN 3, 4.
Более того, при принятии решения аукционная комиссия неправомерно ссылается на пункт 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, тогда как при обосновании решения указывает на предоставление участниками закупок информации несоответствующей требованиям аукционной документации.
С учетом изложенного, аукционной комиссией в нарушение частей 1, 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе отказано в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки с порядковыми номерами заявок NN 3, 4, 6.
Ко всему прочему, из пояснений представителя заказчика, уполномоченного органа следует, что заявка заявителя не соответствует также по показателю "Наличие одобрения на антифриз ОАО "ВАЗ" или ОАО "ЗМЗ" или ОАО "ГАЗ" (если есть хотя бы одно одобрение любого производителя автомобильной техники, значит, антифриз проверялся производителями, а если одобрений нет, то антифриз никто и никогда не проверял его работу в автотранспорте)", так как участник закупки не конкретизировал какого конкретно производителя имеется одобрение.
Вместе с тем, данный показатель заказчиком указан в столбце "Показатели, которые не могут изменяться".
При этом, согласно Инструкции по заполнению заявки, характеристики из столбца "Показатели, которые не могут изменяться" указываются участником в соответствии с установленными значениями без изменений. Необходимый объект закупки должен в точности соответствовать показателям, указанным в данном столбце.
Следовательно, показатели из данного столбца переписываются участниками закупки в содержание первой части заявки без изменения, что и было сделано участником закупки с порядковым номером заявки N 6.
Тогда как участники закупки с порядковыми номерами заявок N 7, 3 в нарушение требований аукционной документации не указали в содержании первой части заявки показатель "Наличие одобрения на антифриз ОАО "ВАЗ" или ОАО "ЗМЗ" или ОАО "ГАЗ" (если есть хотя бы одно одобрение любого производителя автомобильной техники, значит, антифриз проверялся производителями, а если одобрений нет, то антифриз никто и никогда не проверял его работу в автотранспорте)", а участники с порядковыми номерами заявок NN 1, 2 - изменили данный показатель. Соответственно, заявки с порядковыми номерами NN 1, 2, 3, 7 подлежали отклонению аукционной комиссией.
Однако, указанное основание отказа в допуске к участию в электронном аукционе не нашло своего отражения в протоколе рассмотрения первых частей заявок в нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Между тем, следует отметить, что требование о наличии одобрения производителей автомобильной техники (ОАО "ВАЗ" или ОАО "ЗМЗ" или ОАО "ГАЗ") может повлечь за собой ограничение количества участников закупки в виду невозможности предложить товар, который по характеристикам соответствует требованиям заказчика, но не имеет одобрения таких производителей автомобильной техники, как ОАО "ВАЗ" ОАО "ЗМЗ" ОАО "ГАЗ"
В свою очередь на производителей автомобильной техники законодателем не возложена обязанность по выдаче одобрения на товары, а также не урегулирован порядок выдачи такого одобрения, следовательно, включение указанного требования в аукционную документацию является неправомерным.
Таким образом, описание объекта закупки сформировано заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Как следует из материалов, представленных уполномоченным органом на заседание Комиссии, заказчиком в связи с поступившим запросом о разъяснении положений документации внесены изменения в аукционную документацию, а именно: 30.07.2015 внесены изменения в Спецификацию путем исключения такого показателя по позиции N 3, как "Щелочность, куб. см, не менее 30,0".
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе изменение объекта закупки не допускаются.
В соответствии с пунктом 3.2 части 2 Информационной карты аукциона описание объекта закупки указано в Спецификации (Приложение N 1 к документации).
Таким образом, заказчиком в нарушение части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе внесены изменения в описание объекта закупки.
3. Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
В составе документации о закупке содержится обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения НМЦК использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
При этом таблица расчета НМЦК не содержит реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
Таким образом, заказчиком при обосновании НМЦК не учтены положения Методических рекомендаций.
4. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Как следует из части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Однако, в проекте контракта в нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе не предусмотрена пеня в случае просрочки заказчиком исполнения обязательства, предусмотренного контрактом.
Кроме того, заказчик необоснованно включил в пункт 6.3 проекта контракта условие о неустойке в виде пени в отношении исполнителя, так как, во-первых, стороной по контракту является поставщик, во-вторых, пункт 6.7 проекта контракта содержит размер пени в отношении поставщика.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, решила:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать нарушения в действиях:
- заказчика - пункта 1 части 1 статьи 33, части 5 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 65, подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе;
- аукционной комиссии - частей 1, 3, 4, пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
по делу N 150-ВП/2015
20 августа 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: - Заместителя руководителя Челябинского УФАС России,
Членов Комиссии: - специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
на основании решения Челябинского УФАС России от 20.08.2015, по итогам рассмотрения обращения ИП Кулешова В.В. и проведения внеплановой проверки по соблюдению законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку моторных масел, пластичных смазок (извещение N 0169300027115000184) (далее - аукцион) в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1 Муниципальному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению "Центральная городская больница" с даты размещения предписания на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не заключать контракт по итогам аукциона;
1.1. в срок до 04.09.2015:
1.1.1. принять решение об отмене аукциона;
1.1.2. передать решение, указанное в пункте 1.1.1 настоящего предписания, уполномоченному органу.
2. Аукционной комиссии в срок до 31.08.2015:
2.1. принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона;
2.2. передать решение, указанное в пункте 2.1 настоящего предписания, уполномоченному органу.
3. Отделу муниципальных закупок администрации Верхнеуфалейского городского округа в срок до 11.09.2015 разместить решения, указанные в пунктах 1.1.1, 2.1 настоящего предписания, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
4. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" с 25.08.2015 обеспечить исполнение настоящего предписания.
5. Отделу муниципальных закупок администрации Верхнеуфалейского городского округа до 25.09.2015 направить в Челябинское УФАС России (с сопроводительным письмом) доказательства исполнения настоящего предписания (решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, решение об отмене аукциона, сведения о размещении указанных решений на официальном сайте www.zakupki.gov.ru).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 августа 2015 г. N 150-ВП/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016