Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 3 июня 2010 г.
Резолютивная часть решения оглашена "23" сентября 2010 г. В полном объеме решение изготовлено "30" сентября 2010 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей ФГУП "СУ N 711 при Спецстрое России", ЗАО "Восток-Аудит"; ЗАО "Аудит- Центр", надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, рассмотрев дело N 8-01/244 по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием "Строительное управление N 711 при Федеральном агентстве специального строительства" (ул. Дзержинского, 43, г. Хабаровск, 680000) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ЗАО "Восток-Аудит" (далее - Заявитель) на действия ФГУП "СУ N 711 при Спецстрое России" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса по отбору аудиторских организаций для проведения обязательного аудита в части указания в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации недостоверных сведений, необоснованном отказе в допуске к участию в указанном конкурсе Заявителя.
В ходе рассмотрения заявления, представленных документов и сведений установлено следующее. Заказчиком 15.04.2010 в сети Интернет на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение N100330/920488/1 о проведении открытого конкурса по отбору аудиторских организаций для проведения обязательного аудита бухгалтерского учета и отчетности ФГУП "СУ N 711 при Спецстрое России" за 2009, 2010, 2011 годы (далее - Конкурс), начальная (максимальная) цена договора - 700 000, 00 руб., размер обеспечения заявки - 35 000, 00 руб., на торги выставлен 1 лот.
В пункте 5.4. конкурсной документации указывается, что проводится открытый конкурс по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ФГУП "СУ N 711" за 2009, 2010, 2011 годы.
В пункте 15.1. конкурсной документации указывается, что "договоры на каждый год заключаются в течение 10 дней с момента проведения Конкурса" и прилагаются три проекта договора на каждый год отдельно. Пунктом 16 конкурсной документации предусматривается обеспечение заявки на участие в аукционе в размере 35 000, 00 руб. или 5 процентов от начальной (максимальной) цены договора по каждому году отдельно. 03.06.2010 Заявитель подал 2 конверта с заявками на участие в Конкурсе на проведение аудиторской проверки за 2009 и 2010 годы.
Согласно протоколу от 11.06.2010 Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе в связи с тем, что конкурсная заявка Заявителя не соответствует требованиям пунктов 14.3 и 16 конкурсной документации, пункту 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
К участию в Конкурсе допущен один претендент - ЗАО "Аудит-Центр", Конкурс признан несостоявшимся, Заказчиком с ЗАО "Аудит-Центр" заключен договор от 15.06.2010 N 40-У/711 на проведение обязательной аудиторской проверки. Предметом данного договора является проведение обязательного аудита бухгалтерского учета и отчетности ФГУП "СУ N 711 при Спецстрое России" за 2009, 2010, 2011 годы.
В заседании Комиссии Заявитель поддержал доводы жалобы в полном объеме. Представитель Заказчика пояснил, что конкурсная документация частично не соответствует Закону о размещении заказов в связи с тем, что данный Конкурс проведен впервые и у Заказчика нет опыта проведения подобных торгов. Также представитель Заказчика сослался на то обстоятельство, что по вопросам проведения Конкурса Заявитель имел право обратиться за разъяснениями в порядке, предусмотренном конкурсной документацией, Законом о размещении заказов, но таким правом не воспользовался.
ЗАО "Аудит- Центр", надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, явку своего представителя в заседание Комиссии не обеспечило, что в соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции не явилось препятствием для рассмотрения настоящего дела.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, пришла к следующим выводам. В силу требований части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" Конкурс проводится в соответствии с Законом о размещении заказов. Согласно части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны, в частности, сведения о форме торгов, о предмете контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг; о начальной (максимальной) цене контракта (цена лота); о сроке, месте и порядке предоставления конкурсной документации; об официальном сайте, на котором размещена конкурсная документация.
Частью 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов установлено, что при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса, в конкурсной документации отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнение работ или оказания услуг. Участник размещения заказа вправе подать заявку на участие в конкурсе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный контракт.
Частью 4 статьи 22 Закона о размещении заказов установлено, что конкурсная документация, в частности, должна содержать требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик; порядок формирования цены контракта (цены лота). Часть 5 данной статьи предусматривает обязательное приложение к конкурсной документации проекта государственного контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации. Частью 6 данной статьи предусматривается соответствие сведений, содержащихся в конкурсной документации, сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса.
Из извещения о проведении Конкурса следует, что Заказчиком на торгах заявлен 1 лот с начальной ценой договора 700 000 рублей, вместе с тем в пункте 8 конкурсной документации указывается максимальная цена договора по каждому году в отдельности - по 700 000 рублей, пунктом 15.1 конкурсной документации предусматривается заключение договоров на каждый год, пункт 16 конкурсной документации указывает на необходимость внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки по каждому году отдельно. Следовательно, указанные Заказчиком в конкурсной документации сведения не соответствуют сведениям, содержащимся в извещении о проведении Конкурса, что не соответствует требованиям части 6 статьи 22 Закона о размещении заказов.
Толкование указанных пунктов конкурсной документации позволяет сделать вывод, что в проводимом конкурсе заявлено три лота:
- проведение обязательного аудита бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности за 2009 г., начальная цена - 700 000 руб.,
- проведение обязательного аудита бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности за 2010 год, начальная цена - 700 000 руб.,
- проведение обязательного аудита бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности за 2011 год, начальная цена - 700 000 руб.
Согласно статье 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в торгах, проводимых в форме конкурса, должна отвечать требованиям конкурсной документации. Исходя из положений статей 10, 22 Закона о размещении заказов, пунктов 8, 15.1, 16 конкурсной документации, Заявитель обоснованно сделал вывод о наличии в проводимом Конкурсе трех лотов, следовательно, о возможности подать заявки на участие в Конкурсе либо в отношении всех лотов, либо в отношении определенного лота.
В данной связи Комиссия приходит к выводу, что Заявителю необоснованно отказано в допуске к участию в Конкурсе, поскольку сама конкурсная документация составлена с нарушением требований Закона о размещении заказов, что привело к устранению конкуренции в проводимом Конкурсе, в связи с чем действия Заказчика противоречат части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Комиссией также установлено, что Заказчиком в пункте 3 раздела 2 конкурсной документации установлены требования к участникам Конкурса, а также к предоставляемым ими документам, в том числе:
- участник Конкурса должен быть зарегистрирован до 01.07.2002 г., в подтверждение чего необходимо представить соответствующее свидетельство налогового органа;
-опыт аудиторских проверок предприятий, осуществляющих проектную и строительную деятельность как инженерно-технических воинских формирований, у участника конкурса должен составлять не менее 5 лет.
Статьей 11 Закона о размещения заказов установлен исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа, частью 3 статьи 25 указанного Закона установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых участником размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе, которые не предусматривают перечисленных Заказчиком требований и документов. При этом частью 2.1 статьи 22 Закона о размещении заказов не допускается включать в конкурсную документацию требования к опыту участника открытого конкурса. В данной связи указанные требования Заказчика не основаны на действующем законодательстве.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что установленные требования о наличии у участника Конкурса опыта аудиторских проверок не менее 5 лет, государственной регистрации участника Конкурса - юридического лица до 01.07.2002, о чем необходимо предоставить свидетельства о государственной регистрации и о внесении записи в ЕГРЮЛ, являются необоснованным ограничением доступа к участию в Конкурсе хозяйствующих субъектов, зарегистрированных после 01.07.2002, хозяйствующих субъектов, имеющих опыт аудиторской деятельности менее 5 лет, что противоречит части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссией учтено, что Заказчиком заключен с ЗАО "Аудит-Центр" договор от 15.06.2010 N 40-У/711 на проведение обязательной аудиторской проверки. В соответствии с условиями данного договора ЗАО "Аудит-Центр" на день рассмотрения настоящего дела ФГУП "СУ N711 при Спецстрое России" оказаны услуги по проведению аудиторских проверок за 2009 год и первое полугодие 2010 года. На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать действия ФГУП "СУ N 711 при Спецстрое России", конкурсной комиссии ФГУП "СУ N 711 при Спецстрое России" при проведении конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления ежегодного обязательного аудита бухгалтерского учета и отчетности ФГУП "СУ N711 при Спецстрое России" за 2009, 2010, 2011 годы, в части необоснованного установления к участникам конкурса требований о наличии опыта проверок не менее пяти лет, государственной регистрации участника конкурса - юридического лица до 01.07.2002 с предоставлением свидетельств о государственной регистрации и о внесении записи в ЕГРЮЛ, внесения в конкурсную документацию сведений, не соответствующих извещению о проведению конкурса, необоснованного отказа в допуске к участию в конкурсе ЗАО "Восток-Аудит", нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ФГУП "СУ N 711 при Спецстрое России" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Предложить ФГУП "СУ N 711 при Спецстрое России" рассмотреть возможность:
3.1. В срок до 01.11.2010 отменить результаты конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления ежегодного обязательного аудита бухгалтерского учета и отчетности ФГУП "СУ N711 при Спецстрое России" за 2009, 2010, 2011 годы, разместив соответствующее извещение на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов.
3.2. В срок до 10.11.2010 расторгнуть по соглашению сторон договор от 15.06.2010 N 40-У/711 на проведение обязательной аудиторской проверки.
3.3. Привести конкурсную документацию конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления ежегодного обязательного аудита бухгалтерского учета и отчетности ФГУП "СУ N 711 "СУ N711 при Спецстрое России" за 2009, 2010, 2011 годы в соответствие с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3.4. Повторно провести конкурс по отбору аудиторской организации для осуществления ежегодного обязательного аудита бухгалтерского учета и отчетности в порядке, установленном Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также с соблюдением требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части объема услуг, не исполненных по договору от 15.06.2010 N 40-У/711 на проведение обязательной аудиторской проверки.
4. ФГУП "СУ N 711 при Спецстрое России" в срок до 01.11.2010 сообщить в Хабаровское УФАС России о решении, принятом по результатам рассмотрения пунктов 3, 3.1 - 3.4 настоящего решения, с приложением подтверждающих документов.
В случае непредставления указанной информации либо отказа от совершения действий, указанных в пунктах 3, 3.1 - 3.4 настоящего решения, Хабаровскому УФАС России обратиться в арбитражный суд Хабаровского края с иском о признании торгов и заключенной по результатам таких торгов сделки недействительными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N50
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 22, статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 30.09.20100 N 76 по делу N 8-01/244 о нарушении Федеральным государственным унитарным предприятием "Строительное управление N 711 при Федеральном агентстве специального строительства" (ул. Дзержинского, 43, г. Хабаровск, 680000) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. Федеральному государственному унитарному предприятию "Строительное управление N 711 при Федеральном агентстве специального строительства" прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с целью чего впредь при проведении торгов не допускать установления в конкурсной документации положений, ограничивающих конкурентный доступ к участию в торгах хозяйствующих субъектов.
2. Федеральному государственному унитарному предприятию "Строительное управление N 711 при Федеральном агентстве специального строительства" в срок до 01.11.2010 письменно сообщить в Хабаровское УФАС России об исполнении пункта 1 настоящего предписания, с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного орган
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 3 июня 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016