Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 14 августа 2015 г. N 02/20434
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
с участием представителей:
ООО "Балтийский завод-Судостроние" (далее - Организатор торгов)
- - по доверенности,
в отсутствии представителей от ООО "АРС-Сталь" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "АРС-Сталь" вх.N17226 от 06.08.2015 на действия Организатора торгов - ООО "Балтийский завод-Судостроние" и его закупочной комиссии при организации и проведении процедуры открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку листового нержавеющего проката для заказа 05708 проекта 22220 (извещение N31502372577, далее - Закупка) заслушав пояснения представителей сторон, установила:
20 мая 2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) опубликовано Извещение N31502372577 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку листового нержавеющего проката для заказа 05708 проекта 22220 (далее - Извещение о закупке), включая документацию по проведению Закупки (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках ООО "Балтийский завод-судостроние", утвержденным решением единственного участника ООО "Балтийский завод-судостроние" от 26 марта 2014 года N б/н (далее - Положение о закупках) на момент размещения закупки было опубликовано на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках под номером 1120010690, Документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
Лот 1 - 2 609 000,00 руб. Лот 2 - 93 911 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
20.05.2015 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
28.05.2015 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
Не позднее 28.05.2015 в 12:00 (МСК) |
5. |
Дата оценки и сопоставления заявок (по местному времени заказчика) |
Не позднее 25.06.2015 в 16:00 (МСК) |
6. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
По адресу в сети интернет www.fabrikant.ru |
На момент рассмотрения жалобы, по результатам процедуры Закупки договоры заключены:
- 09.07.2015 года по лоту N1 с победителем - ООО "Орринокс",
- 14.07.2015 года по лоту N2 с победителем - "ACRONI d.o.o.".
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия Организатора торгов при проведении Закупки.
Заявитель считает, что Организатор торгов неправомерно выбрал способ проведения закупки (запрос предложений). Заявитель полагает, что Организатор должен был проводить Закупку в форме открытого конкурса.
Заявитель считает, что Организатор торгов неправомерно установил в пп.12 п.12 Приложения N1 "Информационная карта" Документации следующее требование: "производитель предлагаемых ТМЦ должен иметь действующее свидетельство о признании изготовителя РМРС (СПИ РМРС) на всю номенклатуру". В подтверждение данного довода, Заявитель указывает, что сертификация в системе РМРС является добровольной.
Заявитель считает, что ООО "АРС-Сталь" подало заявку на участие в Закупке в соответствии со всеми требованиями Документации, а закупочная комиссия Организатора торгов необоснованно отклонила эту заявку по двум лотам по следующим основаниям, указанным в протоколах N300-1/1/1 от 16.06.2015 года и N300/2/1/1 от 25.06.2015 года:
"п. 2.1.4 Документации: несоответствие заявки требованиям Приложения N2 "Техническое задание" к закупочной документации и на основании п. 2.1.2 закупочной документации, при несоответствии участника требованиям закупочной документации, а именно пп.12 п.12 Приложения N 1 "Информационная карта" процедуры закупки".
Организатор закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменном возражении на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх.N02/Т-866 от 11.08.2015 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документацию по закупке, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
ООО "Балтийский завод-Судостроние" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Осуществление Организатором торгов закупки способом открытого Запроса предложений установлено п. 6 Порядка проведения процедур закупки ООО "Балтийский завод-судостроние" (является неотъемлемой частью Положения о закупках). Порядок подготовки и проведения закупки путем проведения открытого Запроса предложений определен п.п. 6.1-6.5.15. Порядка проведения процедур закупки ООО "Балтийский завод-судостроние".
По доводу жалобы (об отклонении заявки участника - ООО "АРС-Сталь" от участия в Закупке):
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
ООО "АРС-Сталь" подало заявку на участие в Закупке. В составе Заявки было представлено письмо о подаче оферты по форме, установленной в п.5.1 Документации. В письме о подаче оферты ООО "АРС-Сталь" указало, что изучило Извещение о Закупке и Документацию и принимает установленные в них требования и условия. Тем самым, ООО "АРС-Сталь" согласилось с требованиями Документации. Также, до подведения итогов Закупки ООО "АРС-Сталь" не обжаловало в антимонопольный орган требования Документации.
В соответствии с п.6.4.1 Порядка проведения процедур закупки ООО "Балтийский завод-судостроние", закупочная комисиия рассматривает заявки на участие в Закупке и участников, подавших такие заявки, на соответствие требованиям, установленным в Документации.
В п.п. 12 п. 12 Информационной карты было установлено требование о том, что производитель предлагаемых ТМЦ должен иметь действующее свидетельство о признании изготовителя РМРС (СПИ РМРС) на всю номенклатуру.
В п.п. 13.3. Информационной карты Документации перечислены требования к документам, подтверждающим соответствие продукции:
-сертификат качества завода-изготовителя; МКК, 100% УЗК;
-свидетельство РМРС (сертификат качества завода-изготовителя с приемкой РМРС).
Требования о наличии сертификата РМРС установлено и в Техническом задании на оба лота (Приложение N 2 к Документации).
Также, согласно п.п. 1.17. п. 14 Информационной карты Документации, заявка на участие должна содержать копию действующего свидетельства о признании изготовителя РМРС (СПИ РМРС).
По лоту N 1 поступило 2 заявки: от ООО "Орринокс" и от ООО "АРС-Сталь".
Решением Закупочной комиссии (Протокол N 300-1/1/1) заявка ООО "АРС-Сталь" была отклонена на основании п. 2.1.4. Документации: несоответствие заявки требованиям Приложения N 2 "Техническое задание" и на основании п. 2.1.2. закупочной документации, при несоответствии участника требованиям закупочной документации, а именно, п.п. 12 п. 12 Приложения N 1 "Информационная карта".
По лоту N 2 поступило 3 заявки: от компаний ООО "Глобус-Сталь", ООО "АРС-Сталь" и "ACRONI d.o.o.".
Решением Закупочной комиссии (Протокол N 300-2/1/1) заявка ООО "АРС-Сталь" была отклонена на основании п. 2.1.4. Документации: несоответствие заявки требованиям Приложения N 2 "Техническое задание" и на основании п. 2.1.2. закупочной документации, при несоответствии участника требованиям закупочной документации, а именно, п.п. 12 п. 12 Приложения N 1 "Информационная карта".
Поскольку участник ООО "АРС-Сталь" по двум лотам, не выполнил требования п.п. 12 п. 12 Приложения N 1 Документации, у закупочной комиссии организатора торгов отсутствовали правовые основания для допуска заявки такого участника к дальнейшим этапам процедуры Закупки.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС не установила нарушений Закона N223-ФЗ в действиях закупочной комиссии Организатора торгов при проведении Закупки.
По доводу жалобы (о выборе способа Закупки):
Организатор торгов выбрал способ проведения Закупки - открытой запрос предложений в электронной форме, что предусмотрено Положением о закупках. В п.п. 4.4. раздела 4 Документации прямо указано следующее: Процедура запроса предложений не является конкурсом, либо редукционом и ее проведение не регулируется статьями 447-449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная процедура запроса предложений также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, данная процедура не накладывает на Организатора размещения заказа соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником. Данная конкурентная процедура может быть прекращена в любой момент.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС по данному доводу жалобы не установила нарушений Закона N223-ФЗ в действиях Организатора торгов при организации Закупки.
По доводу жалобы (о требованиях пп.12 п.12 Приложения N1 "Информационная карта" Документации):
В п.п. 12 п. 12 Информационной карты Документации установлено требование о том, что производитель предлагаемых ТМЦ должен иметь действующее свидетельство о признании изготовителя РМРС (СПИ РМРС) на всю номенклатуру.
В п.п. 13.3. Информационной карты Документации перечислены требования к документам, подтверждающим соответствие продукции:
-сертификат качества завода-изготовителя; МКК, 100% УЗК;
-свидетельство РМРС (сертификат качества завода-изготовителя с приемкой РМРС).
Требования о наличии сертификата РМРС установлено и в Техническом задании на оба лота (Приложение N 2 к Документации).
Также, согласно п.п. 1.17. п. 14 Информационной карты Документации, заявка на участие должна содержать копию действующего свидетельства о признании изготовителя РМРС (СПИ РМРС).
Представитель Организатора торгов пояснил, что сталь по обоим лотам закупалась на баки МВЗ (металло-водной защиты), изготавливаемые для защиты реакторных установок. Правилами РМРС ("Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов" НД N 2-020101-040) в части I "Общие положения по техническому наблюдению" для материалов с кодом 13000000 (включает черные металлы, а также прокат) требуется именно СПИ - типовое признание/одобрение производителя. С учетом изложенного, не проверять качество закупаемой стали путем не установления требования о наличии СПИ РМРС Организатор закупки права не имеет, требование было заявлено, и распространялось в равной степени на всех претендентов на участие в закупке.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ одними из целей регулирования названного закона являются: создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции.
В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Из вышеназванных нормативных положений следует, что основной целью регулирования установленного Законом N 223-ФЗ, является обеспечение возможности Заказчику определить то лицо, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям Заказчика и целям эффективного использования денежных средств последним в условиях добросовестной конкуренции. При этом потребности Заказчика являются одним из определяющих факторов при установлении соответствующих требований к функционально-техническим характеристикам приобретаемого им товара.
Вместе с тем, Закон N 223-ФЗ не содержит прямого запрета, в рамках конкурентной закупочной процедуры, приобрести такой товар, который, по мнению Заказчика, в наибольшей степени отвечает его потребностям.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС не установила нарушений Закона N223-ФЗ в действиях Организатора торгов при организации Закупки по данному доводу жалобы.
3. Рассмотрев жалобу ООО "АРС-Сталь" вх.N17226 от 06.08.2015 на действия Организатора торгов - ООО "Балтийский завод-Судостроние" и его закупочной комиссии при организации и проведении процедуры открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку листового нержавеющего проката для заказа 05708 проекта 22220 (извещение N31502372577), сопоставив доводы жалобы с пояснениями представителя Организатора торгов, с оригиналами документов по Закупке, представленными в заседание Комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила нарушений Закона N 223-ФЗ в действиях Организатора торгов - ООО "Балтийский завод-Судостроние" и его закупочной комиссии при организации и проведении Закупки (извещение N31502372577).
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "АРС-Сталь" вх.N17226 от 06.08.2015 на действия Организатора торгов - ООО "Балтийский завод-Судостроние" и его закупочной комиссии при организации и проведении процедуры открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку листового нержавеющего проката для заказа 05708 проекта 22220 (извещение N31502372577), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 августа 2015 г. N 02/20434
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016