Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
N 166Ф/15 (опубликовано 20 августа 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20 августа 2015 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: Л.А. Черкашина;
Члены Комиссии: Т.Н. Ролдугина, Т.С. Рябкова,
в присутствии представителей:
заказчика: Управление Федеральной Миграционной службы по Липецкой области - <_>
заявителя: ФГУП "Охрана" МВД России (филиал по Липецкой области) - <_>
победителя электронного аукциона: ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" - <_>
рассмотрев жалобу ФГУП "Охрана" МВД России (филиал по Липецкой области) на действия единой комиссии заказчика - Управление Федеральной Миграционной службы по Липецкой области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по государственной охране зданий, обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов в административных зданиях УФМС России по Липецкой области (реестровый номер 0146100001115000093) (далее- электронный аукцион), установила:
В адрес Липецкого УФАС России 12.08.2015 поступила жалоба ФГУП "Охрана" МВД России (филиал по Липецкой области) на действия единой комиссии заказчика - Управление Федеральной Миграционной службы по Липецкой области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru в разделе "Реестр жалоб с 01.01.2011".
На заседании комиссии велась аудиозапись.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заявителя указывает, что участник закупки - ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" неправомерно был признан единой комиссией заказчика соответствующим требованиям законодательства о контрактной системе и требованиям аукционной документации, т.к. данный участник закупки не обладает полномочиями по осуществлению охраны объектов иной ведомственной принадлежности, а также полномочиями по осуществлению государственной охраны объектов.
Представитель заказчика не согласен с доводами жалобы и пояснил, что единая комиссия заказчика правомерно признала участника закупки - ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" соответствующим требованиям законодательства о контрактной системе и требованиям аукционной документации.
Представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные представителем заказчика и пояснил, что ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" осуществляет государственную охрану различных объектов, в том числе, не находящихся в прямом ведомственном подчинении Минкомсвязи России.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Приказами начальника Управления Федеральной Миграционной службы по Липецкой области, полковника внутренней службы от 21.07.2015 N176 и от 10.02.2014 N38 принято решение о проведении электронного аукциона и о создании единой комиссии.
Документация об электронном аукционе и извещение 0146100001115000093 размещены на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" государственной охране подлежат здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации.
Согласно п.1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N711 "О вопросах Федеральной миграционной службы" Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции. А согласно п.5 вышеуказанного Положения, Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы на окружном, межрегиональном уровнях и в субъектах Российской Федерации (далее - территориальные органы Службы), загранаппарат, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения.
Управление Федеральной Миграционной службы России по Липецкой области является территориальным органом ФМС России на уровне субъекта Российской Федерации- Липецкой области. Следовательно, здания (помещения) УФМС России по Липецкой области подлежат государственной охране.
Проанализировав протокол подведения итогов электронного аукциона от 03.08.2015 N0146100001115000093-3, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что единой комиссией рассматривались вторые части 3 заявок, поданных на участие в электронном аукционе, по результатам рассмотрения которых было принято решение признать заявку с порядковым номером 2 (ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность") соответствующей требованиям аукционной документации и отклонить заявки с порядковыми номерами: 3, 4 по причине несоответствия требованиям документации об аукционе на основании п.2, ч.6, ст.69 44-ФЗ (участники не соответствуют части 1, статьи 31, 44-ФЗ) в соответствии с постановлением правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 участником может быть только юридическое лицо имеющие право на оказание услуг государственной охраны.
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
А в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Проанализировав аукционную документацию Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что во исполнение вышеуказанной нормы закона, заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки: "наличие у участника права осуществления охраны объектов, подлежащих государственной охране (Перечень объектов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности")".
Согласно п.2 ч.1 ст.66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в частности: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании данной нормы закона, заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки. Так, вторая часть заявки, в числе прочего, должна содержать: "Нормативно-правовые или иные документы, подтверждающие право участника осуществления охраны объектов, подлежащих государственной охране (Перечень объектов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности")".
Согласно ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Проанализировав заявку участника закупки с порядковым номером 2 (ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность"), установлено, что она содержит документы и информацию, которые предусмотрены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и документы, установленные аукционной документацией. В частности, содержит копию Устава, п.2.2.1 которого содержит следующие сведения: "Защита охраняемых объектов (в том числе, объектов, подлежащих государственной охране), являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, а также охраняемых объектов иных форм собственности, в соответствии с заключенными договорами".
На основании вышеизложенного, ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" осуществляет государственную охрану объектов.
Таким образом, поскольку в ходе анализа аукционной документации Комиссия Липецкого УФАС России установила, что она не содержит запрета на участие в закупке ведомственной охраны Минкомсвязи России, то в действиях единой комиссии заказчика не усматриваются нарушения Закона о контрактной системе.
Более того, на заседании Комиссии Липецкого УФАС России представитель заказчика пояснил, что на объектах УФМС России по Липецкой области проводится обработка персональных данных, обеспечивается оказание государственных услуг в сфере информационных технологий, в управлении находятся линии и средства связи, средства телекоммуникаций и прочие элементы, которые участвуя в едином технологическом цикле охраняемого объекта, неразрывно связаны с ним и также подлежат охране.
Таким образом, отношения, возникающие по поводу их эксплуатации, обслуживания, содержания находятся в сфере ведения Минкомсвязи России, в связи с чем, охрана данных объектов силами государственной ведомственной охраны Минкомсвязи России является правомерной.
Кроме того, Комиссия Липецкого УФАС России, изучив представленные заказчиком документы, а именно: письмо Минкомсвязи России (исх.NНН-П25-2396 от 17.02.2015) установила, что в нормативных актах, в частности: в Федеральном законе от 14.04.1999 N77-ФЗ "О ведомственной охране" Постановлении Правительства РФ от 12.07.2000 N 514 "Об организации ведомственной охраны" Постановлении Правительства РФ от 02.10.2009 N775 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации" отсутствуют положения, ограничивающие возможность участия ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" в закупках на оказание услуг охраны объектов на которых производится обработка персональных данных, оказание государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части их использования для формирования государственных информационных ресурсов, находятся линии и средства связи, средства телекоммуникаций и прочие элементы, не находящихся в прямом ведении Минкомсвязи России.
Также, на обозрение Комиссии Липецкого УФАС России был представлен ответ из прокуратуры Липецкой области (исх.N7/2-33-2014 от 23.10.2014) на обращение заявителя, в соответствии с которым отношения, возникающие по поводу эксплуатации, обслуживания, содержания объектов (УФНС России по Липецкой области) в том числе и охраны находятся в сфере ведения и законной деятельности Минкомсвязи России, а следовательно охрана подобных объектов силами государственной ведомственной охраны Минкомсвязи России - ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" является допустимой.
На основании вышеизложенного, жалоба является необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки в рамках рассмотрения жалобы, Комиссия Липецкого УФАС России установила в действиях заказчика нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, а в действиях единой комиссии заказчика - нарушение ч.8 ст.69 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.
1. В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системы, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Как установлено, заказчиком, в нарушение вышеуказанной нормы закона, в п.2 Технического задания (приложение N1 к аукционной документации) установлены следующие требования: "Каждый сотрудник охраны при выполнении служебных обязанностей по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту жизни и здоровья сотрудников Заказчика и посетителей, защиту материального имущества на объекте, обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объекте Заказчика обязан:
- быть гражданином Российской Федерации;
- иметь документ, удостоверяющий личность и постоянную или временную регистрацию по месту жительства;
- иметь справку об отсутствии судимости;
- иметь медицинское заключение, установленного образца, о праве пользования оружием (при несении службы со служебным (табельным) оружием);
- пройти обучение пожарно-техническому минимуму в соответствии с приказом МЧС РФ N 645 от 12.12.2007;
- быть одетым в служебную форму (установленного образца), иметь нагрудный жетон (бейдж), позволяющий определять его принадлежность к охранной организации;
- знать назначение и уметь пользоваться техническими средствами охраны (системой контроля управления доступа, системой охранно-пожарной сигнализации, системой речевого оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системой видеонаблюдения, стационарным (ручным) металлодетектором, кнопкой тревожной сигнализации, средствами радиосвязи);
- быть обученным и уметь действовать при возникновении чрезвычайных и нештатных ситуаций (пожар, попытка незаконного проникновения на охраняемый объект, обнаружение посторонних предметов, захват заложников и др.);
- быть обученным и уметь действовать по сигналам тревоги, поступающим от технических средств охраны установленных на объекте, поступающих с охраняемых объектов. Бережно относится к используемому оборудованию и техническим средствам. Своевременно извещать Представителя Заказчика на охраняемом объекте о возникших неисправностях технических средств охраны для принятия мер по их устранению;
- иметь средства радиосвязи и/или мобильной связи, обеспечивающие бесперебойную связь на территории и в помещениях охраняемого объекта между сотрудниками дежурной смены охраны и ответственным сотрудником Заказчика по вопросам обеспечения безопасности (за счет Исполнителя);
- иметь исправный электрический фонарь - 1 на пост охраны (за счет Исполнителя)".
2. Согласно ч.8 ст.69 Закона о контрактной системе, результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о порядковых номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их порядковых номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
Единой комиссией заказчика, в нарушение ч.8 ст.69 Закона о контрактной системе, в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 03.08.2015 N0146100001115000093-3 не указано положений документации о таком аукционе, которым не соответствуют заявки участников закупки с порядковыми номерами: 3, 4 и положений заявок данных участников, которые не соответствуют требованиям, установленным аукционной документацией.
Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия решила:
1. Признать жалобу ФГУП "Охрана" МВД России (филиал по Липецкой области) на действия единой комиссии заказчика - Управление Федеральной Миграционной службы по Липецкой области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по государственной охране зданий, обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов в административных зданиях УФМС России по Липецкой области (реестровый номер 0146100001115000093) необоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушения ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. В действиях единой комиссии заказчика установлены нарушения ч.8 ст.69 Закона о контрактной системе.
4. Предписание не выдавать ввиду того, что выявленные нарушения не повлияли на результат аукциона.
5. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 166Ф/15 (опубликовано 20 августа 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016