Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 3086 (опубликовано 23 мая 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела.,
члены комиссии: - главный специалист-эксперт.,
- ведущий специалист-эксперт.,
рассмотрев дело N 9582/05-2013 по признакам нарушения законодательства Российский Федерации о рекламе по факту распространения на оборотной стороне платежных документов за декабрь 2012 года рекламы клиники "Медозон", содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рек-ламе"),
в присутствии:
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рек-ламе:
- общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилстройсервис" (далее - ООО "УК Жилстройсервис"), расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т. Туполева, д. 5, - представителя Л<_>ой С.А. (доверенность б/н от 10.01.2013, паспорт);
- индивидуального предпринимателя П<>ва А<_>я В<_>ча, зарегистрированного по адресу: г. Ульяновск, <_> (паспорт);
- общества с ограниченной ответственностью "Медозон" (далее - ООО "Медозон"), распо-ложенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Карбышева, д. 5.1, - представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела общество уведомлено надлежащим образом;
заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Региональный информационный центр" (далее - ООО "РИЦ"), расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 1а, - представитель не явился, установила:
По заявлению физического лица о факте распространения на оборотной стороне платежных документов ООО "УК Жилстройсервис" за декабрь 2012 года рекламы клиники "Медозон", содержащей признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", Ульяновским УФАС России определением от 18.03.2013 возбуждено дело N 9582/05-2013. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечено ООО "УК Жилстройсервис", рассмотрение дела назначено на 15.04.2013.
Определением от 15.04.2013 срок рассмотрения дела N 9582/05-2013 продлен до 18.05.2013, к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки наруше-ния законодательства о рекламе, привлечены ИП П<>в А.В. и ООО "Медозон", в качестве заинтересованного лица - ООО "РИЦ". Рассмотрение дела отложено и назначено на 07.05.2013.
В письменных пояснениях ООО "УК Жилстройсервис" (исх. N УК/366/Ю от 11.04.2013, вх. N 3074 от 11.04.2013) и представителем общества на рассмотрении дела 15.04.2013 и 07.05.2013 сообщено, что обществом с ИП П<>вым А.В. заключен договор от 04.07.2012 на по-ставку бумаги формата А4 для печати счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг, на одной стороне которой может быть размещена реклама. Указанную бумагу ООО "УК Жилстройсервис" передает Ульяновскому филиалу ООО "РИЦ", который осуществляет конечное формирование и печать платежного документа. Указанные счета ООО "УК Жилстройсервис" далее передает стар-шему по дому либо председателю совета дома, которые доставляют платежные документы каждо-му потребителю жилищно-коммунальных услуг своего многоквартирного дома. ООО "УК Жил-стройсервис" не возражает против размещения рекламы на обратной стороне счета на оплату жи-лищно-коммунальных услуг, однако никакого отношения к содержанию, количеству, а также са-мому факту размещения рекламных модулей на указанном документе общество не имеет. Полу-чение ООО "УК Жилстройсервис" у ИП П<>ва А.В. бумаги формата А4, на которой с одной стороны листа размещена реклама, значительно удешевляет стоимость бумаги для печати счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Бумага для печати счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг обычно оплачивается жильцами - ее стоимость включается в сумму указан-ной платы. В данном случае бесплатное получение бумаги (за счет размещения рекламы) направ-лено на уменьшение затрат жильцов.
ИП П<>вым А.В. на заседании Комиссии 07.05.2013, а также в письменных пояснениях предпринимателя (исх. N 4 от 06.05.2013, вх. N 3816 от 06.05.2013) сообщено, что между пред-принимателем и ООО "Медозон" заключен договор на оказание услуг N 5/дис-2012 от 21.06.2012, согласно которому предприниматель должен разместить рекламу клиники "Медозон" по макетам и эскизам общества. ИП П<>в А.В. самостоятельно разработал макет рекламы клиники "Медозон", в макете предупредительная надпись была. ООО "Медозон" макет рекламы не утверждало. При печати из-за несоответствия полей с типографскими стандартами предупредительная надпись исчезла. В декабре 2012 года реклама клиники "Медозон" размещена на одной стороне листа бумаги, которая впоследствии была поставлена ООО "УК Жилстройсервис" в соответствии с договором от 04.07.2012 на поставку бумаги формата А4.
В письменных пояснениях (исх. N 01-01/47 от 06.05.2013, вх. N 3797 от 06.05.2013) ООО "Медозон" сообщило, что общество осуществляет медицинскую деятельность в рамках лицензии N ЛО-73-01-000841 от 12.12.2012. Для рекламы своей деятельности ООО "Медозон" (заказчик) заключило с ИП П<>вым А.В. (исполнитель) договор на оказание услуг N 5/дис-2012 от 21.06.2012 сроком до 31.12.2012. В соответствии с п. 1.1 указанного договора заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию рекламных услуг - размещению рекламы общества по макетам и эскизам, сделанным по усмотрению исполнителя. Согласно п. 4.2 договора исполнитель несет ответственность за содержание и характер рекламы, а также за несоблюдение требованиям Федерального закона "О рекламе". Заключая договор с ИП П<>вым А.В., ООО "Медозон" считало, что предприниматель надлежащим образом и в соответствии с действующим законодательством исполнит все договорные обязательства, вытекающие из договора, что исключит любую ответственность ООО "Медозон".
Исследовав материалы дела N 9582/05-2013, заслушав пояснения представителей лиц, уча-ствующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу клиники "Ме-дозон", размещенную на оборотной стороне платежных документов ООО "УК Жилстройсервис" за декабрь 2012 года, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. N 55 от 18.02.2013), в котором указывается, что ООО "УК Жилстройсервис" распространило среди жиль-цов многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ленинского Комсомо-ла, д. 26, платежные документы для внесения платы за содержание, ремонт помещений и предос-тавление коммунальных услуг за декабрь 2012 года, на обороте которых размещена, в том числе, реклама клиники "Медозон", содержащая признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" (служебная записка N 100 от 15.03.2013).
Указанная реклама имеет следующее содержание: "ВРАЧ-ПЕДИАТР: - приемы, осмотры; - СПРАВКИ ДЛЯ ШКОЛ И ДЕТСКИХ САДОВ; - любые анализы и обследования; - современная вакцинация (Пентаксим, Инфанрикс). *в удобное для вас время; *без очередей. www.ulmedozon.ru. Клиника МЕДОЗОН. Карбышева 5.1; телефон для записи: 26-48-48 / 26-12-24; с 8.00 до 20.00; выходной - воскресенье". Реклама сопровождается фотографическим изображением ребенка. По нижнему краю указаны сведения о лицензии: "Лицензия: N ЛО-73-01-000769 от 30.07.2012 г.". Какая-либо иная информация в рекламе отсутствует.
Деятельность клиники "Медозон" осуществляет ООО "Медозон" в соответствии с лицен-зией на осуществление медицинской деятельности N ЛО-73-01-000814 от 12.12.2012, выданной Министерством здравоохранения Ульяновской области.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распро-страненная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона "О рекламе" специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рек-ламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограни-чения.
Согласно ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, ме-дицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимо-сти ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
В нарушение ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" в рекламе клиники "Медозон" отсутствует предупредительная надпись.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требова-ний, установленных ч. 7 ст. 28 Федерального закона "О рекламе", несут рекламодатель и рекламо-распространитель; рекламопроизводитель несет ответственность в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии со п.п. 5-7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Согласно договору на оказание услуг N 5/дис-2012 от 21.06.2012, заключенному между ООО "Медозон" (заказчик) и ИП П<>вым А.В. (исполнитель), последний по заказу первого из-готавливает и размещает рекламу общества. ИП П<>в А.В. разработал и разместил (напечатал) рекламу клиники "Медозон" на листах бумаги формата А4, при этом ООО "Медозон" оригинал-макет рассматриваемой рекламы не согласовывало.
ИП П<>в А.В. распространил рекламу клиники "Медозон" путем поставки бумаги фор-мата А4 с отпечатанной на одной стороне листа рекламой, в том числе клиники "Медозон", в со-ответствии с договором от 04.07.2012 ООО "УК Жилстройсервис", которое на указанной бумаге формата А4 на оборотной стороне печатает счета на оплату жилищно-коммунальных услуг, рас-пространяемые среди жильцов многоквартирных домов.
Таким образом, в данном случае ООО "Медозон" является рекламодателем, а ИП П<>в А.В. - рекламопроизводителем и рекламораспространителем.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за нарушение ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рек-ламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимо-нопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу клиники "Медозон" ООО "Медозон", размещенную на оборотной стороне платежных документов ООО "УК Жилстройсервис" за декабрь 2012 года, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП П<>ву А.В. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Феде-ральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об администра-тивном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 23.05.2013.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
ИП П<>ву А.В.
<_> г. Ульяновск, 432072
ПРЕДПИСАНИЕ N 8
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
07.05.2013 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела,
члены комиссии: - главный специалист-эксперт.,
- ведущий специалист-эксперт.,
на основании своего решения от 07.05.2013 по делу N 9582/05-2013 о признании рекламы клини-ки "Медозон", размещенной на оборотной стороне платежных документов общества с ограничен-ной ответственностью "Управляющая компания Жилстройсервис" за декабрь 2012 года, ненадле-жащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 ста-тьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмот-рения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Фе-дерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю П<>ву Алексею Викторовичу, зарегистриро-ванному по адресу: 432072, г. Ульяновск, <_> в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, привести рекламу клиники "Медозон", в соответствие с требованиями части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" либо прекратить её распространение.
2. Индивидуальному предпринимателю П<>ву А<_>ю В<_>у, зарегистрированному по адресу: 432072, г. Ульяновск, <_> представить в Ульяновское УФАС России документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 07 июня 2013 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения за-конодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на долж-ностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 3086 (опубликовано 23 мая 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016