Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
от 21 августа 2008 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Тыченок Г.Н. - руководитель управления;
Члены комиссии: Могилевкин А.Г - заместитель руководителя
управления;
Путрова С.И. - начальник отдела контроля
монополистической деятельности,
недобросовестной конкуренции и рекламы;
Дорофеева Р.А. - начальник отдела анализа
товарных, финансовых рынков и экономической
концентрации;
Силина О.М. - старший государственный
инспектор отдела контроля монополистической
деятельности, недобросовестной конкуренции и
рекламы;
Якимидин О.А. - специалист-эксперт отдела
контроля монополистической деятельности,
недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрела материалы дела N 22 о нарушении ООО "РН-Востокнефтепродукт" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее в тексте - Закон "О защите конкуренции"),
присутствовали:
Змачинский А.Г. - индивидуальный предприниматель;
Юрачковский В.П. - генеральный директор ЗАО "Дизель-Трейд";
Бархатов М.Ю. - начальник отдела розничных продаж ООО "РН-Востокнефтепродукт" по доверенности N 178-Д от 19.08.2008;
Игнатюк К.В. - юрисконсульт филиала N 5 ООО "РН-Востокнефтепродукт" по доверенности N 177-Д от 19.08.2008;
Лаюров Н.В. - представитель индивидуального предпринимателя Торозяна А.А. без доверенности, установила:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили заявления ряда хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива с АЗС на территории города Южно-Сахалинска (заявления: индивидуального предпринимателя Змачинского А.Г. от 03.06.2008 N 212, от 06.03.2008 N 23; ЗАО "Дизель-Трейд" от 23.05.2008 N 134; ООО "Рубикон-Сервис" от 04.06.2008 N 34; индивидуального предпринимателя Торозяна А.А. от 03.06.2008 N 444).
По мнению заявителей, ООО "РН - Востокнефтепродукт" в лице филиала N 5 ООО "РН - Востокнефтепродукт" по Сахалинской области пользуясь своим доминирующим положением на товарном рынке в I полугодии 2008 года повышало оптовые цены на нефтепродукты для других участников рынка - владельцев АЗС и одновременно удерживало розничные цены на нефтепродукты на собственных АЗС. ООО "РН-Востокнефтепродукт" злоупотребляет своим доминирующим положением, что является нарушением пункта 1 части статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При рассмотрении дела заявители поддержали свои требования. В обоснование своей позиции пояснили следующее. В 2008 году образовалась тенденция роста оптовых и розничных цен на нефтепродукты. При этом рост розничных цен был меньше по сравнению с ростом оптовых цен, а именно: рост розничных цен на дизельное топливо (летнее) составил 16,35%, рост оптовых цен - 54,81%. Считают, что ООО "РН - Востокнефтепродукт" преднамеренно занижает розничную цену.
Представители ООО "РН-Востокнефтепродукт" пояснили, что заниженная цена носила краткосрочный характер. Превышение мелкооптовых цен по сравнению с розничными ценами имело место только в июне 2008 года по летнему дизельному топливу. Отрицательная разница розничных цен с ценами мелкооптовыми была вызвана определенными обстоятельствами, а именно:
- длительностью периода транспортировки нефтепродуктов на о. Сахалин;
- изменением оптовых цен за период транспортировки;
- постоянный рост мелкооптовых цен;
- при поставке топлива танкерами "двухтысячниками", в них заливалось топливо, которое приобреталось как по "старым", так и по "новым" ценам, поэтому ООО "РН-Востокнефтепродукт" на своих АЗС реализовывало топливо, которое покупалось по "старым" ценам, а другим участникам рынка ООО "РН-Востокнефтепродукт" реализовывало по новым оптовым ценам, чтобы покрыть свои издержки.
Мелкооптовые цены изменяются более динамично по сравнению с розничными ценами, это связано с тем, что ООО "РН-Востокнефтепродукт" ориентировано на интересы населения острова Сахалин, так как одинаковая динамика изменения розничных и мелкооптовых цен приведет к негативным социальным последствиям, а именно к недовольству местного населения.
Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы, пояснения и объяснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.
Между ООО "РН-Востокнефтепродукт" и хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива с АЗС на территории города Южно-Сахалинска (индивидуальный предприниматель Змачинский А.Г., ЗАО "Дизель-Трейд", индивидуальный предприниматель Торозян А.А., ООО "Рубикон-Сервис") заключены договоры купли-продажи нефтепродуктов.
Согласно данным договорам цена товара определяется сторонами в дополнительных соглашениях, являющихся неотъемлемой частью договоров.
Из представленных заявлений следует, что, начиная с конца 2007 года, наблюдалась тенденция в росте мелкооптовых и розничных цен на дизельное топливо, отпускаемое с АЗС филиала N 5 ООО "РН-Востокнефтепродукт", и к июлю 2008 года образовалась разница между такими ценами. Так, рост цен на дизельное топливо составил за данный период 54,81%, а рост розничных цен составил 16,35%.
Кроме того, оптовая цена на дизельное топливо (летнее) по состоянию на 01.06.2008. (25,65 руб./л.), 07.06.2008 (26,25 руб./л.), 19.06.2008 (26,64 руб./л.) изменялась, а розничная цена за данный период оставалась на прежнем уровне - 25,50 руб./л.
ООО "РН-Востокнефтепродукт" письмом от 16.07.2008 N 10/3811 представило в Сахалинское УФАС России сведения и пояснения по ценам мелкооптовой и розничной реализации нефтепродуктов в Сахалинской области, в том числе на дизельное топливо, отпускаемое с АЗС ООО "РН-Востокнефтепродукт" на территории Сахалинской области, а именно:
- сведения об объемах и ценах поставки нефтепродуктов в филиал N 5 (Сахалинская область) за первое полугодие 2008 года;
- калькуляцию о стоимости нефтепродуктов по мелкооптовой реализации за первое полугодие 2008 года (с 01.01.2008 по 19.06.2008);
- сведения об объемах реализации нефтепродуктов через АЗС/АЗК филиала N 5 в разрезе районов Сахалинской области по видам нефтепродуктов за первое полугодие 2008 года;
- сведения о средних розничных ценах на нефтепродукты, реализуемые через АЗС/АЗК филиала N 5 в разрезе районов Сахалинской области по видам нефтепродуктов за период с 01.01.2008 по 01.06.2008;
- калькуляцию розничных цен по филиалу N 5 (Сахалинская область) за первое полугодие 2008 года (с 01.01.2008 по 18.04.2008).
Согласно представленным сведениям за период с февраля по июнь месяц 2008 года объем поставок дизельного топлива (летнее) на территорию Сахалинской области увеличен в 2,8 раза.
Цена поставки дизельного топлива (летнее) изменялась ежемесячно и за данный период рост составил 48,3%.
Рост розничных цен на дизельное топливо (летнее), реализуемое через АЗС/АЗК филиала N 5 ООО "РН-Востокнефтепродукт" с 01.01.2008 по 01.06.2008 составил 14,3%, или увеличение произошло с 22,30 руб./л. до 25,50 руб./л.
С 18.04.2008 и по 19.06.2008 розничные цены на дизельное топливо не повышались.
На основании данных калькуляции рост цен по мелкооптовой реализации дизельного топлива летнего по состоянию на 19.06.2008 года в сравнении с 01.06.2008 года произошел на 4,3%, закупочная цена дизельного топлива летнего за данный период времени оставалась на прежнем уровне.
По данным калькуляции розничных цен на нефтепродукты по филиалу N 5 ООО "РН-Востокнефтепродукт" установленная розничная цена на дизельное топливо (летнее) с 18.04.2008 г. по июнь составляла 25,50 руб/л.
При этом представленные данные от индивидуального предпринимателя Змачинского А.Г. и ЗАО "Дизель-Трейд" подтверждают, что в июне 2008 года средние цены на дизельное топливо (летнее) на принадлежащих им АЗС составляли - 28 руб./л., а на АЗС ООО "РН-Востокнефтепродукт" - 25,50 руб./л., т.е. разница составила 2,50 руб./л.
С учетом полученных данных о ценах реализации дизельного топлива в период с 1 июня по 19 июня 2008 года приведены сравнительные цены ООО "РН-Востокнефтепродукт" и конкурентов:
оптовая цена розничная цена розничная цена
продаж(предп.) на АЗС общества на АЗС конкурент.
01.06.2008 года 25,65 р/л 25,50 р/л 28,00 р/л
07.06.2008 года 26,25 р/л 25,50 р/л 28,00 р/л
19.06.2008 года 26,64 р/л 25,50 р/л 28,00 р/л
Таким образом, при таком соотношении оптовых и розничных цен ООО "РН-Востокнефтепродукт", конкуренты вынуждены устанавливать цены выше, чем на АЗС Общества. В связи с этим, конкуренты поставлены в неравное положение с ООО "РН-Востокнефтепродукт" на данном рынке, т.е. созданы дискриминационные условия по продаже товара по сравнению с данным обществом, что, в свою очередь, приводит указанных заявителей к неконкурентоспособности.
Результатом этого могло стать устранение данных хозяйствующих субъектов с рынка и, соответственно, устранение, ограничение конкуренции на рынке реализации дизельного топлива.
На основании изложенного Комиссия полагает, что в рассматриваемом случае негативные последствия на розничном рынке выразились в невозможности заявителей конкурировать с ООО "РН - Востокнефтепродукт" ввиду повышения мелкооптовых цен и удержанием розничной цены на дизельное топливо (летнее).
Указанные действия общества могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, так как несколько хозяйствующих субъектов были поставлены в дискриминационные условия по сравнению с ООО "РН-Востокнефтепродукт" на одном товарном рынке.
Приказом Сахалинского УФАС России N 46 от 04.05.2008 ООО "РН - Востокнефтепродукт" в лице филиала N 5 ООО "РН - Востокнефтепродукт" по Сахалинской области включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по виду услуг - поставка автомобильного бензина и дизельного топлива, мелкооптовая реализация автомобильного бензина и дизельного топлива.
Занимая доминирующее положение, ООО "РН-Востокнефтепродукт" использует возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, ООО "РН - Востокнефтепродукт", находясь в более выгодном положении на мелкооптовом и розничном рынках реализации нефтепродуктов по сравнению с его конкурентами, имеет возможность оказывать влияние на формирование цен на розничном рынке нефтепродуктов.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.
Действия ООО "РН-Востокнефтепродукт", в создании дискриминационных условий деятельности хозяйствующим субъектам на рынке реализации нефтепродуктов, нарушают часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ООО "РН - Востокнефтепродукт" нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в части создания дискриминационных условий.
2. Выдать ООО "РН - Востокнефтепродукт" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства в отношении ООО "РН - Востокнефтепродукт".
Председатель комиссии: Г.Н. Тыченок
Члены комиссии: А.Г. Могилевкин
С.И. Путрова
Р.А. Дорофеева
О.М. Силина
О.А. Якимидин
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 августа 2008 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016