Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
от 31 августа 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена: 18 августа 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено: 31 августа 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 76 по признакам нарушения ООО "Теплогенерация" (место нахождения: 640023, г. Курган, пр-кт Маршала Голикова, д.29, стр.7) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции",
Установила:
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) основанием для возбуждения дела N 76 явилось обнаружение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России) признаков нарушения ООО "Теплогенерация" (место нахождения: 640023, г. Курган, пр-кт Маршала Голикова, д.29, стр.7) пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении поставки тепловой энергии жителям многоквартирного жилого дома N 4А, расположенного по ул. 9 Мая в г. Кургане, по цене, определенной соглашением сторон - договором энергоснабжения от 30.12.2010 года.
6 апреля 2011 года в Курганское УФАС России поступило заявление ОАО "Курганская генерирующая компания", указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО "Управляющая компания "Уют".
В ходе рассмотрения данного заявления в Курганское УФАС России поступило письмо ООО "Теплогенерация" за вх.N 2018 от 15.04.2011 года, содержащее следующую информацию: поставку тепловой энергии жителям дома N 4А по ул. 9 Мая в г. Кургане осуществляет ООО "Теплогенерация" на основании договора от 30.12.2010 года, заключенного с ООО "Управляющая компания "Уют". Поставка тепловой энергии осуществляется по ценам, определенным соглашением сторон. Цены согласованы на уровне 1134, 12 руб./Гкал.
При осуществлении поставки тепловой энергии по ценам, определенным соглашением сторон, ООО "Теплогенерация" руководствовалось нормами пункта 9 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В материалах дела имеется письмо ООО "Управляющая компания "Уют" от 14.04.2011 года, согласно которому ООО "Управляющая компания "Уют" сообщает, что принимает тепловую энергию для обеспечения теплом многоквартирного жилого дома N 4А, расположенного по ул. 9 Мая в г. Кургане из ООО "Теплогенерация". Оплата за тепловую энергию производится по тарифу на основании счетов, предъявляемых ООО "Теплогенерация".
Определением о назначении дела N 76 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 14.06.2011 года, дело N 76 назначено к рассмотрению на 30 июня 2011 года.
В ходе рассмотрения дела N 76 представитель ООО "Теплогенерация" <> представила ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств - ответов Министерства регионального развития РФ и Министерства экономического развития РФ на обращения ответчика, а также приобщила к материалам дела копии писем ООО "Теплогенерация" в адрес Министерства регионального развития РФ и Министерства экономического развития РФ.
В обоснование своей позиции по делу N 76 <> пояснила, что в действиях ответчика отсутствует нарушение антимонопольного законодательства в силу положений норм статей 539, 544 Гражданского кодекса РФ, а также пункта 9 статьи 10 Закона о теплоснабжении.
<> также отметила, что газовая котельная, построенная для теплоснабжения группы жилых домов по ул. 9 Мая в г. Кургане, допущена в эксплуатацию с 25.11.2010 года. Раздел "Порядок расчетов" договора энергоснабжения от 30.12.2010 года согласован ООО "Теплогенерация" с ООО "Управляющая компания "Уют", какие-либо преддоговорные разногласия по поводу расчетов за тепловую энергию отсутствовали.
Комиссия по рассмотрению дела N 76 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) удовлетворила ходатайство ООО "Теплогенерация" об отложении рассмотрения дела и определением об отложении рассмотрения дела N 76 от 30.06.2011 года назначила рассмотрение данного дела на 16 августа 2011 года.
Определением о назначении дела N 76 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 14.06.2011 года к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечен Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.
Представитель Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области <> отметил, что порядок заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, Правительством Российской Федерации не разработан. В настоящее время невозможно сделать вывод о том, что тариф на тепловую энергию, установленный ООО "Теплогенерация", является экономически обоснованным.
В силу изложенного выше, <> заявил, что ООО "Теплогенерация" должно было обратиться в Департамент регулирования цен и тарифов Курганской области за установлением тарифа на тепловую энергию. Кроме того, Департамент регулирования цен и тарифов Курганской области подготовил письмо в адрес ООО "Теплогенерация" от 25.05.2011 г. о необходимости предоставления документов для установления тарифа в срок до 1 июля 2011 года.
Определением об изменении даты и времени рассмотрения дела N 76 от 27.07.2011 года дата рассмотрения дела была изменена на 18 августа 2011 года, в связи с ходатайством ООО "Теплогенерация" о невозможности обеспечения явки своего представителя на заседание комиссии 16 августа 2011 года по причине нахождения в очередном отпуске.
18 августа 2011 года на заседание комиссии по рассмотрению дела N 76 Представителем Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области на заседание комиссии была представлена копия Постановления по делу об административном правонарушении N 51 в отношении ООО "Теплогенерация".
Комиссия приобщила к материалам дела N 76 также копию письма Министерства регионального развития РФ, представленную ООО "Теплогенерация". Из содержания данного письма следовало, что в соответствии с пунктом 15 Плана очередных мероприятий по реализации Федерального закона "О теплоснабжении", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2010 года N 2485-р, ответственным исполнителем по разработке и внесению в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекта постановления Правительства Российской Федерации о порядке заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности), теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность), теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 года, является Министерство экономического развития Российской Федерации.
<> также представила Комиссии письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела N 76 до получения ответа Министерства экономического развития Российской Федерации на обращение ответчика.
Комиссия отказала в удовлетворении данного ходатайства, в связи с тем, что располагает достаточными материалами для принятия решения по данному делу.
Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные сторонами по делу доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.
1. Между ООО "Теплогенерация" и ООО "Управляющая компания "Уют" заключен договор энергоснабжения от 30.12.2010 года (далее - Договор энергоснабжения). Согласно Раздела "Предмет договора" Договора энергоснабжения, энергоснабжающая организация, которой в силу настоящего Договора энергоснабжения является ООО "Теплогенерация", подает Абоненту - ООО "Управляющая компания "Уют" через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а Абонент принимает и оплачивает ее в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Согласно Приложения N 1 Договора энергоснабжения отапливаемым объектом является многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Курган, ул. 9 Мая, д. N 4А.
<> подтвердила, что ООО "Теплогенерация" осуществляет услуги по передаче тепловой энергии жильцам многоквартирного жилого дома N 4А, расположенного по ул. 9 Мая в г. Кургане. Комиссия приобщила к материалам дела копии счетов-фактур на оплату тепловой энергии за период с января по июнь 2011 года, выставленных ООО "Теплогенерация" ООО "Управляющая компания "Уют" для дальнейшего предъявления жильцам многоквартирного жилого дома, расположенного по указанному выше адресу.
В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее по тексту - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче тепловой энергии являются сферой деятельности субъекта естественных монополий. Согласно статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Следовательно, ООО "Теплогенерация" является субъектом естественных монополий.
В связи с чем, на ООО "Теплогенерация" распространяются требования антимонопольного законодательства о соблюдении им установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении естественно-монопольного вида деятельности по оказанию услуг по передаче тепловой энергии.
В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО "Теплогенерация" на рынке услуг по передаче тепловой энергии является доминирующим.
Пункт 1.4 Приказа ФАС РФ от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" гласит, что не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.
2. Среди видов деятельности, осуществляемых ООО "Теплогенерация", согласно Устава данного хозяйствующего субъекта, обозначено производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), а также производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
Согласно копий счетов-фактур на оплату тепловой энергии, выставленных ООО "Теплогенерация" ООО "Управляющая компания "Уют", услуга по теплоснабжению жильцам жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Курган, ул. 9 Мая, д. N 4А, предоставлялась с января 2011 года. Данное обстоятельство представителем ООО "Теплогенерация" в ходе рассмотрения дела N 76 не опровергалось.
Плата за коммунальные услуги, согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктом 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, регулированию в сфере теплоснабжения подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Подпункт 3 статьи 3 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109 (далее - Основы ценообразования), относит тарифы на тепловую энергию (мощность) на розничном рынке к регулируемым тарифам (ценам).
Тем не менее, представитель ООО "Теплогенерация" полагает, что деятельность по передаче тепловой энергии без установления тарифа органом регулирования, в силу действия нормы пункта 9 статьи 10 Закона о теплоснабжении, является правомерной.
Действительно, пункт 9 статьи 10 Закона о теплоснабжении предусматривает, что поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя в целях обеспечения потребления тепловой энергии объектами, введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 года, могут осуществляться на основании долгосрочных (на срок более чем один год) договоров теплоснабжения, заключенных в установленном Правительством Российской Федерации порядке между потребителями тепловой энергии и теплоснабжающими организациями по ценам, определенным соглашением сторон. Государственное регулирование цен (тарифов) в отношении объема тепловой энергии (мощности), теплоносителя, продажа которых осуществляется по таким договорам, не применяется.
К материалам дела Комиссией приобщено письмо Федеральной службы по тарифам России от 23.05.2011 года N НБ-4121/5, направленное в ответ на запрос Курганского УФАС России о разъяснении порядка применения пункта 9 статьи 10 Закона о теплоснабжении.
Из содержания данного письма Федеральной службы по тарифам России следует, что в настоящее время порядок заключения долгосрочных договоров теплоснабжения, предусмотренный пунктом 9 статьи 10 Закона о теплоснабжении, Правительством Российской Федерации не определен.
В соответствии с пунктом 15 Плана первоочередных мероприятий по реализации положений Федерального закона "О теплоснабжении", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2010 г. N 2485-р, органом, ответственным за разработку проекта постановления Правительства Российской Федерации о порядке заключения долгосрочных договоров по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности), теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность), теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2011 года, является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Таким образом, в отсутствие нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусматривающего порядок заключения долгосрочных договоров поставки тепловой энергии, теплоносителя между потребителями тепловой энергии и теплоснабжающими организациями, необходимо применять тариф на тепловую энергию, установленный органом исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов в порядке, предусмотренном нормами действующего законодательства.
Таким образом, как установлено материалами дела, ООО "Теплогенерация" в период с января по июнь 2011 года при расчетах за тепловую энергию с ООО "Управляющая компания "Уют" применяло самостоятельно установленный тариф в размере 1134, 12 руб/Гкал., в то время как при заключении договоров поставки тепловой энергии (мощности) между потребителями тепловой энергии и теплоснабжающими организациями необходимо было применять тариф на тепловую энергию, установленный органом исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов в порядке, предусмотренном нормами действующего законодательства.
Услуги по передаче тепловой энергии, как уже отмечалось выше, относятся к регулируемым видам деятельности в соответствии с положениями нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения. Следовательно, расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии должен производиться в соответствии с установленным законодательством порядком ценообразования.
Под ценообразованием понимается процесс формирования цен на товары и услуги. Цена - денежное выражение стоимости товара, плата (словарь Ожегова).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Нарушение ООО "Теплогенерация" порядка ценообразования при установлении платы за тепловую энергию на основании договора энергоснабжения от 30.12.2010 года, заключенного с ООО "Управляющая компания "Уют" в интересах жильцов жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Курган, ул. 9 Мая, д. N4А, без обращения в установленном действующим законодательством порядке в орган государственного регулирования, свидетельствует о нарушении ответчиком пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", решила:
1. Признать положение ООО "Теплогенерация" доминирующим на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах присоединенной к потребителям сети.
2. Признать в действиях ООО "Теплогенерация" нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении платы за тепловую энергию на основании договора энергоснабжения от 30.12.2010 года, заключенного с ООО "Управляющая компания "Уют" в интересах жильцов жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Курган, ул. 9 Мая, д. N4А, без обращения в установленном действующим законодательством порядке в орган государственного регулирования.
3. Выдать ООО "Теплогенерация" предписание о прекращении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении платы за тепловую энергию на основании договора энергоснабжения от 30.12.2010 года, заключенного с ООО "Управляющая компания "Уют" в интересах жильцов жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Курган, ул. 9 Мая, д. N4А, без обращения в установленном действующим законодательством порядке в орган государственного регулирования, а именно:
- произвести перерасчет платежей за отопление в период с января 2011 года по июнь 2011 года включительно, выставленных ООО "Управляющая компания "Уют" для предъявления жильцам жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Курган, ул. 9 Мая, д. N4А.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Предписание
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 31.08.2011 г. по делу N 76 о нарушении ООО "Теплогенерация", место нахождения: 640023, г. Курган, пр-кт Маршала Голикова, д.29, стр.7, пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ООО "Теплогенерация" в месячный срок со дня получения настоящего Предписания прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении платы за тепловую энергию на основании договора энергоснабжения от 30.12.2010 года, заключенного с ООО "Управляющая компания "Уют" в интересах жильцов жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Курган, ул. 9 Мая, д. N4А, без обращения в установленном действующим законодательством порядке в орган государственного регулирования, а именно:
- произвести перерасчет платежей за отопление в период с января 2011 года по июнь 2011 года включительно, выставленных ООО "Управляющая компания "Уют" для предъявления жильцам жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Курган, ул. 9 Мая, д. N4А.
2. ООО "Теплогенерация" в срок не позднее пяти дней со дня исполнения настоящего Предписания в письменной форме сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области об его исполнении.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 31 августа 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016