Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 1 сентября 2011 г. N 24
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: И.В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
Е.А. Скоп - специалист-эксперт одела рекламы,
рассмотрев дело N 24, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества "Завод экологической техники и экопитания "ДИОД" (адрес местонахождения: 115114, г. Москва, ул. Дербеневская, д. 11А, далее - "ЗЭТиЭ "ДИОД") по факту размещения 16 мая 2010 г. в период с 10 ч. 00 мин. до 11 ч. 00 мин. новосибирского времени на частоте 106,7 FM радиостанции "Радио Дача" рекламной информации о препарате "Стелла", с признаками нарушения:
- п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
- п.2 ч.3 ст.5 Закона о рекламе, согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;
- п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе, согласно которому реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами,
в присутствии:
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ОАО "ЗЭТиЭ "ДИОД", (не явился, уведомлен надлежащим образом), установила:
В мае 2010 г. Новосибирским УФАС России проводился мониторинг рекламной информации, распространяемой при трансляции на радиостанциях города Новосибирска на предмет соблюдения требований Закона о рекламе.
В ходе указанного мониторинга 16 мая 2010 г. в период с 10 ч. 00 мин. до 11 ч. 00 мин. местного времени на частоте 106,7 FM радиостанции "Радио Дача" было установлено распространение рекламной информации о препарате "Стелла" следующего содержания:
"Мужской голос за кадром
- Мастопатия, миома, эндометриоз. Причина - нарушение обмена эстрогенов.
Женский голос за кадром.
- Поможет новый не гормональный препарат "Стелла", разработанный при участии Российского общества акушеров-гинекологов.
"Стелла" - реальная защита от женских проблем.
Мужской голос за кадром
- Спрашивайте в аптеках. Не является лекарством".
В ходе проведения дальнейшей проверки установлено следующее.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация по характеру и способу распространения адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования - препарату "Стелла", способствует продвижению его на рынке, то есть обладает всеми признаками рекламы в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о рекламе.
Вышеуказанная реклама содержит следующую информацию: "_новый не гормональный препарат "Стелла", разработанный при участии Российского общества акушеров-гинекологов."
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно материалам дела, (Информационное письмо Российского Общества акушеров-гинекологов, далее - РОАГ) БАД "Стелла" разработан на основе рекомендаций РОАГ (информационное письмо от 12.10.2008 г.) под руководством президента РОАГ, академика РАМН "_" по использованию активных фитосоединений для регуляции и коррекции метаболизма эстрогенов.
Кроме того, в своем отзыве (вх. N 7475 от 30.08.2011 г.) Обществом указывается, что в тексте рекламы не содержатся сведения о преимуществах БАД "Стелла" перед находящимися в обороте товарами, т.к. в информации не акцентируется внимание на уже изготовляемых или реализуемых другими продавцами товарах, а также не вводит потребителей в заблуждение относительно исключительности товара, поскольку указанная в рекламе информация не содержала сведений о превосходстве и преимуществах БАД "Стелла" перед находящимися в обороте товарами.
В спорной рекламе отсутствует информация и сведения, которые привлекают внимание потребителей товаров к одному хозяйствующему субъекту и создают преимущество рекламируемого Обществом БАД "Стелла" по сравнению с товарами других хозяйствующих субъектов на рынке биологически активных добавок. Также в рекламе не используются словосочетания, предполагающие, что БАД "Стелла" является эксклюзивным и самым востребованным со стороны потребителей.
Таким образом, материалами дела не подтвержден факт наличия нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
В рассматриваемой рекламе указывается следующее: "_Мастопатия, миома, эндометриоз. Причина - нарушение обмена эстрогенов. Поможет новый не гормональный препарат "Стелла".
Согласно п.2 ч.3 ст.5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Вышеуказанная информация нарушает п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, так как содержит несоответствующие действительности сведения о потребительских свойствах, в связи со следующим.
Рекламируемый препарат "Стелла", согласно материалам дела, зарегистрирован в качестве биологически активной добавкой к пище, на основании Свидетельства о государственной регистрации N 77.99.23.3.У.7553.8.09 от 12.08.2009 г., в качестве источника индол-3-карбинола, эпигаллокатехина-3-галлата, изофланов сои. Имеет Санитарно-Эпидемиологическое заключение N 77.99.11.003.Т.002151.08.09. от 11.08.2009 г., выданное на основании экспертного заключения НИИ Питания РАМН N 72/Э-305/б-09 от 26.03.2009 г., в разделе "Заключение" которого указано, что БАД "Стелла", по результатам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы соответствует действующим законодательным актам и нормативным требованиям к качеству и безопасности, установленным для данного вида пищевой продукции и нормативно-технической документации изготовителя. Аналогичный вывод содержится в Экспертном заключении N 72/Э-476/б-11 от 26.05.2011 г. НИИ Питания РАМН.
В своем Отзыве, представленном на заседание Комиссии антимонопольного органа, Обществом указывается, что рекламная информация БАДа "Стелла", содержащаяся в ролике, не вводила потребителей рекламы в заблуждение относительно характеристик товара, т.к. соответствует действительности и подтверждено документально.
Согласно Письму от 26.04.2006 г. N 0100/4776-06-32 "О системе добровольной сертификации биологически активных добавок к пище", в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждена и внесена в Единый реестр систем добровольной сертификации "Система добровольной сертификации биологически активных добавок к пище, пищевых добавок и пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников".
В рамках системы добровольной сертификации предусматривается подтверждение качества и оценка эффективности использования БАД для оптимизации различных видов обмена веществ и нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека (в соответствии с СанПин 2.3.2.1290 -03).
БАД "Стелла" имеет сертификат соответствия системы добровольной сертификации N МГ RU.001.П 0685, тем самым, по мнению Общества, подтверждается эффективность и соответствие декларированных свойств, что защищает права потребителей в отношении приобретения продукции ненадлежащего качества и позволяет Обществу информировать своего потребителя не только о безопасности БАД "Стелла" и количественном содержании биологически активных компонентов, но и об эффективности БАД "Стелла" в соответствии с заявленными свойствами.
Данный вывод Общества, как указывающий на отсутствие нарушения законодательства о рекламе, Комиссия считает ошибочным.
Согласно Сертификату соответствия системы добровольной сертификации "Марка года" N МГ RU.001.П 0685 от 25.02.2011 г., биологическая активная добавка к пище "Стелла" рекомендуется в качестве БАД к пище - источника индол-3-карбинола, эпигаллокатехин-3-галлата, изофилов сои, способствующая нормализации обмена экстрагенов
Сравнение представленных документов, где указана область применения препарата "Стелла" (в том числе о том, что препарат способствует нормализации обмена экстрагенов) с содержанием рассматриваемой рекламы (утверждение о том, что препарат поможет не просто при нарушении обмена эстрогенов, а при таких заболеваниях как мастопатия, миома, эндометриоз, причиной возникновения которых является нарушение обмена эстрогенов) не позволяет сделать вывод о ее соответствии действительности, следовательно, свидетельствует о наличии нарушения п.2 ч.3 ст.5 Закона о рекламе.
Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рассматриваемой рекламе имеется ссылка о том, что препарат не является лекарством, следовательно, рекламируемый препарат может являться БАДом.
Кроме того, согласно пояснениям, содержащимся в Отзыве Общества, в тексте рекламной информации конкретно указывается, что условием приобретения товара является покупка его в аптеках, в связи с чем, имеющаяся информация не искажается, и не вводятся в заблуждение потребители рекламы, тем самым вызывает у потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования.
Также Общество указывает, что рекламная информация о БАДе "Стелла", которая прозвучала в СМИ, а именно на радио, т.е. предназначенная для восприятия органами слуха, то она является информацией для импульсивного (быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, ее понимании, уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания). В связи с чем, Закон не требует указания всей существенной информации, но обязывает формулировать у ее потребителя правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре.
По мнению Общества, вся необходимая существенная информация для формирования у потребителя представления о БАДе "Стелла" в рекламе имелась.
Таким образом, материалами дела не установлено нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе, реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
Рекламный ролик о препарате "Стелла" содержит следующую информацию: "Мастопатия, миома, эндометриоз. Причина - нарушение обмена эстрогенов. Поможет новый не гормональный препарат "Стелла", разработанный при участии Российского общества акушеров-гинекологов. "Стелла" - реальная защита от женских проблем".
Рассматриваемая рекламная информация способна восприниматься потребителями как реклама препарата, обладающего лечебными свойствами, так как в ней имеется отметка о том, то данный препарат не является лекарством, но необходимо спрашивать его в аптеках, содержится информация о разработке препарата при участии Российского общества акушеров-гинекологов, а из рекламы следует, что препарат может помочь при таких заболеваниях как мастопатия, миома, эндометриоз, причиной возникновения которых является нарушение обмена эстрогенов.
Не соглашаясь с наличием признаков нарушения в спорной рекламе п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе, в своем Отзыве Общество отмечает, что в тексте рекламы имеется фраза о том, что БАД "Стелла" не является лекарством, а синтаксический анализ предложения с рекламой о том, что новый негормональный препарат "Стелла" поможет при нарушении обмена эстрогенов, никак не указывает, что он обладает лечебными свойствами.
Согласно Письму Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26.04.2006 г. N 0100/4776-06-32 "О системе добровольной сертификации биологически активных добавок к пище", информация на этикетке должна соответствовать информации, согласованной при государственной регистрации (или санитарно -эпидемиологической экспертизе), то есть указанной в свидетельстве государственной регистрации (или в санитарно-эпидемиологическом заключении). В противном случае, согласно п. 7.4.6 СанПиН 2.3.2. 1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД) от 20.06.2003 г. (далее - СанПиН), реализация БАД не допускается.
В соответствии с СанПиН "Продовольственное сырье и пищевые продукты", розничная торговля БАД осуществляется через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и др.), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазина (специализированные отделы, секции, коски). Информация о том, что БАД "Стелла" необходимо спрашивать в аптеках, отражается в тексте спорной рекламы.
Согласно п. 4.4. Постановления от 17.04.2003 г. N 50 "О введение в действие санитарно -эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03", кроме иных требований, информация о БАД должна содержать указание, на то, что БАД не является лекарством. Данная информация вынесена на этикетку БАД "Стелла" и отражается в самом тексте рекламы.
Общество отмечает, что БАД "Стелла" согласно сертификату соответствия N АА01.01RU.Ф.000011.12.09 от 23.12.2009 г., выданным Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, способствует нормализации обмена половых (экстрагенов), а также в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации N 77.99.23.3.У.7553.8.09 от 12.08.2009 г. имеет заявленную область применения в качестве БАД к пище - источника индол-3-карбинола, эпигаллокатехина-3-галлата, изофланов сои.
Согласно заключению Акта экспертизы, проведенной Российским Обществом акушеров-гинекологов от 02.02.2009 г., БАД "Стелла" является источником индол-3-карбинола, эпигаллокатехина-3-галлата, изофланов сои (генестеин и дзадзеин), способствующий нормализации объема эстрогенов с целью профилактики и коррекции пролиферативных заболеваний репродуктивной сферы, а также данный факт подтверждается информационным письмом РОАГ.
Постановлением от 20.05.2009 г. N 36 "О надзоре за биологически активными добавками к пище (БАД)" Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека установлено, что используя СМИ для рекламы БАД, необходимо исключить предоставление населению заведомо ложной информации о потребительских свойствах БАД, указанная область применения, не соответствующая записи в свидетельстве государственной регистрации. Рекламная информация БАД "Стелла" соответствует указанным требованиям.
Данные пояснения приняты Комиссией частично на основании следующего.
Обществом правомерно отмечено, что в указанных выше документах (Сертификатах соответствия, Акте экспертизы, проведенной Российским Обществом акушеров-гинекологов от 02.02.2009 г.) содержится информация, что препарат "Стелла" является источником индол-3-карбинола, эпигаллокатехина-3-галлата, изофланов сои (генестеин и дзадзеин), способствующий нормализации объема эстрогенов с целью профилактики и коррекции пролиферативных заболеваний репродуктивной сферы.
Согласно Толковому словарю русского языка, под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, термин "Способствовать" имеет два грамматических определения: 1) оказать помощь, содействовать; 2) быть причиной, помогать возникновению, развитию чего-либо.
Синтаксическая и логическая постановка текста рекламного ролика БАД "Стелла" свидетельствует, о том, что указание в содержании конкретных заболеваний женской репродуктивной системы (мастопатия, миома, эндометриоз), с указанием причин их возникновения (нарушение обмена эстрогенов) и способа устранения от данной причины возникновения названных болезней (".поможет новый не гормональный препарат "Стелла", разработанный при участии Российского общества акушеров-гинекологов), а также вывода, что "Стелла" - реальная защита от женских проблем", формирует у потребителя причинно-следственную связь между указанными заболеваниями и рекламируемым препаратом.
Вместе с тем, согласно рекомендациям, содержащимся в Информационном письме РОАГ по применению препарата "Стелла" указано, он употребляется: 1) для профилактики гормонозависимых заболеваний женской репродуктивной системы по 1 капсуле из каждого блистера курсом 1 месяц 1-2 раза в год всем практически здоровым женщинам с целью коррекции возможных нарушений метоболизма эстрогенов на этапе клинического здоровья (компесаторной и дезадаптационной стадиях) и предболезни; 2) в качестве вспомогательного средства в составе комплексной терапии (гормональной, нейротропной, метаболической) гормонозависимых заболеваний женской репродуктивной системы курсом по 2 капсуле из каждого блистера в течение 1-3 месяцев с целью нормализации метаболизма эстрогенов, что практически не превышает верхние допустимые уровни потребления активных веществ.
Используя потенциал активных фитосоединений, полученных вторичным синтезом можно проводить коррекцию, профилактику многих заболеваний репродуктивной сферы и включать в комплекс лечебных мероприятий, без побочных эффектов и осложнений, присущих гормональному лечению.
Согласно Экспертному заключению N 72/Э-476/б-11 от 26.05.2011 г. НИИ Питания РАМН, БАД к пище "Стелла" не является лекарственным средством и не может заменять лекарства. На этикетке, в инструкции по применению, в рекламе и т.д. БАДа "Стелла", не допускается указание информации о ее лечебном эффекте.
Таким образом, в рассматриваемой рекламной информации указание определенных болезней наряду с заявленной областью применения препарат "Стелла" создает впечатление о том что данная БАД к пище обладают лечебными свойствами, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе.
Кроме того, согласно общим требованиям к рекламе, установленным в Законе о рекламе (в частности, п. 6 ч. 5 ст. 5), в рекламе не допускается указания на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в т.ч. методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Это позволяет в целях Закона о рекламе и применительно к специальной норме п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе понимать под "указанием на лечебные свойства объекта рекламирования" именно указание на его положительное влияние на течение болезни, что, и установлено в содержании рассматриваемой рекламы.
За нарушения требования ч. 3 ст. 5 и ст. 25 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель (ч.6 ст. 38 Закона о рекламе), т.е. изготовитель или продавец товара либо лицом, определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п.5 ст.3 Закона о рекламе).
Рекламная информация о препарате "Стелла" 16.05.2010 г. в период с 10.00 до 11.00 часов местного времени размещалась в эфире радиостанции "Радио Дача" на основании Договора N 22/П/МХ от 19.03.2010 г., заключенного между ООО "Аллен Медиа" (учредитель и изготовитель радиопрограммы "Радио-Дача", заказчик) и ООО "Медиа Холд" (исполнитель), по которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по размещению рекламы и/ или спонсорской рекламы Икс эфэм в соответствии с условиями настоящего договора и приложений настоящему договору, являющихся неотъемлемой частью, которые содержат согласованные сторонами условия размещения рекламы и/или спонсорской рекламы и/или проведению розыгрыша, в том числе информации об объекте рекламирования, а также стоимости услуг исполнителя по размещению рекламы и/или спонсорской рекламы и/или проведению розыгрыша.
Согласно п. 8.6. указанного Договора, заказчик несет полную ответственность за соответствие рекламы действующему законодательству РФ. Также, во исполнение указанного договора подписан акт N 000271 от 31.05.2010 г. о надлежащем исполнении сторонами своих обязательств, п/поручение N 642 от 4.06.2010 г. об оплате услуг.
В свою очередь, ООО "Медиа Холд" заключило Договор N РД-08 от 18.02.2009 г. на ретрансляцию радиопрограммы "Радио-Дача" с ООО "Служба информации радио Сибирь" (учредитель СМИ "Радио-Дача" распространяемой в форме радиопрограммы на территории г. Новосибирска на основании Лицензии на осуществление радиовещания Серии РВ N 15189 от 7.07.2009 г.). Согласно положениям данного договора, рекламный блок, выходящий в эфир на 50-ой минуте часа (плюс-минус 2 минуты) является федеральным блоком - частью радиопрограммы "Радио-Дача", обязательным для ретрансляции сетевым партнером на территории г. Новосибирска - ООО "Служба информации радио Сибирь", без изменений.
Согласно письменным пояснениям Генерального директора ООО "Медиа Холд", согласование рекламной информации осуществляется непосредственно после предоставления в адрес ООО "Медиа Холд" аудиофайла с рекламной информацией от заказчика в готовом виде.
По договоренности между ООО "Медиа Холд" и ООО "Аллен Медиа" был изменен изначально согласованный график выхода рекламной информации по бренду "Стелла" в отдельных регионах, в том числе в городе Новосибирске. Согласно измененному графику рассматриваемый рекламный ролик о препарате "Стелла" транслировался 16.05.2010 г. в 10:50.
Данная информация подтверждается представленным ООО "Служба информации радио Сибирь" монтажным листом за период 16.05.2010 г. с 10.00 до 11.00 новосибирского времени.
22.06.2011 г. в адрес Новосибирского УФАС России от ООО "АЛЛЕН-МЕДИА" поступили документы, указывающие на то, что рекламодателем рассматриваемой рекламной информации является ОАО "Завод экологической техники и экопитания ДИОД" на основании Договора N 26-10/РА от 19.03.2010 г., заключенного между ООО "АЛЛЕН-МЕДИА" (агент) и ОАО "Завод экологической техники и экопитания "ДИОД" (принципал), согласно п. 1.1. которого принципал поручает, а агент, действуя на основании соответствующих договоров с агентом радиостанции принимает на себя обязательства за вознаграждение совершать от своего имени, но за счет принципала юридические и иные действия, связанные с разработкой стратегии и концепции рекламной компании, медиапланирование, подготовка к размещению и размещение (а также если требуется - корректировка, адаптация, изготовление), в радио-эфире радиостанции рекламных материалов принципала под условным названием "Стелла", в рамках полученной от принципала суммы и определенной по согласованию с принципалом рекламной и маркетинговой стратегии в соответствии с условиями настоящего договора.
Во исполнение указанного договора представлены графики размещения рекламной информации, акты приема-передачи выполненных работ, платежные документы за оказанные услуги.
Таким образом, ОАО "Завод экологической техники и экопитания "ДИОД" (адрес местонахождения: 115114, г. Москва, ул. Дербеневская, д. 11А) является ответственным лицом за размещение рекламной ин6формации с нарушением законодательства о рекламе.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" (далее - "Правила"), дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
П. 5 Правил установлено, что в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.
Новосибирским УФАС России в адрес Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России) было направлено ходатайство 24.06.2011 г. (исх. N 06-38-56) о наделении полномочиями для рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ОАО "Завод экологической техники и экопитания "ДИОД".
08.08.2011 г. ФАС России удовлетворено соответствующее ходатайство Новосибирского УФАС России.
На рассмотрении дела представитель ООО "Завод экологической техники и экопитания "ДИОД" не явился, но представил отзыв, в котором изложены пояснения, указанные выше.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать Открытое акционерное общество "Завод экологической техники и экопитания "ДИОД" (адрес: 115114, г. Москва, ул. Дербеневская, д. 11А) нарушившим требования:
- п.2 ч.3 ст.5 Закона о рекламе, согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
- п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе, согласно которому реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами,
а рекламную информацию, размещенную 16 мая 2010 г. в период с 10 ч. 00 мин. до 11 ч. 00 мин. новосибирского времени на частоте 106,7 FM радиостанции "Радио Дача" следующего содержания:
"Мужской голос за кадром
Мастопатия, миома, эндометриоз. Причина - нарушение обмена эстрогенов.
Женский голос за кадром.
Поможет новый не гормональный препарат "Стелла", разработанный при участии Российского общества акушеров-гинекологов.
"Стелла" - реальная защита от женских проблем.
Мужской голос за кадром
Спрашивайте в аптеках. Не является лекарством", ненадлежащей.
2. Выдать ОАО "Завод экологической техники и экопитания "ДИОД" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Оснований для возбуждения дела об административном правонарушении не усматривается в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "09" сентября 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии _____________ И.В. Волохина
---- ____________ Е.А. Скоп
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"09" сентября 2011 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: И.В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
Е.А. Скоп - специалист-эксперт одела рекламы,
на основании своего решения от 01 сентября 2011 г. по делу N 24 о признании ненадлежащей рекламной информации, размещенной 16 мая 2010 г. в период с 10 ч. 00 мин. до 11 ч. 00 мин. новосибирского времени на частоте 106,7 FM радиостанции "Радио Дача" следующего содержания:
"Мужской голос за кадром
Мастопатия, миома, эндометриоз. Причина - нарушение обмена эстрогенов.
Женский голос за кадром.
Поможет новый не гормональный препарат "Стела", разработанный при участии Российского общества акушеров-гинекологов.
"Стела" - реальная защита от женских проблем.
Мужской голос за кадром
Спрашивайте в аптеках. Не является лекарством",
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Открытому акционерному обществу "Завод экологической техники и экопитания "ДИОД" (адрес местонахождения: 115114, г. Москва, ул. Дербеневская, д. 11А, далее - "ЗЭТиЭ "ДИОД") в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого прекратить распространение рекламы с нарушением требований:
- п.2 ч.3 ст.5 Закона о рекламе, согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
- п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе, согласно которому реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами,
в том числе рекламы, указанной выше.
2. Открытому акционерному обществу "Завод экологической техники и экопитания "ДИОД" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, в срок до "19" октября 2011 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии _____________ И.В. Волохина
---- ____________ Е.А. Скоп
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 1 сентября 2011 г. N 24
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016