Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
от 2 сентября 2011 г. N 03-3597
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <_> заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и рекламы,
члены Комиссии: <_> главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы, <_> специалист-эксперт указанного отдела,
рассмотрев дело N Р-5/13 2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", далее - Федеральный закон "О рекламе"), возбужденное по фактам распространения в июне-июле 2011 г. на территории г.Благовещенска наружной рекламы "_ ЛУЧШИЕ ТРАКТОРЫ1. Кредитуется Россельхозбанком",
в присутствии представителей:
заявителя - <_> место нахождения: <_> не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Закрытое акционерное общество "Благовещенскагротехснаб" (далее также - ЗАО "Благовещенскагротехснаб", Общество), место нахождения: <_> представители: <_> генеральный директор Общества; <_> доверенность N <_> от <_>
заинтересованных лиц -
Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска, место нахождения: <_>, представители не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
Открытое акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" (далее также - ОАО "Россельхозбанк", Банк) юридический адрес: <_> место нахождения: <_> представители: <_> доверенность N <_> от <_>
Общество с ограниченной ответственностью "Р-Тоник" (далее - ООО "Р-Тоник"), юридический адрес: <_> место нахождения: <_> представитель: <_> доверенность от <_>
ИП К<_> юридический адрес: <_> место нахождения: <_> представитель: <_> доверенность <_> от <_>
Общество с ограниченной ответственностью "Амур Медиа Групп" (далее - ООО "Амур Медиа Групп"), место нахождения: <_> представитель: <_> доверенность от <_>
ИП М<_> место нахождения: <_> представитель: <_> доверенность от <_>
эксперта - ---, переводчика - ---. установила:
На сайт Амурского УФАС России (www.fas.gov.ru) поступило обращение <_> (исх.<_> от <_>, вх. N <_> от <_>) о размещении на территории г. Благовещенска недостоверной наружной рекламы, в которой употребляется слово "лучший" относительно реализуемого товара - мини техники из КНР, что является необоснованным и недостоверным утверждением, так как указанная степень превосходства не имеет подтверждения, нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе". <_> представлены (исх. <_> от <_> вх. N <_> от <_>) сделанные им <_> фото с изображением указанной в заявлении рекламы.
25.07.2011 Амурским УФАС России по результатам рассмотрения заявления <_> возбуждено дело N Р-5/13 2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 1 части 3 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе") в отношении: ЗАО "Благовещенскагротехснаб" (рекламодателя) и ООО "Р-Тоник" (рекламораспространителя).
Рассмотрение дела откладывалось, к участию в деле были привлечены:
в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП К<_> и ООО "Амур Медиа Групп" (рекламораспространители), ИП М<_> (рекламопроизводитель);
в качестве заинтересованных лиц - Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска и ОАО "Россельхозбанк".
При рассмотрении дела также проверялось соблюдение требований пункта 7 статьи 5 и статьи 12 Федерального закона "О рекламе".
В ходе рассмотрения данного дела, исследовав его материалы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, установлены следующие обстоятельства.
На территории г. Благовещенска в 2011 г., в том числе по состоянию на 21.06.2011 и 18.07.2011, с использованием двух рекламных конструкций, установленных в районе ул. <_> - ул. <_> и ул. <_> (между ул. <_> и ул. <_> ближе к ул. <_>), распространяется информация следующего содержания:
текст: "ул. <_> т. <_> <_> ЛУЧШИЕ ТРАКТОРЫ! Гарантия 2 года Кредитуется Россельхозбанком",
изображение: "трактор".
Вышеуказанная информация, в силу пунктов 1-3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование и (или) поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке. Объектами рекламирования в данном случае являются:
тракторы, реализуемые ЗАО "Благовещенскагротехснаб";
банковские (финансовые) услуги - кредиты, оказываемые ОАО "Россельхозбанк".
Так, ЗАО "Благовещенскагротехснаб" является действующим юридическим лицом (ОГРН <_>, ИНН/КПП <_>/<_> место нахождения: <_>) - (выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от <_> N <_>).
Общество использует, в частности, телефонные номера: <_> <_> (договоры N <_> от <_> и N <_> от <_> на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи с предварительным выбором оператора, заключенные с Открытым акционерным обществом междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", Приложения N <_> к данным договорам).
ЗАО "Благовещенскагротехснаб" имеет право осуществлять следующие виды деятельности:
основной вид экономической деятельности:
- код по ОКВЭД - 51.66.2, наименование вида деятельности - оптовая торговля прочими машинами и оборудованием для сельскохозяйственного и лесного хозяйства;
дополнительные виды экономической деятельности:
- код по ОКВЭД - 51.66.1, наименование вида деятельности - оптовая торговля тракторами;
- коды по ОКВЭД - 51.65.1, 51.65.2 и 51.65.3, наименования видов деятельности - оптовая торговля транспортными средствами и оборудованием; оптовая торговля эксплуатационными материалами и принадлежностями машин и оборудования; оптовая торговля подъемно-транспортными машинами и оборудованием;
- код по ОКВЭД - 29.32.9, наименование вида деятельности - предоставление услуг по ремонту и техническому обслуживанию машин для сельскохозяйственного и лесного хозяйства, включая колесные тракторы;
- коды по ОКВЭД - 50.30.1 и 50.30.2, наименования видов деятельности - оптовая и розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;
- коды по ОКВЭД - 50.10.1 и 50.10.2, наименования видов деятельности - оптовая и розничная торговля автотранспортными средствами.
Согласно статье 5 Федерального закона "О рекламе":
реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1);
недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 2);
недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3).
Вместе с тем, в вышеназванной рекламе указано: "ЛУЧШИЕ ТРАКТОРЫ!".
"Лучший" - прилагательное, сравнительная и превосходная степень от хороший; самый хороший; сравнительно в другим, высший по качеству (Толковый словарь Даля, 1863-1866 г.).
Комиссией Амурского УФАС России исследован и отклонен как несостоятельный довод Общества о том, что указание в вышеназванной рекламе словосочетания "ЛУЧШИЕ ТРАКТОРЫ!" относится ко всем тракторам, в том числе и к реализуемым конкурентами, поскольку текст рекламной информации таких сведений не содержит и в ходе рассмотрения дела было установлено, что в данном случае рекламируются именно тракторы, реализуемые ЗАО "Благовещенскагротехснаб", которые названы Обществом "ЛУЧШИМИ".
Федеральный закон "О рекламе" не содержит прямого запрета на использование в рекламе терминов в превосходной степени, однако устанавливает требование о достоверности распространяемой рекламы, ориентирует на необходимость обеспечить ее соответствие реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре, его качестве, потребительских свойствах, а также предусматривает ответственность за распространение недостоверной рекламы.
Применительно к данной рекламе термин "ЛУЧШИЕ" содержит индивидуально определенный признак реализуемых ЗАО "Благовещенскагротехснаб" тракторов, основанный на утверждении превосходства данных тракторов перед тракторами, реализуемыми другими продавцами, содержит некорректное сравнение рекламируемого товара и не соответствует действительности, поскольку носит категоричный, всеобъемлющий характер при отсутствии подтверждающих данную информацию документальных доказательств и без уточнения критерия оценки, свидетельствует о том, что рекламируемый товар лучший во всем по сравнению с тракторами, реализуемыми другими продавцами, принижая тем самым качество аналогичных товаров (тракторов) иных продавцов.
Сообщая недобросовестную и недостоверную информацию неопределенному кругу лиц, Общество привлекло внимание потребителей к одному хозяйствующему субъекту - ЗАО "Благовещенскагротехснаб", чем неправомерно и необоснованно создало преимущество рекламируемых реализуемых им тракторов перед тракторами, реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.
То есть, вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" и, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", является ненадлежащей.
Кроме того, установлено, что в данной рекламе рекламируются банковские (финансовые) услуги - кредиты, оказываемые ОАО "Россельхозбанк".
ОАО "Россельхозбанк" является действующим юридическим лицом (ОГРН <_> ИНН/КПП <_>/<_> юридический адрес: <_>). Полное фирменное наименование Банка - Открытое акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк", сокращенное фирменное наименование - ОАО "Россельхозбанк". Банк имеет филиалы на территории Российской Федерации, в том числе Амурский региональный филиал (место нахождения: <_>). Центральным банком Российской Федерации <_> ОАО "Россельхозбанк" выдана генеральная лицензия на осуществление банковских операций N <_> (копии Устава с Изменениями, сведения, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц на <_> сведения с официального сайта Банка - <_>).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон "О банках и банковской деятельности"), пунктами 6 и 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ОАО "Россельхозбанк" является кредитной, финансовой организацией, оказывающей финансовые, банковские услуги.
В соответствии Уставом Банка: <_>
ОАО "Россельхозбанк" утвержден и реализуется ряд специальных/целевых программ, регламентирующих порядок кредитования в случае приобретения различных видов техники и оборудования, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями. В частности, целевой программой, в рамках которой осуществляется кредитование на приобретение техники, в том числе сельскохозяйственной, является Положение N <_> "Кредит под залог приобретаемой техники и/или оборудования", согласно которому техника и/или оборудование, указанное в программе, должно приобретаться Заемщиком Банка у российских заводов-изготовителей, а также у продавцов, являющихся официальными дилерами, дистрибьюторами, торговыми домами, реализующих продукцию заводов-изготовителей, обеспечивающих гарантийное и послегарантийное обслуживание техники/оборудования и имеющих соответствующие дилерские, дистрибьюторские договоры/соглашения, и у зарубежных компаний-поставщиков, в том числе изготовителей. ЗАО "Благовещенскагротехснаб" продолжительный период времени является одним из деловых партнеров ОАО "Россельхозбанк", а также официальным дилером множества производителей сельскохозяйственной техники, в том числе тракторов. Сельскохозяйственная техника, реализуемая ЗАО "Благовещенскагротехснаб", может быть приобретена с помощью кредитных средств, предоставляемых Банком в рамках вышеназванной целевой программы (письмо Банка от <_> N <_> с приложениями).
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе": реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование).
В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой): юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
В соответствии со статьёй 7 Закона "О банках и банковской деятельности":
Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация"
Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова "банк" "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.
Тогда как, в данной рекламе банковских (финансовых) услуг не содержится указание на организационно-правовую форму Банка, оказывающего эти услуги - Открытое акционерное общество (ОАО).
Следовательно, вышеназванная реклама не соответствует требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" и, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", является ненадлежащей.
В ходе рассмотрения данного дела исследовались и не нашли своего подтверждения факты распространение рекламы, аналогичной по содержанию вышеназванной наружной рекламе в иных местах на территории Амурской области, а также факты наличия в данной рекламе иных нарушений требований Федерального закона "О рекламе", в том числе пункта 7 статьи 5 и статьи 12 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе":
рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-3 статьи 5, статьёй 28 Федерального закона "О рекламе";
рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Согласно пунктов 5 и 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе": рекламодателем и рекламораспространителем данной рекламы является ЗАО "Благовещенскагротехснаб" - продавец товара, которое определило объекты рекламирования и содержание рекламы, фактически осуществило распространение рекламы с использованием рекламных конструкций путем совершения определенных действия по доведению рекламы до неопределенного круга лиц (письма ЗАО "Благовещенскагротехснаб" от <_> N <_> от <_> от <_> от <_> N <_> с приложениями; письмо ИП М<_> от <_> с приложениями; письмо ООО "Амур Медиа Групп" от <_> N <_> с приложениями; письмо ИП К<_> от <_> с приложениями).
Производство в отношении ООО "Р-Тоник", ИП К<_> ООО "Амур Медиа Групп", ИП М<_> подлежит прекращению в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе), поскольку:
ООО "Р-Тоник", ИП К<_> ООО "Амур Медиа Групп" не являются рекламораспространителем вышеназванной рекламы, так как рекламные конструкции по указанным адресам переданы Обществу во временное пользование (письма ООО "Р-Тоник" от <_> ООО "Амур Медиа Групп" от <_> N <_> ИП К<_> от <_> с приложениями копий документов, в том числе договора аренды N <_> от <_> с ООО "Амур Медиа Групп", договора аренды (рекламоносителя) от <_>);
в ходе рассмотрения данного дела не доказано, что нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе произошло по вине рекламопроизводителя ИП М<_>
Таким образом, по совокупности документов установлено, что по вине ЗАО "Благовещенскагротехснаб" (рекламодателя и рекламораспространителя) произошло распространение с использованием рекламных конструкций вышеназванной ненадлежащей наружной рекламы.
Комиссия Амурского УФАС России считает, что ЗАО "Благовещенскагротехснаб", являясь рекламодателем и рекламораспространителем вышеназванной рекламы, имело возможность указать в ней:
корректные сравнения и соответствующие действительности сведения о рекламируемом товаре (тракторах),
организационно-правовую форму Банка, оказывающего рекламируемые банковские (финансовые) услуги,
что исключило бы нарушение требований 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", однако не предприняло для этого необходимых мер.
На основании изложенного, установлены факты нарушения ЗАО "Благовещенскагротехснаб" (рекламодателем и рекламораспространителем) требований пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Согласно частей 4, 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
ЗАО "Благовещенскагротехснаб" (рекламодателю и рекламораспространителю), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе"), а именно: о прекращении распространения и не распространении впредь любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, в том числе рекламных конструкций, вышеназванной рекламы ЗАО "Благовещенскагротехснаб", не соответствующей требованиям пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе":
рекламы, которая содержит слово "ЛУЧШИЕ" (некорректное сравнение рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые реализуются другими продавцами; не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые реализуются другими продавцами);
рекламы банковских (финансовых) услуг, не содержащей указание на организационно-правовую форму юридического лица, оказывающего эти услуги.
Резолютивная часть решения, принятого Комиссией Амурского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии <_> немедленно по окончании рассмотрения дела - 19.08.2011.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу ЗАО "Благовещенскагротехснаб", распространенную в 2011 г., в том числе по состоянию на и 18.07.2011, с использованием двух рекламных конструкций, установленных на территории г. Благовещенска в районе ул. <_> - ул. <_> ул. <_> (между ул. <_> и ул. <_> ближе к ул. <_>):
".ул. <_>_ ЛУЧШИЕ ТРАКТОРЫ1. Кредитуется Россельхозбанком",
поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Выдать ЗАО "Благовещенскагротехснаб" (рекламодателю и рекламораспространителю) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "02" сентября 2011 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________________________ <_>
Члены Комиссии: ____________________________ <_>
____________________________ <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 2 сентября 2011 г. N 03-3597
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016