Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
N 05/05-8359 (опубликовано 1 декабря 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 02 декабря 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 16 декабря 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Гаврилова А.А. -зам. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Членов Комиссии:
Даниловой С.Г. - начальника отдела контроля
органов власти и по борьбе с картелями;
Алексеевой А.В.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля
органов власти и по борьбе с картелями;
в присутствии ответчика Администрации г.Чебоксары:
-Сорокиной Е. А. (по доверенности);
Заявителя ООО "Автолайн"
-Ладина В. В. (по доверенности);
рассмотрев материалы дела N186-АМЗ-2011 по признакам нарушения администрацией г. Чебоксары статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Чувашское УФАС России поступило обращение ООО "Автолайн" о неправомерных действиях администрации г. Чебоксары, выразившиеся в необоснованном изменений схемы движения маршрута N40, дублируя маршрут N57, и внесении маршрута N57 в "архив".
Представитель заявителя доводы изложенные в заявлении поддержал полностью.
Представитель ответчика пояснила, что изменение маршрута N40 осуществлялось в целях улучшения осуществления пассажирских перевозок по городским маршрутам. Схема изменена на основании заявления ПК ЧПАП N2 распоряжением администрации г. Чебоксары N1611-р от 21.05.2010. При изменении маршрута обследование дорожных условий проводилось, о чем имеется соответствующий акт. Открытый конкурс не проводился в силу того, что данного требования законодательством, действующим на тот момент, предусмотрено не было.
Основанием внесения маршрута N57 в архив и не проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по данному маршруту, является прекращение договорных отношений между администрацией г. Чебоксары и ООО "Автолайн", осуществлявшего пассажирские перевозки по данному маршруту.
Администрация г. Чебоксары направляла в Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики соответствующие письма о внесении изменений в республиканский реестр перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров.
Рассмотрев материалы дела, и заслушав пояснения сторон, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к следующему.
1. В соответствии с п.6.2 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г.Чебоксары ( приложение к решению Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.06.2005 N 1644 - далее Положение об организации пассажирских перевозок), маршруты пассажирского транспорта утверждаются распоряжением главы администрации города. Администрация г.Чебоксары в пределах своих полномочий осуществляет в том числе:
- формирование рациональной маршрутной сети г.Чебоксары;
-принятие решений об открытии новых маршрутов, изменений или закрытии существующих городских маршрутов перевозчиками;
-изучение потребностей населения в перевозках, определение основных мест концентрации пассажиров, организация остановочных пунктов.
Постановлением администрации г. Чебоксары от 22.05.2009 N131 утверждено Положение о комиссии по вопросам развития транспортной сети и безопасности дорожного движения администрации г. Чебоксары, согласно которому вопросы об изменении схем движения транспортных средств на городских маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа рассматриваются комиссией.
Пунктом 4.1.Положения о комиссии по вопросам развития транспортной сети и безопасности дорожного движения администрации г. Чебоксары установлено, что решения Комиссии оформляются протоколом.
Пунктом 6.7 Положения об организации пассажирских перевозок определено, что работа перевозчиков на маршрутах городского пассажирского транспорта организуется и контролируется администрацией города Чебоксары в соответствии с Положением об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2005 года N 96.
Положением об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2005 года N 96 установлено, что при принятии решения об открытии нового или изменении существующего межмуниципального маршрута уполномоченный орган в установленном законодательством порядке организует на маршруте предварительное обследование дорожных условий на предмет их соответствия требованиям безопасности движения.
Пунктом 3.3. Положение об организации пассажирских перевозок установлено, что городские маршруты разрабатываются и вводятся в маршрутную сеть города на основе изучения потребностей населения в перевозках, предложений населения и перевозчиков.
Однако согласно распоряжению администрации г. Чебоксары N1611-р от 21.05.2010,которым изменена схема маршрута N40, основанием для изменения схемы маршрута N40, явилось заявление председателя ПК "ЧПАП N2" Сюбаева С.Х.
На заседание Комиссии Чувашского УФАС России представителем ответчика представлен акт обследования дорожных условий городского маршрута N40 "ул. Гастелло-ул. Университетская" от 20 мая 2010 года.
Согласно выводам, указанным в данном акте Комиссия считает возможным использование схемы движения маршрута N40 "ул. Гастелло-ул. Университетская" транспортными средствами, используемыми для регулярных перевозок. Кроме того, членом комиссии Ивановым А.А. указано, что дорожное покрытие проезжей части по ул. Гладкова (от пр. Ленина до 30 а/д), пр. 9-ой Пятилетки не соответствует условиям обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с ГОСТ Р50597-93.
Как пояснил представитель ответчика изучение пассажиропотока на данном маршруте Администрацией г. Чебоксары не проводилось.
Согласно указанному распоряжению администрации г. Чебоксары маршрут N40 изложен в следующей схеме: "ул. Гастелло-пр. Тракторостроителей-пр. 9-ой Пятилетки-пр. И Яковлева-ул. Привокзальная-пр. Ленина-(с 9-00 до 17-00 ул. Гладкова-30-я дорога)-ул. Гагарина-ул. Калинина-ул. Композиторов Воробьевых-Московский проспект-ул. Гузовского-пр. М. Горького-ул. Универститетская-ул. 139 стрелковой дивизии-ул. М. Павлова-ул. Университетская-пр. М. Горького-ул. Гузовского-Московский проспект-ул. Композиторов Воробьевых-ул. Калинина-ул. Гагарина-(с 9-00 до 17-00: 30-я автодорога-ул. Гладкова)- пр. И Яковлева-пр. 9-ой Пятилетки-пр. Тракторостроителей-ул. Баумана-ул. Гастелло".
Согласно паспорту автобусного маршрута N57, утвержденного заместителем главы администрации г. Чебоксары маршрут N57 следует по схеме: "ул. Кадыкова- ул. Гастелло-пр. Тракторостроителей-пр. 9-ой Пятилетки-пр. И Яковлева-ул. Привокзальная-пр. Ленина-ул. Гагарина-ул. Калинина-ул. композиторов Воробьевых-Московский проспект-ул. Гузовского-пр. М. Горького-ул. Универститетская-ул. М. Павлова- ул. 139 стрелковой дивизии -ул. Университетская-пр. М. Горького-ул. Гузовского-Московский проспект-ул. Композиторов Воробьевых-ул. Калинина-ул. Гагарина- пр. Ленина- пр. И Яковлева-пр. 9-ой Пятилетки-пр. Тракторостроителей-ул. Баумана-ул. Кадыкова".
Таким образом, видно, что измененная схема маршрута N40 отличается от схемы движения по маршруту N57 только по ул. Кадыкова, пр. И. Яковлева, ул. Привокзальная, пр. Ленина, в остальном, схемы дублируют друг друга.
В силу того, что основанием для изменения схемы маршрута N40 явилось лишь обращение председателя ПК "ЧПАП N2" Сюбаева С.Х., изучение пассажиропотока на данном маршруте Администрацией г. Чебоксары не проводилось, схема маршрута N40 изменена в нарушении требований Положения об организации пассажирских перевозок и подлежит утверждению без учета изменений, внесенных распоряжением администрации г. Чебоксары N1611-р от 21.05.2010
2. Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 N48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" определено, что на территории Чувашской Республики Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры формирует и ведет государственный (республиканский) реестр перевозчиков осуществляющих перевозки пассажиров на территории Чувашской Республики. Ведение "архивного" реестра действующим законодательством не предусмотрено.
Постановлением администрации г. Чебоксары от 11.08.2006 N145 утвержден реестр маршрутов общественного пассажирского транспорта г. Чебоксары, согласно которому маршрут N57 является архивным. Однако никаким нормативным правовым документом администрации основания и последствия внесения маршрута в архив не предусмотрено.
Кроме того, ни Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 N48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике", ни Положением об организации пассажирских перевозок не предусматривается ведение архивного реестра и порядок внесения маршрута в такой архив.
На официальном сайте администрации г. Чебоксары 19.04.2010 размещена информация о том, что с 20 апреля 2010 ограничивается осуществление пассажирских перевозок по маршрутам не согласованным в администрацией г. Чебоксары, среди которых указан и 57 маршрут. Также администрация г. Чебоксары указывает, что такие маршруты, в том числе и маршрут 57дублируют действующие маршруты, фактически признавая, что осуществление пассажирских перевозок по маршруту N57 на территории г. Чебоксары осуществляется.
Письмом от 12.09.2011 администрация г. Чебоксары сообщила, что основанием внесения маршрута N57 в архив и не проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по данному маршруту, является прекращение договорных отношений между администрацией г. Чебоксары и ООО "Автолайн", осуществлявшего пассажирские перевозки по данному маршруту.
В материалах дела представлена жалоба гр. Игряшовой Н.В. об изменении маршрута N40 и использовании на маршруте N40 одновременно указатель N57. На данное обращение администрация г. Чебоксары 29.06.2010 ответила, что изменение схемы движения маршрута N40 сделано для удобства граждан, ранее пользовавшихся услугами маршрута N57, так как данный маршрут прекратил свое существование на основании распоряжения главы администрации г. Чебоксары N40-р от 14.01.2005. Основанием для закрытия маршрута послужило приостановление действия лицензии на право осуществления пассажирских перевозок у перевозчика маршрута ООО "Автолайн" за множественностью нарушений лицензионных требований.
Ни Положением об организации пассажирских перевозок, ни Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики не предусмотрено в качестве основания для закрытия маршрута - приостановление действия лицензии перевозчика на данном маршруте и расторжения договорных отношений.
Основанием для закрытия маршрута является отсутствие пассажиропотока на данном направлении, которое устанавливается путем проведения его изучения. Администрация г. Чебоксары направляя маршрут N57 в архив, указывая тем самым, что маршрут прекратил существование и перевозки по данному маршруту не осуществляются, изучение пассажиропотока на данном маршруте не проводила. Информации об отсутствии пассажиропотока на данном направлении надлежащим образом не установила.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, администрация г. Чебоксары направляя маршрут N57 в архив и фактически признавая его закрытым, в отсутствии сведений об изучении пассажиропотока на данном маршруте, указывая в качестве основания его направления прекращение действия лицензии перевозчика, ранее осуществляющего перевозки по данному маршруту, и изменяя схему движения маршрута N40 так же в отсутствии сведений об исследовании пассажиропотока таким образом, что маршрут N40 стал дублировать маршрут N57 более чем на 50 %, исключила возможность доступа неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести такие права в отношении муниципального ресурса и тем самым ограничила конкуренцию на рынке регулярных пассажирских перевозок, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В силу того, что нарушение антимонопольного законодательства не устранено, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
Признать администрацию г. Чебоксары нарушавшей требование части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать администрации г. Чебоксары предписание об устранении выявленных нарушений.
Председатель Комиссии А.А. Гаврилов
Члены Комиссии: С.Г. Данилова
А.В. Алексеева
05/05-8360
от 16.12.2011
Предписание
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
по делу N 186-АМЗ-2011
16 декабря 2011 года г. Чебоксары
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии:
Гаврилова А.А. - зам.руководителя Управления Федеральной
антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Членов Комиссии:
Даниловой С.Г.- начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями;
Алексеевой А.В.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании решения от 16.12.2011 по делу N 186-АМЗ-2011 о нарушении администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Администрации г. Чебоксары:
1. Отменить распоряжение администрации г. Чебоксары N1611-р от 21.05.2010
2. Провести открытый конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршруту N57 г. Чебоксары.
3. Об исполнении предписания проинформировать Чувашское УФАС России в срок до 10 февраля 2012 года.
Председатель Комиссии А.А. Гаврилов
Члены Комиссии С.Г. Данилова
А.В. Алексеева
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия N 05/05-8359 (опубликовано 1 декабря 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016