Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 31 октября 2011 г. N 51-А-11
Резолютивная часть решения объявлена 20.10.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 31.10.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Хакасского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии: Шалимов П.А. - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Члены комиссии: Андрюшкова И.А. - главный специалист-эксперт отдела АЗР;
Жукова И.И. - ведущий специалист-эксперт отдела АЗР;
Лесниченко Н.В.- специалист-эксперт отдела АЗР,
с участием:
- директора ООО "Управляющая компания Жилищно-эксплуатационная организация-2" (Енисейский мкр., д. 35, г. Саяногорск, 655600) Тишковской С.Н.,
- директора ООО "Промсервис" Щеткина С.А.,
рассмотрев дело N 51-А-11 по признакам нарушения ООО "Управляющая компания Жилищно-эксплуатационная организация-2" (Енисейский мкр., д. 35, г. Саяногорск, 655600) статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
20 июня 2011 года в Хакасское УФАС России поступило заявление ООО "Саяны-Сервис" на действия ООО "УК ЖЭО-2", выразившиеся в отказе в допуске заявителя к участию в отборе подрядных организаций на право установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах. Также заявитель указывает о нарушении ООО "УК ЖЭО-2" порядка проведения отбора. В частности, в сообщении о проведении отбора не определены четкие критерии подачи документов, формы заявок, перечень предоставляемых подрядчиком документов. В пункте 1.9 "Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в отборе" не указано время вскрытия конвертов.
Усмотрев в действиях ООО "УК ЖЭО-2" признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, 20 сентября 2011 года в отношении указанного лица было возбуждено дело N 51-А-11.
Представитель ООО "УК ЖЭО-2" не согласился с доводами, изложенным в заявлении ООО "Саяны-Сервис", пояснив следующее.
ООО "Саяны-Сервис" было допущено к участию в отборе подрядных организаций на право установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах г. Саяногорска. Проверив заявку ООО "Саяны-Сервис", комиссия обнаружила отсутствие некоторых документов, предусмотренных документацией об отборе, а именно: сведений о руководящем персонале, сведений о рабочем персонале, сведений о финансовом состоянии участника отбора. Кроме того, в Свидетельстве о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства (СРО) от 17 февраля 2011 г. не указано о допуске к монтажу водомерных узлов и пусконаладочные работы программного обеспечения вычислительных комплексов. Учитывая не выполнение условий отбора ООО "Саяны-Сервис", комиссией было принято решение отказать в заключении договора на выполнение работ по монтажу общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, Комиссия установила следующее.
Во исполнение Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в целях реализации мероприятий по оснащению коллективными приборами учета потребления коммунальных ресурсов (далее - ПУ) многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Саяногорск, Постановлением Администрации г. Саяногорска от 21.06.2010 N 914 утвержден механизм реализации ведомственной муниципальной целевой программы "Установка приборов учета ресурсов на объектах жилого фонда муниципального образования г. Саяногорск на 2009 - 2011 годы", включенных в ведомственную муниципальную целевую программу "Установка приборов учета ресурсов на объектах жилого фонда муниципального образования г. Саяногорск на 2009 - 2011 годы" (далее - Механизм).
Согласно пункту 2 Механизма бюджетные средства на долевое финансирование мероприятий но оснащению многоквартирного жилищного фонда ПУ предоставляются товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам либо управляющим организациям, осуществляющим управление многоквартирным домом, включенным в вышеназванную ведомственную муниципальную целевую программу, в виде субсидий.
Для получения субсидии в соответствии с пунктом 9 Механизма ТСЖ, ЖСК либо УО направляют в Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска копию договора подряда на установку ПУ (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии); заверенную УО копию протокола комиссии по отбору подрядной организации на проведение работ по установке ПУ в многоквартирных домах при участии собственников жилых помещений и специалистов Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска (по согласованию); копию соответствующей лицензии выбранной подрядной организации на осуществление работ по установке ПУ.
Из приложения N1 к Постановлению Администрации муниципального образования г. Саяногорск от 16.05.2011 г. N 982 "О распределении субсидий на долевое финансирование мероприятий по оснащению многоквартирного жилищного фонда коллективными приборами (узлами) учета потребления коммунальных ресурсов в 2011 году" следует, что ООО "УК ЖЭО-2" включено в перечень организаций на получение данных субсидий.
Поскольку специальный порядок по отбору подрядных организаций по проведению отбора на выполнение работ по монтажу общедомовых приборов учета как на общероссийском законодательном уровне, так и на уровне субъекта, муниципалитета не принят, от 25 мая 2011 года ООО "УК ЖЭУ-2" была самостоятельно разработана документация по отбору подрядных организаций (далее - документация по отбору).
26 мая 2011 года в газете "Саянские ведомости" N 21 (736) ООО "УК ЖЭО-2" объявило о проведении отбора подрядных организаций на право установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах, находящихся в управлении у ООО "УК ЖЭО-2".
Согласно протоколу N1 вскрытия конвертов с заявками по отбору подрядных организаций на выполнение работ по монтажу общедомовых приборов учета потребления тепловой энергии и ГВС от 02 июня 2011 года по лоту N 24 (монтаж ОПУ ТЭ и ГВС в доме N 10 Южный мкр., г. Саяногорск) поступило 2 заявки: ООО "Промсервис" (г. Абакан, ул. Т.Шевченко, 72-89) и ООО "Саяны-Сервис" (г. Саяногорск, 7-23Б, оф. 48).
В соответствии с протоколом N2 рассмотрения заявок от 02 июня 2011 года комиссия приняла решение отказать ООО "Саяны-Сервис" в допуске к участию в отборе в связи с представлением неполного пакета документов, предусмотренных правилами участия в отборе. О принятом решении комиссия информировала ООО "Саяны-Сервис" уведомлением от 02 июня 2011 года.
Заявка ООО "Промсервис" была признана комиссией соответствующей требованиям документации об отборе.
Несмотря на оформленные в вышеуказанных протоколах выводы комиссии относительно соответствия (несоответствия) лиц, подавших заявки на участие в отборе требованиям, установленным документацией об отборе, из пояснений ООО "УК ЖЭО-2" по настоящему делу (N 219 от 29.06.2011 г.) следует, что комиссия по отбору посчитала ООО "Саяны-Сервис" допущенным к участию в отборе, но не соответствующим критериям для определения победителя и заключения договора на выполнение работ по монтажу приборов учета. В связи с этим отбор не был признан несостоявшимся, а ООО "Промсервис" определено победителем, а не единственным лицом, подавшим заявку на участие в отборе.
По результатам отбора с ООО "Промсервис" заключен договор подряда N РП-19-С/11 от 03 июня 2011 года.
Комиссия Хакасского УФАС России не может согласиться с вышеуказанным доводом ООО "УК ЖЭО-2", поскольку имеющиеся в материалах дела доказательства четко и однозначно свидетельствуют о том, что ООО "Саяны-Сервис" не было допущено к участию в отборе на первом этапе отбора (вскрытия конвертов с заявками).
Проанализировав заявку для участия в отборе ООО "Саяны-Сервис" Комиссия Хакасского УФАС России считает, что комиссия ООО "УК ЖЭО-2" отказала в допуске к участию в отборе ООО "Саяны-Сервис" правомерно.
Частью 3 (пункт 3.1) документации по отбору определен перечень документов, которые в обязательном порядке должны быть приложены к заявке на участие в отборе:
-согласие участника выполнить работы на условиях, указанных заказчиком (форма 2),
-анкета участника (форма 3),
-Выписка из ЕГРЮЛ или копия Выписки, копия документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника отбора,
-копии учредительных документов,
-сведения о субподрядчиках,
-копии лицензий на право осуществления строительства зданий и сооружений 1 и 2 уровня ответственности с разрешенными видами деятельности по предмету отбора,
-документы, указанные в п.1.11 документации по отбору.
В пункте 1.11 перечислены критерии оценки заявок на участие в отборе:
- опыт работы в сфере монтажа общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды на многоквартирных домах,
- квалификация руководящего персонала,
- специалисты и рабочие,
- отзывы заказчиков по предыдущей работе,
- наличие производственной базы,
- стабильность финансового положения участника.
Пунктом 3.4 документации по отбору определено, что документы, для которых в документации по отбору установлены специальные формы, должны быть составлены в соответствии с этими формами.
Отсутствие в заявке вышеперечисленных документов, либо наличие в таких документах недостоверных сведений в соответствии с пунктом 5.5 документации по отбору является основанием для недопуска участника к участию в отборе.
Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу, что документация об отборе составлена ООО "УК ЖЭО-2" некорректно, поскольку критерии оценки заявок на участие в отборе, были включены организатором отбора в перечень документов, которые в обязательном порядке должны быть приложены к заявке на участие в данном отборе, следовательно, в первую очередь оценивались комиссией как основание для допуска (недопуска) к участию в отборе, а далее как определение лучшего предложения участника отбора. Анализ документации об отборе свидетельствует, что этапы отбора - вскрытие конвертов с заявками и оценка и сопоставление заявок объединены. При таких обстоятельствах вероятна ситуация, когда ни одна из заявок не будет соответствовать требованиям документации об отборе, а, следовательно, отбор может вообще не состояться.
В заявке на участие в отборе ООО "Саяны-Сервис" отсутствовали сведения о руководящем составе, о рабочем составе, о финансовом состоянии участника отбора. Следовательно, отказ комиссии ООО "УК ЖЭО-2" является обоснованным.
Вместе с тем, Комиссия Хакасского УФАС России считает, что заявка ООО "Промсервис" также не соответствовала требованиям документации об отборе, поскольку в ней отсутствует лицензия на право осуществления строительства зданий и сооружений 1 и 2 уровня ответственности с разрешенными видами деятельности по предмету отбора, не заполнена форма N 9 "Сведения о финансовом состоянии участника отбора", не приложены документы, подтверждающие наличие производственной базы.
Таким образом, вышеизложенное предположение Комиссии Хакасского УФАС России нашло подтверждение: заявка ООО "Промсервис" также как и заявка ООО "Саяны-Сервис" не должна была быть допущена к отбору, а отбор должен был быть признан несостоявшимся. Для определения подрядной организации по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды ООО "УК ЖЭО-2" следовало провести повторный отбор.
Кроме того, Комиссия Хакасского УФАС России установила нарушение порядка проведения отбора. Согласно статье 448 Гражданского кодекса РФ извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения. В данном случае указанный срок сокращен до 7 дней (извещение о проведении отбора опубликовано газете "Саянские ведомости" 26 мая 2011 года, протокол вскрытия конвертов с заявками - 2 июня 2011 года). Информация о проведении торгов, сообщенная с нарушением установленного срока, уменьшает возможность участия в торгах потенциальных покупателей. Допущенное организатором торгов нарушение привело к тому, что в торгах приняли участие только два претендента. Другие потенциальные участники не смогли своевременно подать заявки на участие в отборе.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения. В извещении отсутствует информация о времени проведения отбора.
Исследовав материалы дела, комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам:
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции нарушение правил, установленных вышеуказанной нормой, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Закона защите конкуренции, Комиссия решила:
Председатель комиссии: П.А.Шалимов
Члены комиссии: И.А.Андрюшкова
И.И.Жукова
Н.В.Лесниченко
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в суд или в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 31 октября 2011 г. N 51-А-11
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016