Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 31 октября 2011 г. N 102
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
Тихенький О.Л. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Жуков И.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;
Рябенко Е.В. - член Комиссии, ведущий специалист - эксперт отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N102 по признакам нарушения ОАО "Вита" пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии:
представителя ОАО "Вита" <***> по доверенности от 14.10.2011 N643. установила:
Рассмотрение возобновлено после объявленного 19.10.2011 перерыва.
В адрес Ставропольского УФАС России из Федеральной антимонопольной службы поступило заявление Региональной общественной организации потребителей "Общество защиты прав потребителей "Равноправие" о недобросовестной конкуренции со стороны ОАО "Вита", выраженной во введение в заблуждение в отношении качества товара, производимого и реализуемого данным хозяйствующим субъектом на территории Ставропольского края.
В магазине ООО "Фирма "Опт-Торг" по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Тольятти, 178 (согласно кассовому чеку N00011584 от 30.10.10) была куплена "Сметана 15 %" производителя ОАО "Вита".
После проведения лабораторных испытаний в АНО "Союзэкспертиза" ТПП РФ РООП "Равноправие" получило протокол испытаний N5733 от 11 ноября 2010.
В адрес Ставропольского УФАС России было представлено решение Мирового судьи 228-го судебного участка района Чертаново Центральное г. Москвы <***> от 25.04.2011 (далее - Суд) по гражданскому делу N2-64/11 по иску Региональной общественной организации потребителей "Общество защиты прав потребителей "Равноправие", действующей в защиту прав <***> к ООО "Фирма "Опт - Торг" и ОАО "Вита".
Как было установлено Судом, в соответствии с протоколом испытаний N5733 от 11 ноября 2010 приобретенная упаковка сметаны по жирнокислотному составу не соответствует заявленному на этикетке ГОСТ Р 52092-2003, следовательно, потребителю была предоставлена недостоверная информация.
На основании изложенного Заявитель считает, что продукты с содержанием растительных жиров не относятся к сметане, а затраты на производство подобных продуктов ниже затрат на производство сметаны из коровьего молока. Таким образом, действия ОАО "Вита", связанные с введением в оборот "Сметаны 15%", не являющейся сметаной являются актом недобросовестной конкуренции, так как направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности перед конкурентами путем снижения затрат на производство продукции.
Представитель ОАО "Вита" не согласился с приведенными доводами.
В адрес Ставропольского УФАС России представил следующие объяснения.
ОАО "Вита" производит молочную продукцию, в том числе сметану 15%, соответствующую требованиям Федерального закона N88-ФЗ от 12 июня 2008 г. "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" ГОСТ Р 52092-2003 "Сметана. Технические условия", Федерального закона N29-ФЗ от 02.012000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и иных правовых актов, поэтому жирнокислотный состав сметаны не может не соответствовать молочному жиру и содержать жиры растительного происхождения или заменители молочного жира.
На этикетке сметаны жирностью 15% указано: массовая доля жира 15%, ГОСТР Р 52092-2003, масса нетто 400 г.
состав: изготовлена из нормализованных, пастеризованных сливок с использованием закваски термофильных, молочнокислых стрептококков и мезофильных молочнокислых лактококков.
пищевая ценность: жир - 15%, белок - 2.6 г, углеводы- 3 г., энергетическая ценность - 157 ккал.
С результатом экспертизы, проведенной Испытательным центром главного экспертно-аналитического центра "СОЭКС" автономной некоммерческой организации "Союзэкспертиза" Торгово-промышленной палаты Российской Федерации., который даёт заключение о не соответствии сметаны 15% требованиям ФЗ N88-ФЗ и ГОСТ Р 52092-2003, не согласны.
Физико-химические показатели сметаны 15 % жирности, приведенные в Протоколе испытаний N5733 от 11.11.2010 г, соответствуют фактическим данным состава молочного жира (жирно-кислотный состав молочного жира), изложенным в Справочнике технолога молочного производства под редакцией <***> (спецредактор профессор <***>) и Методическим указаниям МУ 4.1/4.2.2484-09 "Методы контроля. Химические и микробиологические факторы. Оценка подлинности и выявление фальсификации молочной продукции" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ Г.Г. Онищенко 11.02.2009 г.).
В Приложении 3 вышеуказанных Методических указаний определены отличительные особенности состава жирных кислот натурального молочного жира, ими являются: наличие масляной кислоты; содержание пальмитиновой кислоты не более 33%.
По данным Протокола испытаний N5733 содержание масляной кислоты и пальмитиновой кислоты в сметане 15% в пределах нормы, содержание миристиновой кислоты 9% от общего количества жирных кислот в сметане, что соответствует фактическим показателям: 7.6-15.2%
По сравнению с жирами животного и растительного происхождения молочный жир характеризуется высоким содержанием миристиновой кислоты и низкомолекулярных летучих насыщенных жирных кислот - масляной, каприловой и каприновой, составляющих в сумме 7.4-9.5 %% общего количества жирных кислот.
Таким образом, содержание всех перечисленных в Протоколе испытаний N5733 жирных кислот соответствует фактическим данным состава молочного жира, что говорит о натуральности данного образца сметаны 15% и его соответствии по жирнокислотному составу заявленному на этикетке ГОСТР Р 52092-2003 и Федеральному закону N88-ФЗ.
Полагаем, что орган, проводивший экспертизу, дал сфальсифицированное заключение. Таким образом, ОАО "Вита" не совершало недобросовестную конкуренцию при реализации сметаны 15 %, в том числе и путем введение в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств и качества "Сметаны 15%" и в действиях ОАО "Вита" отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г N135-ФЗ "О защите конкуренции".
С решением мирового судьи судебного участка N228 района Чертаново Центральное г. Москва <***> от 25.04.2011 г., дело N2-64/11 не согласны, решение суда не обжаловали из-за малозначительности взысканной суммы - 224 руб.80 коп.
С учетом представленных документов и вышеизложенного, считаем, что в действиях ОАО "Вита" отсутствует факт нарушения антимонопольного законодательства и просим прекратить производство по делу N102 о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия Ставропольского УФАС России, рассмотрев все приложенные к материалам дела N102 о нарушении антимонопольного законодательства доказательства, выслушав представителя ОАО "Вита", установила следующие обстоятельства.
ОАО "Вита" осуществляет хозяйственную деятельность на товарном рынке молока и молочной продукции Российской Федерации.
Продукт "Сметана 15 %", производства ОАО "Вита", был приобретен <***> 30.10.2010 в магазине ООО "Фирма "Опт-Торг" по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Тольятти, 178.
ОАО "Вита" на упаковке продукта "Сметана 15%" применяет термин "сметана" с указанием жирности продукта 15 %.
Одним из выводов заключения АНО "Союзэкспертиза" ТПП РФ (протокол испытаний N5733 от 11.11.2010) следует, что жирно-кислотный состав не соответствует молочному жиру. Содержание жиров растительного происхождения или заменителей молочного жира в образце не менее 20 % от общего количества жира. По идентификационным признакам образец не соответствует требованиям Федерального закона 12 июня 2008 года N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" и ГОСТ Р 52092-2003 "Сметана. Технические условия" - жирнокислотный состав не соответствует молочному жиру.
В соответствии с пунктом 36 статьи 4 Закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" сметана - кисломолочный продукт, который произведен путем сквашивания сливок с добавлением молочных продуктов или без их добавления с использованием заквасочных микроорганизмов - лактококков или смеси лактококков и термофильных молочнокислых стрептококков и массовая доля жира в котором составляет не менее чем 9 процентов
В соответствии с пунктом 19 части 25 статьи 36 Закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" информация об использовании немолочных жиров при производстве молокосодержащих продуктов в соответствии с технологией, которой предусматривается замена молочного жира жирами немолочного происхождения (за исключением сливочно-растительных спредов), размещается вместе с полным наименованием соответствующего вида молокосодержащих продуктов (например, "сметанный продукт с растительным жиром") на передней стороне потребительской тары.
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что продукт "Сметана 15%" производства ОАО "Вита" относится к молокосодержащим продуктам.
Однако, ОАО "Вита" на упаковке продукта "Сметана 15%" применяет термин "сметана" с указанием жирности продукта 15%.
Кроме того, Суд, по гражданскому делу N2-64/11, признал обоснованными выводы экспертизы согласно протоколу испытаний N5733 от 11 ноября 2010, о несоответствии сметаны по жирнокислотному составу заявленному на этикетке ГОСТ Р 52092-2003.
Пункт 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" определяет недобросовестную конкуренцию, как любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с введением в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Таким образом, действия ОАО "Вита", связанные с введением в гражданский оборот продукта "Сметана 15%", являющегося "сметанным продуктом", в качестве молочного продукта - "сметаны", являются актом недобросовестной конкуренции, так как направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности перед конкурентами путем снижения затрат на производство своей продукции, противоречат Закону "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" и способны нанести убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам путем перераспределения спроса на товарном рынке молочной продукции Ставропольского края.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона "О защите конкуренции" основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе, заявление юридического или физического лица.
ОАО "Вита" осуществляет хозяйственную деятельность на товарном рынке молока и молочной продукции Ставропольского края и находится в конкурентных отношениях с иными хозяйствующими субъектами, которые также осуществляют деятельность на товарном рынке молока и молочной продукции Ставропольского края.
Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь пунктом 9 статьи 4, пунктом 2 части 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3 и 4 статьи 41 Закона "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия ОАО "Вита" нарушившими пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. На основании пункта 1 настоящего решения выдать ОАО "Вита" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение изготовлено в полном объеме 31.10.2011 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Примечание.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 31 октября 2011 г. N 102
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016