Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 25 октября 2011 г. N 100-5128-11/6
Резолютивная часть решения оглашена "12" октября 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "25" октября 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Клинкова Ю.А., заместитель
руководителя управления;
Члены Комиссии: Шабанова О.В., начальник отдела;
Яшина Н.А., специалист - эксперт,
рассмотрев дело N 100-5128-11/6 по признакам нарушения Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее-Министерство)(443068, г. Самара, ул. Скляренко, д. 20) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), выразившегося в создании ОАО "Автовокзалы и автостанции Самарской области" необоснованных препятствий в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, установила:
В Самарское УФАС России 21.03.2011 вх.N1744 поступило заявление ОАО "Автовокзалы и автостанции Самарской области", содержащее сведения о том, что Министерство создает необоснованные препятствия в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом ОАО "Автовокзалы и автостанции Самарской области", не согласовывая документы на открытие регулярных автобусных маршрутов "г. Самара - г.Бузулук", "г.Самара-г.Нижнекамск", "г.Самара-г.Нижний Новгород", "г.Самара-г.Октябрьский", "г.Самара-г.Оренбург", "г.Самара-г.Йошкар-Ола (Республика Марий Эл)", "г.Самара-г.Лениногорск (через Исаклы, Шенталу, Клявлино)", "г.Самара-г.Лениногорск (через Шенталу)", "г.Самара-г.Лениногорск (через Клявлино)", "г.Самара-г.Казань (через Чистополь)", "г.Самара-г.Казань (через Базарные Матаки)", "г.Самара-г.Саратов", "г.Самара-г.Москва", "г.Самара-г.Киров", "г.Самара-г.Анапа", "г.Самара-г.Таганрог", "Самара-Бузулук (через Нефтегорск)", "Самара-Бугуруслан", "Самара-Ивантеевка", "Самара-Курлин", "г.Самара-Курманаевка", "г.Самара-Нурлат(через Кошки)", "г.Самара-Нурлат (через Сергиевск)", "г.Самара-Первомайский", "г.Самара-Тереньга", "г.Самара-Черемшан", "г.Самара-г.Кисловодск", "г.Самара-г.Ростов на Дону", "г.Самара-г.Сочи", "г.Самара-р.п. Николаевка", "г.Самара-г.Балаково", и не утверждая паспорта межрегиональных автобусных маршрутов "г.Самара-Кисловодск", "г.Самара-Сочи", "г.Самара-Николаевка", "г.Самара-Оренбург", "г.Самара-Лениногорск (через Клявлино)", "г.Самара - Йошкар-Ола", "г.Самара-Бузулук", "г.Самара-Лениногорск (через Шенталу)", "г.Самара-Казань (через Чистополь)", "г.Самара-Казань (через Базарные Матаки)".
По мнению заявителя, бездействие Министерства является нарушением части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
Управление, в соответствии c частью 3 статьи 44 Закона о конкуренции, возбудило дело N 25-5128-10/6 в отношении Министерства по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
Ассоциация "Межрегиональный автотранспортный союз" и ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" обращались в Министерство с просьбой о согласовании открытия и (или) за утверждением паспорта по каждому маршруту отдельно. Учитывая, что оставление без рассмотрения или необоснованный отказ при рассмотрении каждого из обращений могло привести к ограничению конкуренции, для полного, всестороннего и объективного рассмотрения данного дела, в соответствии с частью 1 и 2 статьи 47.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия определила выделить в отдельное производство 40 дел, в том числе и настоящее дело N 100-5128-11/6 по признакам нарушения Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в создании ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" необоснованных препятствий в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, а именно в истребовании дополнительных документов для согласования открытия межрегионального автобусного маршрута "г.Самара-г.Саратов".
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон, Комиссия установила следующее.
20.05.2009 г. ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" обратилось в ассоциацию "Межрегиональный Автотранспортный Союз" (далее- Ассоциация "MAC") с документами на открытие межрегионального автобусного маршрута "г.Самара-г.Саратов".
Ассоциацией "MAC", после установленной в соответствии с Приказом Минтранса РФ N178 экспертизы, в Министерство письмом N36 от 21.05.2009 г. были направлены материалы на открытие межрегионального автобусного маршрута "г.Самара-г.Саратов", где перевозчиком выступает ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области".
Письмом от 24.07.2009 г. N28/1934 Министерство направило в адрес Ассоциации "MAC" требование о предоставлении дополнительных документов, необходимых, по мнению Министерства, для согласования открытия маршрута "г.Самара-г.Саратов".
Основанием для требования представления дополнительных документов, Министерство указало, что в соответствии с Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденным приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 г. N200, для решения вопроса целесообразности открытия указанных маршрутов необходимо определить потребность в перевозках пассажиров по этим маршрутам и составить технико-экономическое обоснование целесообразности их открытия, проинформировать Министерство о предпринятых мерах по: наличию средств контроля за регулярностью движения; обеспечению координированного движения автобусов на вновь открываем маршруте движением автобусов на существующих маршрутах, а также с работой других видов пассажирского транспорта; применению на данных маршрутах эффективных систем организации движения.
Оценивая обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу, что действия Министерства об истребовании вышеизложенных документов являются необоснованными в силу следующего.
Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденный приказом Минтранса России от 14 августа 2003 г. N 178, содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для открытия новых межрегиональных автобусных маршрутов, поскольку ни "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрическою транспорта" N259-ФЗ, ни Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 не содержат дополнительного перечня документов, необходимых для открытия межрегиональных маршрутов.
Ссылка Министерства на Правила организации пассажирских перевозок, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР N 200 от 31.12.1981 не может быть обоснованной.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 14.09.2009 г. N112 Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12 утратил силу.
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", правила перевозок пассажиров и багажа утверждаются Правительством Российской Федерации на основании настоящего Федерального закона. В связи с этим, Правила организации пассажирских перевозок, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР N200 от 31.12.1981 г. не соответствуют указанному выше Федеральному закону N259-ФЗ и не могут применяться к правоотношениям, возникшим после его принятия.
Неправомерен и довод Министерства о том, что действующее законодательство не содержит понятия "межрегиональные маршруты" и Министерство не уполномочено на согласование их открытия. Согласно п.5.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 (ред. от 18.07.2000) Межрегиональное сообщение - это сообщение между городами (населенными пунктами) по маршруту, пересекающему административные границы субъектов Российской Федерации. Таким образом, положения, закрепленные Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 14 августа 2003 г. N 178 регулируют в том числе и порядок открытия межрегиональных автобусных маршрутов, за согласованием которых и обратился заявитель.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию
В силу статьи 2 Закона о лицензировании, при осуществлении лицензируемой им деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).
Согласно п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Таким образом, соблюдение перевозчиками правил, установленных Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 14 августа 2003 г. N 178 является обязательным лицензионным требованием, установленным действующим законодательством.
Поскольку основной (уставной) деятельностью заявителя является осуществление и организация перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в связи с чем у Министерства отсутствует обязанность по истребованию дополнительных документов для согласований открытия вышеуказанных маршрутов, что препятствует осуществлению им законной предпринимательской деятельности.
Оценивая обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу, что истребование Министерством дополнительных документов для согласования открытия нового межрегионального маршрута являются необоснованным и препятствует ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров по маршруту "г.Самара-г.Саратов".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции", органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия (бездействие), которые создают необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов.
Действия Министерства по истребованию дополнительных документов для согласования открытия нового межрегионального маршрута "г.Самара-г.Саратов", создают ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" необоснованные препятствия в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров по данному маршруту.
Во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 20.01.2010 по делу NА55-32262/2009, письмом от 03.08.2010 N 28/2354 Министерство согласовало открытие автобусного маршрута "г.Самара-г.Саратов".
Кроме того, от ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" поступило ходатайство о прекращении производства по данному делу в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия Министерства по истребованию дополнительных документов для согласования открытия нового межрегионального маршрута "г.Самара-г.Саратов" нарушающими пункт 2 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
2. Дело N 100-5128-11/6 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 октября 2011 г. N 100-5128-11/6
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016