Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 7 октября 2013 г. N 13-06-10-03/414
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: Бурба В.В.- заместитель руководителя, начальник отдела контроля органов власти;
Членов комиссии: Ячменева О.И.- заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Тибилова Э.А.- государственный инспектор отдела контроля органов власти.
рассмотрев в соответствии с Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (утвержден приказом ФАС России от 18.01.2013 N17/13 (далее Порядок рассмотрения жалоб) жалобу закрытого акционерного общества "Теплоучет" (далее - ЗАО "Теплоучет") на действия заказчика - муниципальное унитарное предприятие "Городской водоканал г.Волгограда" (далее - МУП "Горводоканал г.Волгограда"), при проведении открытого запроса предложений на поставку и монтаж общедомовых приборов учета воды для нужд МУП "Горводоканал г.Волгограда" на 2013 г. установила:
В УФАС по Волгоградской области 30 сентября 2013 года поступила жалоба ЗАО "Теплоучет" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МУП "Горводоканал г.Волгограда" (далее - Заказчик), при проведении открытого запроса предложений на поставку и монтаж общедомовых приборов учета воды для нужд МУП "Горводоканал г.Волгограда" на 2013 г.
Жалоба Заявителем подана в соответствии с Федеральным Законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и Порядком рассмотрения жалоб.
В соответствии с пунктом 12 Порядка рассмотрения жалоб уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (N03-8/5236 от 01.10.2013) направлено: Заявителю 01 октября 2013 г. в 14 ч. 36 мин. по электронной почте AS@teplocom-uk.ru, Заказчику 01 октября 2013 г. в 14 ч. 18 мин. по электронной почте mupgvv@mupgvv.ru.
Рассмотрение жалобы по существу состоялось 03 октября 2013 г. в 15 часов 00 минут и после объявленного перерыва 07 октября 2013 года в 16 часов 00 минут.
На рассмотрении жалобы присутствовали до перерыва: Ахметшина Ю.В. - представитель МУП "Горводоканал г.Волгограда", доверенность N552 от 18.06.2013, Ротарь Д.Д. - представитель ЗАО "Теплоучет", доверенность N30/09/2/2013ТУ от 30.09.2013, Алмазова С.С. - представитель ЗАО "Теплоучет", доверенность N30/09/2013ТУ от 30.09.2013; после перерыва Шарпило И.В. - представитель МУП "Горводоканал г.Волгограда", доверенность N551 от 18.06.2013, Зацепин С.А. - представитель МУП "Горводоканал г.Волгограда", доверенность N637 от 07.10.2013.
Способ закупки - открытый запрос предложений на поставку и монтаж общедомовых приборов учета воды для нужд МУП "Горводоканал г.Волгограда" на 2013 г. (далее - Запрос предложений).
Запрос предложений проведен в соответствии с Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд МУП "Городской водоканал г.Волгограда", утвержденным директором МУП "Горводоканал г.Волгограда" приказ N0367П-13 от 11.06.2013, Извещением на проведение Запроса предложений N141-2013 от 05.09.2013, Закупочной документацией открытого запроса предложений на поставку и монтаж общедомовых приборов учета воды для нужд МУП "Горводоканал г.Волгограда" на 2013 г. (далее - Закупочная документация).
Извещение N141-2013 от 05.09.2013 о проведении Запроса предложений (далее - Извещение) размещено на сайте МУП "Горводоканал г.Волгограда": www.mupgvv.ru (далее - сайт предприятия).
Приказом МУП "Горводоканал г.Волгограда" N0082п-12 от 14.02.2012 определен состав закупочной комиссии.
Согласно Извещению срок окончания подачи заявок - 17.00 часов (время московское) 12 сентября 2013 г.
Согласно Протоколу N25 заседания закупочной комиссии МУП "Горводоканал г.Волгограда" от 23 сентября 2013 г. решено принять коммерческое предложение ООО "Взлет-Финанс" на сумму 199 732 000,00 рублей, в том числе НДС.
Обжалуемые действия заказчика, закупочной комиссии МУП "Горводоканал г.Волгограда" - не размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.ru) положения о закупке, информации о закупке - открытом запросе предложений на поставку и монтаж общедомовых приборов учета воды для нужд МУП "Горводоканал г.Волгограда" на 2013 г.; нарушение сроков размещения информации о закупке, нарушение порядка определения победителя Запроса предложений, объединение в одном лоте услуг и работ, технологически и функционально не связанных между собой.
Из жалобы следует, что ЗАО "Теплоучет" подано предложение на поставку и монтаж общедомовых приборов учета воды для нужд МУП "Горводоканал г.Волгограда" на 2013 г на сумму 197 400 000,00 рублей, в том числе НДС, другой участник Запроса предложений ООО "Взлет-Финанс" предложил цену выше, а именно 199 732 000,00 рублей, в том числе НДС и признан победителем, при этом оба участника Запроса предложений предложили одинаковые условия исполнения договора.
Представители ЗАО "Теплоучет" просят признать жалобу обоснованной по основаниям, изложенным в жалобе.
Представителями МУП "Горводоканал г.Волгограда" на заседании Комиссии представлены протокол от 30.09.2013 N26 заседания закупочной комиссии об аннулировании Запроса предложений с приложением запрошенных материалов. Также пояснено, что согласование сделки на поставку и монтаж общедомовых приборов учета воды для нужд МУП "Горводоканал Волгограда" на 2013 г. не получено, срок выдачи кредита по условиям кредитного договора истек 27.09.2013, то есть данная сделка является не согласованной и необеспеченной и, следовательно, не может состояться.
Исследовав имеющиеся сведения и документы в материалах дела, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. МУП "Городской водоканал г.Волгоград" является субъектом естественной монополии и осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и общая выручка от указанных видов деятельности составляет более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 год от всех видов деятельности, осуществляемых предприятием, поэтому в силу ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, положения указанного закона распространяются на деятельность МУП "Городской водоканал г.Волгограда" по приобретению товаров, работ, услуг с 1 января 2012 года.
В соответствии со ст. 2 Закона о закупках МУП "Городской водоканал г.Волгограда" принято Положение о закупках товаров работ и услуг для нужд МУП "Городской водоканал г.Волгограда" (далее - Положение о закупках 2012). В соответствии с п.2 ч.3 ст.2 Закона о закупках указанное Положение о закупках утверждено директором МУП "Горводоканал г.Волгограда", приказ N0082п-12 от 13.02.2012. Этим же приказом утвержден состав закупочной комиссии МУП "Городской водоканал г.Волгограда". В соответствии с ч.1 ст.4 Закона о закупках указанное Положение о закупках размещено на официальном сайте - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Кроме того, представителем МУП "Горводоканал г.Волгограда" на заседание Комиссии представлено Положение о закупках товаров работ и услуг для нужд МУП "Городской водоканал г.Волгограда" (далее - Положение о закупках 2013), утверждено Приказом директора МУП "Горводоканал г.Волгограда" от 11.06.2013 N0367П-13. В нарушение ч.1 ст.4 Закона о закупках указанное Положение о закупках 2013 не размещено на официальном сайте - www.zakupki.gov.ru в течение пятнадцати дней со дня утверждения и по настоящее время.
Поскольку Положение о закупках 2013 не размещено на официальном сайте, то оно не может являться документом, который регламентирует закупочную деятельность МУП "Горводоканал г.Волгограда".
В соответствии с ч.2 ст.4 Закона о закупках заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В нарушение ч.2 ст.4 Закона о закупках на официальном сайте отсутствует план закупки товаров, работ, услуг МУП "Горводоканал г.Волгограда" на 2013 год.
В силу ч.5 ст. 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч.7 ст.4 Закона о закупках Заказчик дополнительно вправе разместить указанную в настоящей статье информацию на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Согласно п.4.2.1. Положения о закупках 2012 в период проведения закупки на официальном сайте и на сайте Предприятия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В нарушение указанных норм МУП "Горводоканал г.Волгограда" разместил информацию о Запросе предложений только на сайте предприятия www.mupgvv.ru, на официальном сайте информация о рассматриваемом Запросе предложений полностью отсутствует.
Таким образом, открытый запрос предложений на поставку и монтаж общедомовых приборов учета воды для нужд МУП "Горводоканал г.Волгограда" проведен в отсутствии соблюдения принципа информационной открытости закупки, установленного п.1 ч.1 ст.3 Закона о закупках, с нарушением ч.2 и 5 ст.4 Закона о закупках и п.4.2.1. Положения о закупке 2012.
2. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Исходя из того, что положения Закона о закупках распространяются на все закупки товаров, работ, услуг, за исключением случаев, установленных указанным законом, заказчик должен разработать нормативные правовые акты, регулирующие процедуру проведения закупки, в отношении всех проводимых им закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках заказчики утверждают положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Согласно части 4 статьи 8 Закона о закупках в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона заказчик (за исключением заказчиков, указанных в частях 5 - 8 указанной статьи) не разместил в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказа) до дня размещения утвержденного положения о закупке.
Письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12 "О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" разъяснено, что если утвержденными и размещенными на официальном сайте правовыми актами (правовым актом), устанавливающими правила закупки, не урегулированы отдельные виды закупок заказчика, в отношении таких закупок положение о закупке считается не размещенным в порядке, установленном Законом о закупке. Следовательно, при проведении таких закупок заказчик должен руководствоваться положениями Закона о размещении заказа.
Положением о закупках 2012 установлены следующие способы закупок: открытый конкурс, запрос котировок, закупка у единственного источника (п.2.1 Положения о закупках 2012). При этом способ закупки - открытый запрос предложений Положением о закупках 2012 не установлен.
Положениями Закона о размещении заказа также не предусмотрено размещение заказ путем запроса предложений.
Представленные в дело материалы свидетельствует и Комиссией установлено, что заказчик МУП "Горводоканал г.Волгограда" осуществлял закупку способом открытого запроса предложений с нарушением п.2.1 Положения о закупках 2012, в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке, предусматривающего данный способ закупки.
Доводы заявителя о нарушение сроков размещения информации о закупке, нарушение порядка определения победителя Запроса предложений, объединения в одном лоте услуг и работ, технологически и функционально не связанных между собой Комиссией не оценивались в связи с тем, что рассматриваемый Запрос предложений проведен не в соответствии с размещенным на официальном сайте Положением о закупке 2012.
Таким образом, оценив представленные доказательства, возражения сторон, установив фактические обстоятельства дела, Комиссия пришла к выводу о не правомерности действий заказчика МУП "Горводоканал г.Волгограда" в части не размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.ru) информации о закупке - открытом запросе предложений на поставку и монтаж общедомовых приборов учета воды для нужд МУП "Горводоканал г.Волгограда" на 2013 г, осуществления открытого запроса предложений на поставку и монтаж общедомовых приборов учета воды для нужд МУП "Горводоканал г.Волгограда" на 2013 г с нарушением п.2.1 Положения о закупках 2012, в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке, предусматривающего данный способ закупки.
Представленный представителями МУП "Горводоканал г.Волгограда" в ходе рассмотрении дела N13-06-10-03/414 протокол от 30.09.2013 N26 заседания закупочной комиссии об аннулировании открытого запроса предложений на поставку и монтаж общедомовых приборов учета воды для нужд МУП "Горводоканал г.Волгограда" на 2013 г., Комиссией не принят в силу отсутствия у закупочной комиссии полномочий по аннулированию запроса предложений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.21 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (утвержден приказом ФАС России от 18.01.2013 N17/13), Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Теплоучет" на действия заказчика МУП "Горводоканал г.Волгограда", при проведении открытого запроса предложений на поставку и монтаж общедомовых приборов учета воды для нужд МУП "Горводоканал г.Волгограда" на 2013 г. (извещение N141-2013 от 05.09.2013 опубликовано на сайте www.mupgvv.ru), обоснованной в части не размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информации о Запросе предложений;
2. Признать заказчика - МУП "Горводоканал г.Волгограда" нарушившим ч.2 и 5 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и п.4.2.1. Положения о закупках товаров работ и услуг для нужд МУП "Городской водоканал г.Волгограда" (утв. Приказом директора МУП "Горводоканал г.Волгограда" от 13.02.2012 N0082п-12), выразившееся в не размещении на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информации о Запросе предложений, нарушившим п.2.1 Положения о закупках 2012, при проведении открытого запроса предложений на поставку и монтаж общедомовых приборов учета воды для нужд МУП "Горводоканал г.Волгограда" на 2013 г. в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке, предусматривающего данный способ закупки.
3. Выдать предписание МУП "Горводоканал г.Волгограда" о совершении действий, направленных на устранение нарушений при организации Запроса предложений: аннулировать открытый запрос предложений на поставку и монтаж общедомовых приборов учета воды для нужд МУП "Горводоканал г.Волгограда" на 2013 г. в течение 5 рабочих дней со дня получения настоящего предписания.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 7 октября 2013 г. N 13-06-10-03/414
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016