Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 9 августа 2013 г. N 21-04-18.1/13
Резолютивная часть решения оглашена 8 августа 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 9 августа 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
- Семёнова Е.Г. - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии |
- Конькова О.В. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - Тараскина А.И. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу N 21-04-18.1/13 ООО "Эталон" от 02.08.2013 N 5 (вх. 02.08.2013 N 9094) на действия ОАО "Челябинскгоргаз", выразившиеся в нарушении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" путём отказа в допуске к участию заявителя в проводимом в электронной форме аукционе N 0669000000213000074 на право заключения контракта на поставку "Кран шаровой Ду 1000 мм, Ру=1,6 Мпа расстояние от поверхности земли до поверхности трубопровода - 1400 мм, подземный с управлением под ковер, с концами под приварку ТУ 26-071450-96 с изоляцией весьма усиленного типа ГОСТ 9.602 N 112", в присутствии:
- представителя ОАО "Челябинскгазком";
- представителя ООО "Эталон", установила:
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) субъектом естественной монополии осуществляется закупка товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленными настоящим федеральным законом.
Приказом Челябинского территориального управления МАП России (в настоящее время - Челябинское УФАС России) от 28 августа 2000 года N 146а ОАО "Челябинскгоргаз" включено в Реестр хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов. То есть данная организация занимает доминирующее положение на рынке распределения газообразного топлива на территории города Челябинска, Сосновского и Кунашакского районов Челябинской области.
Таким образом, учитывая, что ОАО "Челябинскгоргаз" является субъектом естественной монополии, то на него должны распространяться положения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 8 Закона N 223-ФЗ в случае, если заказчиком не размещено в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденное положение о закупке, заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) до дня размещения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденного положения о закупке.
Учитывая, что ОАО "Челябинскгоргаз" не имеет утверждённого положения о закупке, Комиссия, основываясь на ч. 5 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, приходит к выводу о том, что Общество, соблюдая нормы Закона N 223-ФЗ, при проведении закупок должно руководствоваться нормами Закона N 94-ФЗ.
11.07.2013 на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.zаkuрki.gоv.гu и на электронной площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" в сети Интернет по адресу: www.roseltorg.ru было опубликовано извещение N 0669000000213000074 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку "Кран шаровой Ду 1000 мм, Ру=1,6 Мпа расстояние от поверхности земли до поверхности трубопровода - 1400 мм, подземный с управлением под ковер, с концами под приварку ТУ 26-071450-96 с изоляцией весьма усиленного типа ГОСТ 9.602 N 112" и документация об аукционе, проводимом 05.08.2013 в 10 ч.17 м. на торговой площадке.
Участниками размещения заказа ОАО "Челябинскгазком" через оператора торговой площадки были направлены три запроса на представление разъяснений, касающихся таких технических характеристик предмета аукциона как расстояние от оси газопровода до верхней точки штока, диаметр присоединения патрубков по ГОСТ, наличие маховика (штурвала).
На каждый из запросов Заказчиком были размещены на сайте в сети Интернет по адресу: www.zаkuрki.gоv.гu и направлены каждому из участников соответствующие разъяснения.
01.08.2013 аукционная комиссия ОАО "Челябинскгоргаз" рассмотрела поступившие заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и по итогам их рассмотрения приняла решение об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме заявки, поданной ООО "Эталон", по основанию несоответствия сведений, указанных в заявке части 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ, требованиям документации об открытом аукционе, о чём заявителю было сообщено уведомлением от 01.08.2013.
Согласно данному уведомлению заявка ООО "Эталон" отклонена по основанию несоответствия заявки сведениям, предусмотренным частью 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
По мнению заявителя, отказ в допуске к участию в рассматриваемом аукционе является незаконным и необоснованным, поскольку заявка ООО "Эталон" полностью соответствует ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, Документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку "Кран шаровой Ду 1000 мм, Ру=1,6 Мпа расстояние от поверхности земли до поверхности трубопровода - 1400 мм, подземный с управлением под ковер, с концами под приварку ТУ 26-071450-96 с изоляцией весьма усиленного типа ГОСТ 9.602 N 112".
Представитель ОАО "Челябинскгоргаз" по доводам жалобы ООО "Эталон" пояснил следующее.
Первоначально заявка ООО "Эталон" на участие в рассматриваемом аукционе была отклонена ошибочно. После поступления жалобы на данные действия ОАО "Челябинскгоргаз" в антимонопольный орган, было выявлено соответствие заявки ООО "Эталон" техническому заданию аукциона, объявленного Заказчиком.
Кроме того, ОАО "Челябинскгоргаз" при размещении заказа на поставку крана шарового не указало одну из его основных характеристик - расстояние до верха шестигранника под Т-ключ - 1600 мм (под ковером).
Поскольку в двух других заявках участников, допущенных к участию в аукционе, данная техническая характеристика указана не была, победитель мог бы поставить кран шаровой с параметром "расстояние от оси газопровода до верха шестигранника под Т-ключ", отличающимся от 1600 мм.
На основании изложенного, ОАО "Челябинскгоргаз" ходатайствовало об отмене проводимого в электронной форме аукциона N 0669000000213000074 на
право заключения контракта на поставку "Кран шаровой Ду 1000 мм, Ру=1,6 Мпа расстояние от поверхности земли до поверхности трубопровода - 1400 мм, подземный с управлением под ковер, с концами под приварку ТУ 26-071450-96
с изоляцией весьма усиленного типа ГОСТ 9.602 N 112"
Представитель ООО "Эталон" поддержал доводы жалобы, а также пояснил следующее.
Заявка и прилагаемые к ней документы были подготовлены ООО "Эталон" в соответствии с требованиями к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе, инструкции по её заполнению, которые установлены Документацией об аукционе.
Технические параметры предлагаемого ООО "Эталон" изделия дополнены и конкретизированы на основании полученных от заказчика разъяснений на запросы, размещённые на официальном сайте.
В связи с чем, представитель ООО "Эталон" ходатайствовал об отмене решения аукционной комиссии об отказе в допуске на участие в открытом аукционе.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам:
1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно п. 2.6.1 Документации об открытом аукционе в электронной форме, утверждённой Приказом Генерального директора ОАО "Челябинскгоргаз" от 11.07.2013, единая комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе.
На основании рассмотрения первых частей заявок, содержащих сведения, предусмотренные документацией об аукционе, единой комиссией принимается решение о допуске к участию участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа участником аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по
основаниям, указанным в ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ.
Частью 4 статьи 41.9 Закона N 94-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований недопуска участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в электронной форме, к которым отнесены:
1) непредоставление сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставление недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по иным основаниям не допускается (ч. 5 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ).
Исходя из содержания протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме 0669000000213000074 основанием
недопуска ООО "Эталон" к участию в данном аукционе послужило несоответствие сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, п. 2.5.3 Документации об открытом аукционе в электронной форме первая часть заявки на участие в аукционе должна при размещении заказа на поставку товара содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак;
2) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Как следует из содержания первой части заявки ООО "Эталон", в последней приведены конкретные показатели технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и его размерах, полностью
соответствующие сведениям о технических и функциональных характеристиках и размерах товара, указанных в приложении N 2 к Техническому заданию (раздел 5 Документации об открытом аукционе).
Сведения, перечисленные в пп. "а" ч. 1, ч. 2 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, первая часть заявки ООО "Эталон" содержать не должна, поскольку данные требования, исходя из предмета проводившегося аукциона, на данную заявку не распространяются.
Проанализировав содержание первой части заявки ООО "Эталон" на предмет соответствия ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, а также документации об аукционе, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что первая часть заявки содержит все предусмотренные данной статьей и документацией об аукционе сведения.
Данный факт признан ОАО "Челябинскгоргаз" в письменных пояснениях вх. 07.08.2013 N 9412 и подтверждён на заседании Комиссии.
Следовательно, у ОАО "Челябинскгоргаз" при проведении в электронной форме аукциона N 0669000000213000074 на право заключения контракта на поставку "Кран шаровой Ду 1000 мм, Ру=1,6 Мпа расстояние от поверхности земли до поверхности трубопровода - 1400 мм, подземный с управлением под ковер, с концами под приварку ТУ 26-071450-96 с изоляцией весьма усиленного типа ГОСТ 9.602 N 112" отсутствовали законные основания для недопуска к участию ООО "Эталон" в аукционе.
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемые действия ОАО "Челябинскгоргаз" являются нарушением процедуры принятия решения о допуске заявителя к участию в открытом аукционе в электронной форме (ч. 1, 5 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ), а также нарушением принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
На основании изложенного и руководствуясь частями 1 статьи 3, статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Эталон" от 02.08.2013 N 5 (вх. 02.08.2013 N 9094) на действия ОАО "Челябинскгоргаз", выразившиеся в отказе в допуске к участию заявителя в проводимом в электронной форме аукционе N 0669000000213000074 на право заключения контракта на поставку "Кран шаровой Ду 1000 мм, Ру=1,6 Мпа расстояние от поверхности земли до поверхности трубопровода - 1400 мм, подземный с управлением под ковер, с концами под приварку ТУ 26-071450-96 с изоляцией весьма усиленного типа ГОСТ 9.602 N 112", обоснованной.
2. Признать действия ОАО "Челябинскгоргаз" (заказчик торгов), выразившиеся в отказе в допуске к участию ООО "Эталон" в аукционе N 0669000000213000074 в электронной форме на право заключения контракта
на поставку "Кран шаровой Ду 1000 мм, Ру=1,6 Мпа расстояние от поверхности земли до поверхности трубопровода - 1400 мм, подземный с управлением под ковер, с концами под приварку ТУ 26-071450-96 с изоляцией весьма усиленного типа ГОСТ 9.602 N 112", нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
3. ОАО "Челябинскгоргаз" (заказчик торгов) выдать предписание об обеспечении допуска ООО "Эталон" к участию в аукционе N 0669000000213000074 в электронной форме на право заключения контракта на поставку "Кран шаровой Ду 1000 мм, Ру=1,6 Мпа расстояние от поверхности земли до поверхности трубопровода - 1400 мм, подземный с управлением под ковер, с концами под приварку ТУ 26-071450-96 с изоляцией весьма усиленного типа ГОСТ 9.602 N 112".
Решение ли предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Председатель Комиссии
Е.Г. Семёнова
Члены Комиссии
А.И. Тараскина
О.В. Конькова
ПРЕДПИСАНИЕ
по жалобе N 21-04-18.1/13
8 августа 2013 года
г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
- Семёнова Е.Г. - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии |
- Конькова О.В. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - Тараскина А.И. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частями 1 статьи 3, статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на основании своего решения от 8.08.2013 по делу N 21-04-18.1/13 по жалобе ООО "Эталон", предписывает:
ОАО "Челябинскгоргаз" (заказчик торгов) прекратить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившееся в отказе в допуске к участию ООО "Эталон" в проводимом в электронной форме открытом аукционе N 0669000000213000074 на право заключения контракта на поставку "Кран шаровой Ду 1000 мм, Ру = 1,6 Мпа расстояние от поверхности земли до
поверхности трубопровода - 1400 мм, подземный с управлением под ковер, с концами под приварку ТУ 26-071450-96 с изоляцией весьма усиленного типа ГОСТ 9.602 N 112", путём совершения действий, указанных в п. 2 и 3 настоящего предписания;
2. ОАО "Челябинскгоргаз" (заказчик торгов) аннулировать решение аукционной комиссии от 01.08.2013 по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0669000000213000074 на право заключения контракта на поставку "Кран шаровой Ду 1000 мм, Ру = 1,6 Мпа расстояние от поверхности земли до поверхности трубопровода - 1400 мм, подземный с управлением под ковер, с концами под приварку ТУ 26-071450-96 с изоляцией весьма усиленного типа ГОСТ 9.602 N 112" об отказе в допуске ООО "Эталон" в участию в аукционе, возвратив процедуру проведения аукциона на стадию рассмотрения заявок, обеспечить размещение данной информации на сайте: www.zаkuрki.gоv.гu и на электронной площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" в сети Интернет на сайте: www.roseltorg.ru в течение пяти дней с момента получения настоящего предписания либо с момента вступления в силу судебного акта, которым будет подтверждена законность настоящего предписания;
3. ОАО "Челябинскгоргаз" (заказчик торгов) обеспечить допуск ООО "Эталон" к участию в аукционе в электронной форме N 0669000000213000074 на право заключения контракта на поставку "Кран шаровой Ду 1000 мм, Ру = 1,6 Мпа расстояние от поверхности земли до поверхности трубопровода - 1400 мм, подземный с управлением под ковер, с концами под приварку ТУ 26-071450-96 с изоляцией весьма усиленного типа ГОСТ 9.602 N 112", в течение пяти дней с момента получения настоящего предписания либо с момента вступления в силу судебного акта, которым будет подтверждена законность настоящего предписания;
4. ОАО "Челябинскгазком" (заказчик торгов) в качестве доказательства исполнения настоящего предписания в течение 5 дней после совершения действий, указанных в пп. 2 и 3 настоящего предписания, представить доказательства его исполнения.
Председатель Комиссии
Е.Г. Семёнова
Члены Комиссии
А.И. Тараскина
О.В. Конькова
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 августа 2013 г. N 21-04-18.1/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016