Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 11 октября 2013 г.
Резолютивная часть решения оглашена 08 октября 2013 г. г. Новосибирск
Решение в полном объеме изготовлено 11 октября 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Гаврилов С.Г. - руководитель управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Щукина С.А. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
рассмотрев жалобу ООО "Газпром газораспределение Томск" на действия аукционной комиссии администрации г. Бердска по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, общей площадью 0 кв.м., целевое назначение транспортировка природного газа потребителям, в присутствии "_", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО "Газпром газораспределение Томск" на действия аукционной комиссии администрации г. Бердска по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, общей площадью 0кв.м., целевое назначение транспортировка природного газа потребителям" (номер извещения 280813/0235990/01).
Заявитель жалуется на неправомерный допуск заявителя N1 (ООО "Новосибирскоблгаз", Новосибирский район, село Толмачево, Новосибирская газонакопительная станция) к участию в открытом аукционе по извещению N 280813/0235990/01 на основании Протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 20.09.2013 г. и сообщает следующее.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 21.07.2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - "Федеральный закон") Аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Федерального закона.
В соответствии с требованиями указанной статьи при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Пунктом 18 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утв. Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, установлено, что участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.
Пунктом 9 Документации об открытом аукционе N 24 по предоставлению арендных прав на муниципальные объекты недвижимого имущества установлено, что участники аукциона должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.
В соответствии с п. 12 Документации заявитель не допускается постоянно-действующей конкурсной комиссией по проведению торгов (аукционов, конкурсов) к участию в аукционе в случае несоответствия требованиям, указанным в пункте 9 Документации.
По мнению Заявителя, участник размещения заказа ООО "Новосибирскоблгаз" не соответствует требованиям, установленным действующим законодательством.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N147-ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка газа по трубопроводам является сферой деятельности субъектов естественной монополии. ООО "Новосибирскоблгаз" не является субъектом естественной монополии в указанной сфере деятельности, что подтверждается информацией размещенной на официальном сайте Федеральной службы по тарифам Российской Федерации (информация прилагается).
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов (ФСТ РФ) утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения. Тарифы на услуги по транспортировке газа для ООО "Новосибирскоблгаз" не утверждены.
В соответствии с п. 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. Правительства РФ от 14.05.2013 N410, "специализированная организация" - это газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
Поскольку ООО "Новосибирскоблгаз" не является газораспределительной организацией, включенной в реестр субъектов естественной монополии, не имеет утвержденный в установленном порядке тариф на транспортировку газа по трубопроводам, постольку оно не вправе заключать договор транспортировки газа с поставщиком газа ООО "Газпром Межрегионгаз Новосибирск" для осуществления транспортировки газа населению.
Таким образом, ООО "Новосибирскоблгаз" не соответствует требованиям Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. Правительства РФ от 14.05.2013 N410, иным нормативным актам, регулирующим отношения по транспортировке газа по трубопроводам.
В нарушение указанных законодательных актов, п. 18 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утв. Приказом ФАС России от 10.02.2010 N67, ст. 11, ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 21.07.2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пунктов 9, 12 Документации об открытом аукционе N 24 по предоставлению арендных прав на муниципальные объекты недвижимого имущества, Аукционная комиссия Администрации муниципального образования города Бердска Новосибирской области допустила к участию в конкурсе ООО "Новосибирскоблгаз".
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель ООО "Газпром газораспределение Томск" поддержал позицию, изложенную в жалобе.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители администрации г. Бердска представили запрашиваемые документы и пояснили следующее.
В связи с тем, что открытый аукцион N 24 по предоставлению арендных прав на муниципальные объекты недвижимого имущества проводился в соответствии с Приказом ФАС России от 10.02.2010 г. N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", доводы заявителя о несоответствии действий Аукционной комиссии требованиям Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту -Приказ ФАС России) являются несостоятельными, т.к. данный федеральный закон не распространяет свое действие на отношения, возникшие при проведении спорного аукциона.
В соответствии с требованиями Документации об открытом аукционе N 24 (далее по тексту - "Документация"), размещенной на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru (Извещение N 280813/0235990/01) заявка на участие в аукционе должна содержать следующие сведения и документы (п. 5 Документации):
а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения проведении аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности (далее - руководитель). В случае если от имени заявителя действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя и подписанную руководителем заявителя (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, заявка на участие в аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
г) копии учредительных документов заявителя (для юридических лиц);
д) копию лицензии на деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов систем газораспределения (эксплуатация газовых сетей) и газопотребления (эксплуатация взрывоопасных объектов);
е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для заявителя заключение договора, внесение задатка или обеспечение исполнения договора являются крупной сделкой;
ж) заявление об отсутствии решения о ликвидации заявителя -юридического лица, об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, об отсутствии решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушения.
Аналогичные требования содержатся в форме заявки на участие в аукционе -(Приложение N 1 к Документации), в приложении к такой заявке.
Таким образом, организатором аукциона - администрацией - законно и добросовестно было исполнено требования п. 18 главы III. "Требования к участникам конкурсов или аукционов", а именно, были установлены требования к участникам аукциона о соответствии их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации: наличие лицензии на деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов систем газораспределения (эксплуатация газовых сетей) и газопотребления (эксплуатация взрывоопасных объектов).
3. При рассмотрении заявок, поданных участниками на участие в аукционе. Аукционная комиссия руководствовалась требованиями Приказа ФАС России, а так же положениями Документации об аукционе, утвержденной организатором аукциона.
Заявка Общества с ограниченной ответственностью "Новосибирскоблгаз", среди прочего, содержала копию лицензии N ВП-60-000978 (ЖКС) от 23 сентября 2010 г. (Серия АВ N 256318) на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов с предоставленным сроком до 23 сентября 2015 года, тем самым, подтвердив свое соответствие требованиям, предъявляемым организатором аукциона к участникам аукциона.
Таким образом, у аукционной комиссии, при рассмотрении заявок, поступивших на участие в открытом аукционе N 24 по предоставлению арендных прав на муниципальные объекты недвижимого имущества, не было оснований для отстранения участника (заявителя) аукциона - ООО "Новосибирскоблгаз" oт участия в аукционе.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Газпром газораспределение Томск" Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
Администрация г. Бердска разместила на официальном сайте torgi.gov.ru извещение N280813\0235990\01 о проведении открытого аукциона N 24 по предоставлению арендных прав на муниципальные объекты недвижимого имущества: комплекс муниципального имущества "Газопроводы природного газа с оборудованием", общей протяженностью 30768,68 п.м., в т.ч. газопровод ЖСК "Юго-Восточный", газопровод высокого давления общей протяженностью 3380 п.м.
В соответствии с протоколом N21\1 от 20.09.13 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по извещению N 280813\0235990\01 в отношении лот N1право заключения договора аренды имущества находящегося в Муниципальной собственности, расположенного по адресу Новосибирская обл, г. Бердск, общей площадью 0 кв.м. Целевое назначение: транспортировка природного газа потребителям. Аукционная комиссия приняла решение о том, что представленные заявителями документам соответствуют требованиям Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 г. N 67. Согласно протоколу N 21\1 от 20.09.2013 г. проведения открытого аукциона по извещению N 280813\0235990\01, по лоту право заключения договора аренды имущества находящегося в Муниципальной собственности, расположенного по адресу Новосибирская обл, г. Бердск, общей площадью 0 кв.м. Целевое назначение: транспортировка природного газа потребителям. Признать победителем ООО "Новосибирскоблгаз".
Пунктом 18 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утв. Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, установлено, что участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.
Пунктом 9 Документации об открытом аукционе N 24 по предоставлению арендных прав на муниципальные объекты недвижимого имущества установлено, что участники аукциона должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.
Предметом договора аренды имущества на муниципальные объекты, кроме временного владения и пользование (аренды), является осуществление транспортировки природного газа потребителям (п.1.4 договора аренды имущества). Так же п.4.1 предусмотрена обязанность арендодатора пользоваться арендным имуществом в соответствии с п.1.4 договора. Дополнительно на комиссии представитель администрации г. Бердска пояснил, что имущество сдается в том числе и для транспортировки газа, а так же представители администрации сделали акцент на то, в настоящее время что ООО "Новосибирскоблгаз" оформляет документы для включения его в реестр субъектов естественных монополий. Следовательно, ООО "Новосибирскоблгаз" планировало осуществлять транспортировку газа.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N147-ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка газа по трубопроводам является сферой деятельности субъектов естественной монополии.
ООО "Новосибирскоблгаз" не является субъектом естественной монополии в указанной сфере деятельности.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов (ФСТ РФ) утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения. Тарифы на услуги по транспортировке газа для ООО "Новосибирскоблгаз" не утверждены.
Следовательно, участник открытого аукциона ООО "Новосибирскоблгаз" не соответствовало п.9 Документации об открытом аукционе N24 по предоставлению арендных прав на муниципальные объекты недвижимого имущества, аннулировать аукцион.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Газпром газораспределение Томск" на действия аукционной комиссии администрации г. Бердска по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, общей площадью 0 кв.м., целевое назначение транспортировка природного газа потребителям извещение N280813\0235990\01 обоснованной.
Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи аукционной комиссии администрации г. Бердска предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка организации и проведения торгов (открытого аукциона по извещению N 280813\0235990\01). С целью устранения нарушения аукционной комиссии администрации г. Бердска, отменить протоколы, составленные в ходе проведения аукциона N24 по предоставлению арендных прав на муниципальные объекты недвижимого имущества, аннулировать аукцион.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 45
11 октября 2013 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Гаврилов С.Г. - руководитель управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Щукина С.А. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
руководствуясь пунктом 3.1, части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 11.10.2013 г. по жалобе ООО "Газпром газораспределение Томск" на действия администрации г. Бердска по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, общей площадью 0 кв.м., целевое назначение транспортировка природного газа потребителям. предписывает:
1. Аукционной комиссии администрации г. Бердска, проводившей аукцион N 24 по предоставлению арендных прав на муниципальные объекты недвижимого имущества (извещение N280813\0235990\01) в срок до 30.10.2013 г. необходимо отменить протоколы, составленные в ходе проведения аукциона (протокол N21\1 от 20.09.13 рассмотрение заявок на участие в открытом аукционе, протокол N 21\1 от 20.09.2013 г. проведение открытого аукциона ), аннулировать аукцион.
2. О выполнении настоящего предписания аукционной комиссии администрации г. Бердска сообщить в Новосибирское УФАС России в срок до 05.11.2013 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 11 октября 2013 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016