Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 29 августа 2013 г. N 319-142Р
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России (далее - Комиссия Воронежского УФАС) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <_>
члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N 319-142р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Главный концертный зал Ивент-Холл" (394068 г. Воронеж, ул. Хользунова д. 9 оф.2 ИНН 3663061187) (далее - ООО "Главный концертный зал "Ивент-Холл", Общество), пунктов 1 части 2, пунктов 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии представителя ООО "Главный концертный зал "Ивент-Холл" <_> (далее - представитель ООО "Главный концертный зал "Ивент-Холл"), установила:
Воронежским УФАС России установлено распространение в газете "МОЁ" N 19 (964) от 07 мая 2013 года на 14 полосе информации следующего содержания: "17 Мая. Главный концертный зал EVENT HALL Воронеж. Хор Сретенского монастыря. Праздничный пасхальный концерт. Возрождая духовное наследие. Духовная музыка, казачьи, Русские народные песни и шедевры ХХ века. Биллеты в кассах Сити-парка "ГРАД" и ТРЦ "Московский проспект" а также в других кассах города подробности по телефону 8-8007007-800" (далее - информация, размещенная в газете "МОЁ"). При этом рассматриваемая информация сопровождается статьей о деятельности и истории Сретенского хора под заголовком: "Хор Сретенского монастыря в главном концертном зале города EVENT-HALL".
Также рассматриваемая информация снабжена пометкой следующего содержания: "Event-Hall - главный концертный зал города Воронежа по исследованию маркетингового агентства "Знак" Договор N V-13/02/04-CG на выполнение маркетинговых услуг от 01/02/2013" (далее - пометка, ссылка на исследование маркетингового агентства "Знак").
04.06.2013 указанная информация была вынесена на рассмотрение экспертного совета по применению законодательством о рекламе при Воронежском УФАС России (далее - экспертный совет).
В соответствии с Протоколом N 7 заседания экспертного совета, антимонопольному органу рекомендовано возбудить производство по признакам нарушения ФЗ "О рекламе" в отношении рекламодателя рассматриваемой рекламы.
13.08.2013 Воронежским УФАС России возбуждено дело N 319-142р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО "Главный концертный зал "Ивент-Холл". Рассмотрение дела назначено на 11 часов 00 минут 22.08.2013 г.
Определением о возбуждении дела N 319-142р от 13.08.2013 г., Комиссией Воронежского УФАС России у ООО "Главный концертный зал "Ивент-Холл" были истребованы сведения, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела.
22.08.2013 г. на момент рассмотрения дела N 319-142р в Воронежское УФАС России не поступили в полном объеме сведения, истребованные указанным Определением.
Представитель ООО "Главный концертный зал "Ивент-Холл" пояснил, что не предоставление Обществом сведения связанно с большим объемом истребованной информации.
При таких обстоятельствах, в рассмотрении дела N 319-142р был объявлен перерыв до 09 часов 30 минут (мск) 29 августа 2013 года.
29 августа 2013 года от ООО "Главный концертный зал "Ивент-Холл" поступили сведения, истребованные Определением о возбуждении дела N 319-142р от 13.08.2013 г.
После окончания перерыва, 29.08.2013 г. представитель ООО "Главный концертный зал "Ивент-Холл" заявил, что использование Обществом терминов "Главный" и "главный концертный зал города EVENT-HALL" связанно с исследованием маркетингового агентства "Знак" (исследование проведено по договору N V-13/02/04-CG на выполнение маркетинговых услуг от 01/02/2013).
Также представитель ООО "Главный концертный зал "Ивент-Холл" заявил, что содержание рекламных материалов определял Ответчик.
В ходе рассмотрения сведений (материалов) предоставленных ООО "Главный концертный зал "Ивент-Холл" Комиссией Воронежского УФАС установлено, что ранее ООО "Главный концертный зал "Ивент-Холл" имело наименование ООО "САМС", при этом Общество было переименовано в соответствии с решением единственного участника Общества от 17.06.2013 г.
Также Комиссией установлено, что ООО "САМС", в период с 01.02.2013 г. по 01.05.2013 г., распространило информацию о деятельности концертного зала "EVENT-HALL" и о мероприятиях, проходящих в указанном концертном зале содержащую, в том числе, утверждение "Главный концертный зал города EVENT-HALL", в следующих местах и следующими способами (далее - информация о деятельности концертного зала "EVENT-HALL"):
на рекламных конструкциях города Воронежа (Щитах 3х6 м.) по адресам:
- 45 Стр. Дивизии ул. - Карпинского ул. (сторона Б)/, 60-й Армии ул. - Победы б-р, гипермаркет "Линия" (сторона Б)/, Антонова-Овсеенко ул. (авторынок) (сторона А)/, Беговая ул. - Карпинского (сторона Б)/, Бурденко ул. - Нарядная ул. (сторона А)/, В. Невского ул. д. 46, отель "Benefit Plaza" (сторона А)/, Жукова ул. - ТЦ "Северный" (сторона А)/, Краснознаменная ул. - Матросова ул. (сторона А)/, Ломоносова ул., д. 105 (сторона Б)/, Московский пр-т. - Победы б-р. (сторона А)/, Московский пр-т. (гостиница "Спутник") (сторона А)/, Московский пр-т, ТРК Московский Проспект (сторона А)/, Патриотов пр-т. - г. Сибиряков ул., ТЦ "Армада" (сторона А)/, Пешестрелецкая ул. д. 161 - Героев Сибиряков ул. (сторона А)/, Труда пр-т. д. 27 (сторона А)/, Урицкого ул. - Ленина ул. (сторона А)/, Хользунова ул. д. 107 (сторона А)/, Шишкова ул. д. 107 (сторона Б)/, Московский пр-т. - Труда пр-т. (сторона Б) (договор N 22233_VRTVD от 31.01.2013 г. заключенный между ООО "САМС" и ООО "АПР-Сити/ТДВ");
- ул. Кольцовская - ул. 9 Января (парк) (призматрон) (сторона А)/, Московский проспект (ТЦ МП) (сторона А)/, ул. 9 Января д. 266 (мартен Авто) (сторона Б)/, 45 Стрелковой Дивизии - ул. Леваневского (сторона Б)/, Московский пр-т. - 45 Стрелковой Дивизии (призматрон) (сторона А) (договор N 154 от 01.02.2013 г. заключенный между ООО "САМС" и ИП <_>);
- Хользунова ул. - 60-й Армии ул. (сторона Б)/, Ленинский пр-т. - Димитрова ул. (сторона А)/, Участок автодороги М-4 "Дон" (6+800) по ходу движения в город (сторона А) (договор N 27 от 21.01.2013 г. заключенный между ООО "САМС" и ООО "Лайф Медиа")/, Ленинский пр-т. - Брусилова ул. (сторона А)/, ул. Хользунова - Московский пр-т. (сторона А)/, ул. Среднемосковская - ул. Никитинская (сторона А)/, ул. Лизюкова - ун-м. "Молодежный" (сторона А)/, ул. Ленина - ул. Урицкого (сторона А)/, Б. Победы (гипермаркет "Линия") (сторона А)/, ул. Ломоносова, ост Б. Роща (сторона А)/, ул. Шишкова - 45 стр. Дивизии (призматрон) (сторона А) (договор N 2013/120 от 01.02.2013 г. заключенный между ООО "САМС" и ИП <_>);
- ул. Южно - Моравская, поз. 7 (сторона А) (договор N Щ 28/01 от 28.01.2013 г. заключенный между ООО "САМС" и ООО "Новая реальность")/, ул. 20 Лет Октября (сторона А)/, ул. Феоктистова у Р.С. (сторона А) (договор N 010213 от 01.02.2013 г. заключенный между ООО "САМС" и ИП <_>);
в журнале "Пульс Воронеж" N 100 (март 2013 г.) (договор N046/Р от 20.02.2013 г. заключенный между ООО "САМС" и ООО "ПУЛЬС");
по внутреннему радио внутри здания Сити-Парка Град находящегося по адресу: Воронежская обл., Рамонский р-н., пос. Солнечный, ул. Парковая д. 3 (договор N 388Г от 30.12.2012 г. заключенный между ООО "САМС" и ООО "Максимум Медиа");
по внутреннему радио внутри здания Торгово-Развлекательного Центра "Московский Проспект" находящегося по адресу: г. Воронеж, Московский пр-т., 129/1 (договор N 261 от 30.12.2012 г. заключенный между ООО "САМС" и ООО "Максимум Медиа");
в эфире телеканала "Россия 1" (Воронеж) (договор N 1302-004-М от 13.02.2013 г. заключенный между ООО "САМС" и ЗАО "Видео Интернешнл-Воронежское Агентство");
в эфире телеканала "НТВ-Воронеж" (договор N 8 от 05.02.2013 г. заключенный между ООО "САМС" и ООО "Алькасар Воронеж");
в эфире телеканала "Звезда-Губерния" (договор N 7а от 14.02.2013 г. заключенный между ООО "САМС" и ОАО "Студия "Губерния");
в эфире телеканала "ТНТ-Губерния" (договор N 7а от 14.02.2013 г. заключенный между ООО "САМС" и ОАО "Студия "Губерния");
в эфире радиостанции "Европа Плюс" (договор N 45 от 29.01.2013 г. заключенный между ООО "САМС" и ЗАО "Медиа Плюс");
в эфире радиостанции "Ретро ФМ Воронеж" (договор N 122 от 31.01.2013 г. заключенный между ООО "САМС" и ООО "Крафт Медиа");
в эфире радиостанции "Авторадио" (Воронеж) (договор N 106 от 29.01.2013 г. заключенный между ООО "САМС" и ЗАО "Медиа Альянс");
в эфире радиостанции "Радио 7" (Воронеж) (договор N 45 от 29.01.2013 г. заключенный между ООО "САМС" и ЗАО "Медиа Плюс");
в эфире радиостанции "Кекс FM" (Воронеж) (договор N 45 от 29.01.2013 г. заключенный между ООО "САМС" и ЗАО "Медиа Плюс");
(далее - информация о деятельности концертного зала "EVENT-HALL").
При этом информация о деятельности концертного зала "EVENT-HALL", во всех случаях, привлекала внимание неопределенного круга лиц не только к мероприятиям, проходящим в указанном концертном зале, но и к самому концертному залу "EVENT-HALL".
Ознакомившись с материалами дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия считает возможным признать ООО "Главный концертный зал "Ивент-Холл" нарушившим требования пункта 1 части 2, пунктов 1, 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ФЗ "О рекламе", товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная в газете "МОЁ", и информация о деятельности концертного зала "EVENT-HALL" в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (мероприятия проходящие в концертном "EVENT-HALL", концертный зал "EVENT-HALL"), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению товара (услуги) на рынке (далее - рассматриваемая реклама).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе", недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктами 1, 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а также, об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие "концертный зал". Однако в силу сложившихся обычаев делового оборота под концертным залом можно понимать - специализированное общественное здание, предназначенное для организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий.
Установлено, что в городе Воронеже деятельность по проведению культурно-зрелищных мероприятий осуществляют, в том числе:
- концертный зал ДК 50-летия Октября (г. Воронеж, ул. Ворошилова, д. 19);
- концертный зал Филармония (г. Воронеж, пл. Ленина, д. 11а);
- концертный зал Воронежский государственный театр оперы и балета (г. Воронеж, пл. Ленина, д. 7);
- Воронежский концертный зал (бывший Воронежский государственный академический театр драмы имени А.В. Кольцова.) (г. Воронеж, ул. Театральная, д. 17).
Таким образом, установлено, что в городе Воронеже деятельность по проведению культурно-зрелищных мероприятий осуществляют как минимум четыре концертных зала.
Слово "главный", согласно данным нового толково-словообразовательного словаря русского языка (под редакцией Т. Ф. Ефремова), имеет в современном русском языке следующее значение:
ГЛАВНЫЙ прил. 1) а) Имеющий наибольшее значение, самый важный, существенный; основной. б) Являющийся основным среди других подобных; центральный. в) Составляющий большую часть чего-л. 2) а) Старший по положению, возглавляющий что-л.; руководящий. б) Имеющий наибольшее влияние, значение, признание; самый важный, значительный.
В данном случае, употребление в рассматриваемой рекламе слова "Главный" в контексте фразы "Главный концертный зал города EVENT-HALL" может свидетельствовать о том, что концертный зал EVENT-HALL сравнивается с иными концертными залами города Воронежа и является по отношению к ним наиболее значительным, имеющим наибольшее влияние, старшим по положению.
ФЗ "О рекламе" не содержит прямого запрета на использование в рекламе терминов в превосходной степени, в том числе на использования слова "Главный", однако устанавливает запрет на некорректное сравнение товаров (услуг) в рекламе.
При этом потенциальному потребителю рекламы должно быть понятно, по каким именно критериям производится сравнение товаров или услуг.
В рассматриваемой рекламе отсутствует конкретный критерий, по которому производится сравнение концертного зала EVENT-HALL с иными концертными залами города Воронежа.
Таким образом, рассматриваемая реклама может создать у неопределенного круга лиц (потребителей рассматриваемой рекламы) устойчивое впечатление о том, что концертный зал EVENT-HALL является главным (т.е. является наиболее значительным, старшим по положению и имеет наибольшее влияние) по отношению к иным концертным залам города Воронежа по всем возможным критериям оценки концертных залов.
В силу сложившихся обычаев делового оборота, главное предприятие (в данном случае концертный зал) одновременно является ведущим предприятием отрасли, оказывает услуги более высокого качества и находится по отношению к остальным предприятия отрасли в преимущественном положении.
Учитывая изложенное, указание в рассматриваемой рекламе того, что концертный зал EVENT-HALL является главным концертным залом города, ставит указанный концертный зал в преимущественное положение по отношению к остальным концертным залам города Воронежа, без достаточных на то оснований.
При этом Комиссия Воронежского УФАС не может принять ссылку на исследование маркетингового агентства "Знак", в рассматриваемой рекламе, в качестве доказательства отсутствия в действиях Общества нарушения требований ФЗ "О рекламе", поскольку:
1. В данном случае, в рассматриваемой рекламе, указание на исследование маркетингового агентства "Знак" свидетельствует лишь о том, что указанное маркетинговое агентство провело исследования коммерческой привлекательности именно концертного зала "EVENT-HALL" и никоим образом не проводило исследование коммерческой привлекательности иных концертных залов города Воронежа.
2. Указание в рассматриваемой рекламе именно на исследование маркетингового агентства "Знак" не дает потребителю (неопределенному кругу лиц) четкого и определенного представления о том, по каким именно критериям концертный зал "EVENT-HALL" сравнивается с иными концертными залами города Воронежа.
3. В рассматриваемой рекламе отсутствует ссылка (Интернет сайт, номер телефона, адрес и п.р.) на возможность ознакомления с содержанием исследования проведенного маркетинговым агентством "Знак". Таким образом, потребитель (неопределенный круг лиц) лишен возможности ознакомиться с перечнем критериев, по которому концертный зал "EVENT-HALL" является "главным концертным залом города".
Также установлено, что общая площадь рассматриваемой рекламы размещенной в газете "МОЁ" составляет 433.5 кв. см. Общая площадь пометки составляет 2.2 кв. см. (менее 1% от общей площади рассматриваемо рекламы). При этом, текст пометки (учитывая общий размер пометки) не поддается прочтению без использования специальных средств и выполнен светло серым шрифтом, нечитаемым на фоне серого листа (полосы) газеты "МОЁ".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что наличие в рекламе, размещенной в газете "МОЁ" указанной пометки, носит формальный характер.
Следовательно, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Установлено, что концертный зал EVENT-HALL находится в торгово-развлекательном центре "сити-парк ГРАД" (адрес: Воронежская обл., Рамонский р-н., Солнечный пос., ул. Парковая, 3), находящимся за границей города Воронежа.
При этом рассматриваемая реклама указывает, в том числе на то, что: "Главный концертный зал EVENT HALL Воронеж/ Хор Сретенского монастыря в главном концертном зале города EVENT-HALL".
Таким образом, у потребителей рассматриваемой рекламы складывается устойчивое впечатление, что концертный зал EVENT HALL находится в городе Воронеже, что содержит признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из содержания рассматриваемой рекламы следует и Обществом не отрицается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Главный концертный зал Ивент-Холл" (394068 г. Воронеж, ул. Хользунова д. 9 оф.2 ИНН 3663061187).
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе пунктом 1 части 2, пунктами 1, 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
На основании пункта 1 части 2, пунктами 1, 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространённую в газете "МОЁ" N 19 (964) от 07 мая 2013 года на 14 полосе информации следующего содержания: "17 Мая. Главный концертный зал EVENT HALL Воронеж. Хор Сретенского монастыря. Праздничный пасхальный концерт. Возрождая духовное наследие. Духовная музыка, казачьи, Русские народные песни и шедевры ХХ века. Биллеты в кассах Сити-парка "ГРАД" и ТРЦ "Московский проспект" а также в других кассах города подробности по телефону 8-8007007-800", а также рекламу, распространённую способами, указанными в настоящем Решении содержащую, в том числе, утверждение "Главный концертный зал города EVENT-HALL" поскольку указанная рекламная информация нарушает требования пункта 1 части 2, пунктов 1, 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Главный концертный зал Ивент-Холл" предписание о прекращении нарушения требований пункта 1 части 2, пунктов 1, 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" путем снятия ненадлежащей рекламы с распространения либо путем приведения рекламы в соответствие с законодательством Российской Федерации о рекламе.
В целях приведения рекламы в соответствие с требованиями пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе", ООО "Главный концертный зал Ивент-Холл", надлежит не допускать некорректного сравнения концертного зала EVENT HALL с концертными залами города Воронежа, а в случае допущения такого сравнения, указывать конкретный критерий, по которому производится сравнение.
В целях приведения рекламы в соответствие с требованиями пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", ООО "Главный концертный зал Ивент-Холл", надлежит не допускать использование в рекламе концертного зала EVENT HALL слов и выражений которые могли бы создать для указанного предприятия необоснованные преимущества.
В целях приведения рекламы в соответствие с требованиями пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", ООО "Главный концертный зал Ивент-Холл", надлежит не допускать использование в рекламе концертного зала EVENT HALL информации о том, что указанное предприятие находится на территории города Воронежа.
Решение изготовлено в полном объеме 11 сентября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 29 августа 2013 г. N 319-142Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016