Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области
N К-443-03/2015 (опубликовано 12 августа 2015 г.)
Резолютивная часть оглашена "7" августа 2015 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
"_"
в присутствии представителей ответчика - АО "ВНИИ "Сигнал" - К. (доверенность N120/9753 от 08.06.2015 г.), И. (доверенность N120/9884 от 08.06.2015),
рассмотрев дело N К-443-03/2015, возбужденное по признакам нарушения АО "ВНИИ "Сигнал" (601903, Владимирская область, г. Ковров, ул. Крупской, д.57, ИНН 3305708964) пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении порядка определения победителя открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству блочно-модульной котельной в 2015 г. для нужд АО "ВНИИ "Сигнал", установила:
22.05.2015 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба (вх. N 2928) Общества с ограниченной ответственностью "Теплотэкс" (далее - ООО "Теплотэкс") на действия заказчика, закупочной комиссии Акционерного общества "Всероссийский научно-исследовательский институт "Сигнал" (далее - АО "ВНИИ "Сигнал") при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству блочно-модульной котельной в 2015 г. для нужд АО "ВНИИ "Сигнал".
В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, Владимирским УФАС России в соответствии с требованием статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) возбуждено дело N К-370-03/2015, в ходе рассмотрения которого Комиссией Владимирского УФАС было установлено следующее.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
АО "ВНИИ "Сигнал" является хозяйствующим обществом, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, следовательно, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг обязано руководствоваться требованиями, установленными Законом о закупках.
Приказом генерального директора АО "ВНИИ "Сигнал" от 15.09.2014 N 488 (в ред. от 15.04.2015 N 185) утвержден состав закупочной комиссии АО "ВНИИ "Сигнал".
Приказом генерального директора АО "ВНИИ "Сигнал" от 15.09.2014 N 489 введено в действие Положение о закупочной комиссии.
Положение о закупочной деятельности АО "ВНИИ "Сигнал" утверждено Советом директоров АО "ВНИИ "Сигнал" (Протокол N 58/2013 от 15.10.2013).
Документация об открытом конкурсе в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству блочно-модульной котельной в 2015 году для нужд АО "ВНИИ "Сигнал" и Извещение утверждены Председателем закупочной комиссии АО "ВНИИ "Сигнал" 19.03.2015.
03.04.2015 года заказчиком - АО "ВНИИ "Сигнал" на официальном сайте сети интернет zakupki.gov.ru размещено извещение N 31502213092 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству блочно-модульной котельной в 2015 г. для нужд АО "ВНИИ "Сигнал" с начальной (максимальной) ценой договора - 38 575 000, 00 руб.
Согласно подпункту "в" пункта 3 части 3.3.1 статьи 3.3 Документации заявка на участие в электронном конкурсе, которую подает участник закупки в соответствии с настоящей документацией об электронном конкурсе, должна быть подготовлена в соответствии с положениями настоящей статьи и с указаниями, содержащимися в Разделе 2 "Информационная электронного карта конкурса", и содержать копии разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство) при условии, что Заказчиком установлено требование, предусмотренное в Разделе 2 "Информационная карта электронного конкурса" (пункт 2.8).
Согласно разделу 2 Документации "Информационная карта электронного конкурса" при возникновении противоречия положения настоящего раздела имеют приоритет над положениями Раздела 1.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2.12 Информационной карты в состав заявки входят заверенные Участником процедуры закупки и печатью организации копии договоров и актов о выполнении работ/услуг, аналогичных предмету конкурса за последние 3 (три) года.
Согласно пункту 2.22 Информационной карты критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость, а также порядок оценки указаны в Подразделе 6 Конкурсной документации, Приложении N1 к Информационной карте электронного конкурса.
В Приложении N1 к Информационной карте указаны следующие критерии оценки заявок участников конкурса:
цена договора;
качество работ, услуг - экспертная оценка ранее подготовленных для иных Заказчиков предложений на проектирование и строительство блочно-модульных котельных (не менее двух вариантов);
квалификация участника электронного конкурса:
обеспеченность кадровыми ресурсами - наличие у участника специалистов, имеющих опыт работы по проектированию и строительству не менее 5 лет (до момента размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса),
опыт оказания аналогичных работ/услуг - наличие у участника опыта выполнения аналогичных договоров (исполненные участником процедуры закупки договоры на оказание аналогичных предмету конкурса услуг (работ) с ценой договора не менее 50% от начальной (максимальной) цены настоящего конкурса).
В период подачи заявок (03.04.2014 - 06.05.2015) в адрес Заказчика поступило 6 запросов о разъяснении положений документации об открытом конкурсе. Согласно ответу на запрос на разъяснение N 15790 участник закупки должен представить в своей заявке копии договоров и окончательные акты ввода в эксплуатацию объекта.
Согласно пункту 6 Протокола открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе в электронной форме N 30 от 07.05.2015 на участие в конкурсе поступило 7 заявок: ООО "Технологии тепла", ООО "Айком", ООО "Теза-строй", ООО "НПО Турбулентность-ДОН", ЗАО ПК "Тепло и сила", ООО "Теплотэкс", ООО "Газовые коммуникации".
В соответствии с пунктом 8 Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном конкурсе N 31 от 12.05.2015 к участию в конкурсе допущены заявки: N1 ООО "Технологии тепла", N2 ООО "Айком", N3 ООО "Теза-строй", N5 ЗАО ПК "Тепло и сила", N6 ООО "Теплотэкс".
Согласно пункту 8 Протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме N32 от 14.05.2015 заявкам ООО "Теза-строй", ЗАО ПК "Тепло и сила", ООО "Теплотэкс" присвоено 0 баллов по подкритерию "Опыт оказания аналогичных работ, услуг". В соответствии с пунктом 9 данного Протокола победителем признано ООО "Технологии тепла", второе место присвоено ООО "Айком" (пункт 10).
По результатам рассмотрения дела N К-370-03/2015, проанализировав Положение о закупочной деятельности АО "ВНИИ "Сигнал", Положение о закупочной комиссии АО "ВНИИ "Сигнал", извещение и документацию об открытом конкурсе, разъяснения положений документации, протоколы, составленные в ходе закупки, заявки участников конкурса, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу о том, что требование о представлении в составе заявки заверенных Участником процедуры закупки и печатью организации копий договоров и актов о выполнении работ/услуг, аналогичных предмету конкурса за последние 3 (три) года, было сформировано Заказчиком некорректно, данное им разъяснение о представлении Участником в своей заявке копий договоров и окончательных актов ввода в эксплуатацию объекта способствовало неверному пониманию участниками закупки того, какие именно документы необходимы для подтверждения опыта выполнения аналогичных работ/услуг.
Рассмотрев дело N К-370-03/2015, Приказом Владимирского УФАС России N 142 от 17.06.2015 г. было возбуждено дело NК-443-03/2015 в отношении Общества по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Определением от 18.06.2015 г. дело NК-443-03/2015 назначено к рассмотрению.
По ходатайству представителя Общества, на основании части 2 статьи 47 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела N К-443-03/2015 было отложено на 07.08.2015.
Представители АО "ВНИИ "Сигнал" в своих пояснениях отмечали, что в конкурсной документации было установлено конкретное требование о предоставлении участником закупки в составе заявок документов, подтверждающих опыт выполнения аналогичных работ/услуг - копии договоров и актов о выполнении работ/услуг, аналогичных предмету конкурса за последние три года.
Относительно заявки ООО "Теза-строй" представители ответчика пояснили, что при оценке опыта данного участника закупочной комиссией не были учтены разъяснения N 15790, согласно которым участник закупки должен представить в своей заявке копии договоров и окончательные акты ввода в эксплуатацию объекта. ООО "Теза-строй" были представлены документы в соответствии с разъяснениями, однако отсутствовали акты выполненных работ по форме КС-2, что позволило закупочной комиссии присвоить 0 баллов по критерию "Опыт оказания аналогичных работ, услуг".
Представитель АО "ВНИИ "Сигнал" признал допущенную ошибку при оценке заявок участников.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы представителей АО "ВНИИ "Сигнал", Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности определены Законом о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок (пункт 3).
Из протоколов, составленных в ходе конкурса на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству блочно-модульной котельной в 2015 г. для нужд АО "ВНИИ "Сигнал", следует, что для закупочной комиссии было важно наличие в составе заявок документов, подтверждающих выполнение работ подрядчиком по договору.
Согласно договорам, представленным участниками закупки в составе заявок, сдача и приемка работ по договору удостоверяется документами по форме КС-2, КС-3, КС-11, КС-14, которые носят соответственно разные названия: акт о приемке выполненных работ, справка о стоимости выполненных работ и затрат, акт приемки законченного строительством объекта, акт сдачи-приемки работ и так далее.
Комиссия антимонопольного органа считает, что неустановление четкого требования о предоставлении документов, подтверждающих опыт выполнения работ/услуг, является нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках и привело к ошибкам при оценке и сопоставлении заявок участников конкурса и, как следствие, к нарушению порядка определения победителя торгов.
Например, при детальном анализе заявок Участников рассматриваемого открытого конкурса и протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме N32 от 14.05.2015 установлено, что ООО "Теза-строй", которой было присвоено 0 баллов по подкритерию "Опыт оказания аналогичных работ, услуг", представило пять договоров, соответствующих требованиям, указанных в Методике оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме и подпункте 11 пункта 2.12 Информационной карты. При верной оценке данная организация могла бы получить 50 баллов, и в конечной счете занять второе место в торгах.
Указанные действия закупочной комиссии АО "ВНИИ "Сигнал" нарушили порядок определения победителя открытого конкурса в электронной форме, что могло привести к ограничению или устранению конкуренции на торгах.
Из этого следует, что действия заказчика АО "ВНИИ "Сигнал", выразившиеся в некорректном формулировании требования о предоставлении документов, подтверждающих опыт выполнения аналогичных работ/услуг, а также методики оценки заявок по соответствующему критерию, привели к неправильной оценке закупочной комиссией заявок участников открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству блочно-модульной котельной в 2015 г. для нужд АО "ВНИИ "Сигнал", и нарушили запрет, установленный пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, указанные действия заказчика не повлияли на результат открытого конкурса, в связи с чем у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 17, статьями 41 и 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать факт нарушения АО "ВНИИ "Сигнал" (601903, Владимирская область, г. Ковров, ул. Крупской, д.57, ИНН 3305708964) пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в некорректном формулировании требования о предоставлении документов, подтверждающих опыт выполнения аналогичных работ/услуг, а также методики оценки заявок по соответствующему критерию, что привело к нарушению порядка определения победителя открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству блочно-модульной котельной в 2015 г. для нужд АО "ВНИИ "Сигнал", которое могло привести к ограничению конкуренции.
Председатель комиссии "_"
Члены комиссии "_"
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области N К-443-03/2015 (опубликовано 12 августа 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016