Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
от 4 сентября 2013 г. N 04-05/1115
Резолютивная часть решения оглашена 21 августа 2013 г.
Решение изготовлено в полном объеме 04 сентября 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия; Костромское УФАС России) в составе:
председатель Комиссии: руководитель Костромского УФАС России;
члены Комиссии:
старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России,
старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России
в присутствии:
от заявителя - гаражно - строительного кооператива N90 "Старт" - председатель.;
от ответчика - ОАО "Костромская сбытовая компания" - юрисконсульт юридического отдела ОАО "УК Русэнергокапитал" (доверенность от 01.01.2013 г. N07/76);
от заинтересованного лица - ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" представитель ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" (доверенность от 01.06.2013 г. б/н);
рассмотрев дело N 04-05/1115 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Костромская сбытовая компания" (156013, г. Кострома, пр-т Мира, д.37-39/28)(далее по тексту - ОАО "КСК") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Костромское УФАС России поступило заявление председателя гаражно - строительного кооператива N90 "Старт" (далее - ГСК N90 "Старт") от 26.10.2012 г. о неправомерном ограничении подачи электроэнергии на объекты кооператива со стороны энергоснабжающих организаций в период с 04.07.2012 года, сроком на 4 месяца.
По изложенным фактам антимонопольным управлением, в соответствии со статьями 22,23 Закона о защите конкуренции проведена проверка. Анализ представленных в ходе проверки документов и материалов показал следующее.
Между ГСК N90 "Старт" и ОАО "КСК" заключен договор энергоснабжения N3002 от 28.10.2003 года. В рамках исполнения означенного договора гарантирующим поставщиком в лице ОАО "КСК" надлежаще исполнялись обязательства по поставке потребителю электроэнергии надлежащего качества. Согласно пункта 2.1.3 означенного договора энергоснабжающая организация обязана поддерживать на границе балансовой принадлежности электросети показатели качества подаваемой электроэнергии. Согласно приложения к названному договору акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и установления границ эксплуатационной ответственности сторон, местом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и граница эксплуатационной ответственности сторон за состояние и обслуживание электросетей устанавливается на изоляторах опоры ВЛ-0,4кВ района ТП-189. Введения прекращения подачи электрической энергии на объекты кооператива Обществом не вводилось. В свою очередь, Обществом письмом в адрес Управления (вх. N4462 от 19.11.2012 г.) сообщалось, что, инициатором прекращения подачи электрической энергии на вышеозначенные объекты кооператива выступил владелец трансформаторной подстанции N189 - ОАО "Костромакооптцентр", посредством которой осуществляется энергоснабжение ГСК N90 "Старт".
ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" сообщалось, что Обществом не осуществлялось действий, связанных с отключением объектов потребителя - ГСК N90 "Старт" от электроснабжения, осуществляемой ТП N189, поскольку последняя принадлежит ООО "Костромакооптцентр". Между ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Костромаэнерго" и ЗАО "Костромакооптцентр" отсутствуют договорные отношения по передаче электрической энергии.
В соответствии с Приложением N 2 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 05.02.2009 года N07-6/30(2009), заключенного между ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Костромаэнерго" и ОАО "КСК" в числе точек поставки электрической энергии потребителя указан номер прибора учета 435575.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 44-АБ N 227328, выданному Управлением Федеральной регистрационной службы по Костромской области, 03.09.2008 г. за ОАО "Костромской межотраслевой координационно - посреднический центр" зарегистрировано право собственности на трансформаторную подстанцию, назначение: нежилое, общая площадь 50,9 кв. м., по адресу: г. Кострома, ул. Льняная, д.1. Основание возникновения права собственности: договор купли-продажи объекта недвижимости от 24.12.1996.
Таким образом, на момент отключения электроэнергии на объекты ГСК N90 "Старт", источник подачи электроэнергии (ТП-189) находился в собственности ОАО "Костромакооптцентр" которое, согласно письменных пояснений и осуществило фактические действия по отключению, как собственник трансформаторной подстанции.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, в установленном порядке обязан осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила НД) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил НД, предусмотренные для сетевых организаций.
Между тем, правовых оснований для прекращения энергоснабжения объектов ГСК N90 "Старт" не имелось по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и носит однократный характер.
Электроснабжение объектов ГСК N90 "Старт" осуществлялось через объекты электросетевого хозяйства ОАО "Костромакооптцентр", точка технологического присоединения имеется. Подстанция ТП-189 находится в собственности ОАО "Костромакооптцентр". Следовательно, ОАО "Костромакооптцентр" было не вправе препятствовать перетоку электроэнергии через свои объекты электросетевого хозяйства на энергопринимающие устройства ГСК N90 "Старт".
В связи с изложенными обстоятельства по результатам рассмотрения заявления ГСК N90 "Старт" Управлением было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения ОАО Костромакоопцентр" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в ходе которого Комиссией было установлено нижеследующее.
Из представленных материалов следует, что между ГСК N90 "Старт" и ОАО "КСК" заключен договор энергоснабжения N3002 от 28.10.2003 года, согласно условиям которого ОАО "КСК" обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть электрическую энергию, а Абонент обязуется оплачивать принятую электроэнергию. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности границей балансовой принадлежности объекта энергопотребления по адресу: г. Кострома, ул. Льняная, дом 1 "В", являются контактные соединения на линейных изоляторах опоры ВЛ-0,4 кВ района ТП N 189.
Владельцем ВЛ 0,4 кВ, к которому подключены объекты ГСК N90 "Старт" является ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго", что подтверждается письмом ОАО "КСК" от 26.07.2012 N 03-2/07/4838 и не оспаривается сторонами по делу.
Между ОАО "КСК" и ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" заключен договор N07-6/30(2009) от 05.02.2009 года предметом которого Исполнитель (ОАО МРСК") обязуется оказывать Заказчику (ОАО "КСК") услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности, а также через сети ТСО, а Заказчик обязуется оплачивать услуги Исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
Обязанность бесперебойного обеспечения потребителей электроэнергии возложена на гарантирующего поставщика, которым является ОАО "КСК". Такая обязанность предусмотрена Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 г. N35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктом 30 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 г. N442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии". В соответствии с названным постановлением в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. Материалами дела подтверждено, что энергопринимающие устройства ГСК N90 "Старт" технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго"). У ОАО "Костромакоопцентр" отсутствуют договорные отношения с ГСК N90 "Старт". ТП N189 принадлежит ОАО "Костромакоопцентр" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права установленного образца (серия 44-АБ N 227328). К энергопринимающим устройствам ОАО "Костромакоопцентр" не присоединены какие - либо абоненты.
На рассмотрении дела ответчик сообщил, что Арбитражным судом Костромской области рассматривается дело NА31-9751/2012 по иску индивидуального предпринимателя Куканова С.В. к ОАО "КСК" о взыскании убытков, вызванных порчей молочных продуктов в результате отключения электроэнергии от 03.07.2012 года. Судебным актом установлено, что Куканову С.В. и Тюканову А.В. принадлежит по ? доля в праве собственности на нежилое здание общей площадью 659,7 кв.м, лит. Ж по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Льняная, д.1, свидетельства о государственной регистрации права серии 44-АБ N569464 и серии 44- АБ N569465 выданы 04.05.2012 г. Судом также установлено, что указанные помещения фактически используются для предпринимательской деятельности как Тюкановым А.В., так и Кукановым С.В.
Материалами рассматриваемого дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ИП Тюканов А.В. включен в перечень потребителей электроэнергии, энергоснабжение которых осуществляется посредством трансформаторной подстанции N189 в соответствии с договорами, заключенными ОАО "КСК".
В виду того, что судом исследовался вопрос прекращения поставки электроэнергии на объекты потребителя Куканова С.В., в том числе установление виновных лиц, допустивших нарушение в рамках исполнения договорных отношений с потребителями электроэнергии, Комиссия пришла к выводу, что результат судебного разбирательства по указанному судебному делу будет иметь существенное значение для принятия Комиссией обоснованного и правильного решения по настоящему делу о нарушении антимонопольного законодательства. В виду указанных обстоятельств настоящее дело было приостановлено до вступления в законную силу решения суда по делу N А31-9751/2012.
14.06.2013 года судебным составом Второго арбитражного апелляционного суда по делу NА31-9751/2012 принято постановление, согласно которого в удовлетворении требований апелляционной жалобы ОАО "КСК" отказано, решение Арбитражного суда Костромской области от 11.03.2013 года по делу NА31-9751/2012 оставлено без изменения. Настоящее постановление вступило в законную силу. В виду означенных обстоятельств Комиссией было принято решение возобновить рассмотрение настоящего дела, прекратить участие в деле в качестве ответчика ОАО "Костромакоопцентр" и привлечь к участию в деле в качестве ответчика ОАО "КСК" о чем были вынесены соответствующие определения.
ОАО "КСК" не соглашаясь с фактом вменяемого правонарушения указала, что субъектом рассматриваемого правонарушения является ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" так как объекты ГСК N90 "Старт" присоединены непосредственно к ВЛ 0,4, собственником которого является сетевая организация. По мнению ОАО "КСК" сетевая организация фактически оказывает ГСК N90 "Старт" услуги по передаче электроэнергии, является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии, поскольку посредством организационно и технологически связанных действий осуществляет потребителям передачу поставляемой ОАО "КСК" электрической энергии через принадлежащие заявителю технические устройства электрических сетей (оказывает услугу по передаче электрической энергии).
В свою очередь, данные доводы отклоняются Комиссией в виду следующего.
Как обозначено выше в настоящем решении сетевой организацией (ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" и гарантирующим поставщиком в лице ОАО "КСК" 05.02.2009 года заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N07-6/30(2009). Названным договором определены взаимные обязательства сторон.
Так, согласно условиям данного договора ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" обязуется: обеспечить передачу принятой в свою сеть электроэнергию от точек приема до точек поставки Покупателям в пределах присоединенной мощности (пункт 3.3.1); урегулировать отношения по передаче электроэнергии со смежными сетевыми организациями, чьи объекты электросетевого хозяйства имеют технологическое присоединение к электрическим сетям Исполнителя (пункт 3.3.10); незамедлительно ставить Заказчика в известность самостоятельно и (или) через ТСО о фактах нарушения электроснабжения покупателей и снижения показателей качества электроэнергии (пункт 3.3.11).
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела ОАО "Костромакоопцентр" письмом от 25.06.2012 уведомило ОАО "МРСК-Центра" о планирующемся отключении отходящих линий ТП N 189 с 27.06.2012, однако, заранее уведомленная сетевая организация не предприняла никаких действий по обеспечению бесперебойной передачи электроэнергии объектов, в том числе объектов ГСК N90 "Старт" Таким образом, Комиссия полагает, что в рассматриваемом случае имеет место быть неисполнение договорных обязательств сетевой организацией, привлеченной ОАО "КСК" для оказания услуг по передаче электрической энергии. Указанное, в совокупности с установленными в ходе рассмотрения судебного дела NА31-9751/2012 фактами подтверждает ответственность гарантирующего поставщика (ОАО "КСК") перед потребителем (покупателем) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по качественному и бесперебойному энергоснабжению объектов потребителей.
Доводы судов, означенные в судебных актах по делу NА31-9751/2012 не подлежат переоценке Комиссией при рассмотрении настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства и принимаются в качестве установленного и неоспоримого факта.
В соответствии с пунктом 3.2 Устава ОАО "КСК", утвержденного Протоколом Общего собрания акционеров от 05.07.2010 N 10 (действовавшего в рассматриваемый период), одним из видов деятельности ОАО "КСК" является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).
Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 23.10.2006 N 06/51 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика и согласовании границ зон деятельности гарантирующего поставщика", с 2006 года ОАО "КСК" присвоен статус гарантирующего поставщика в границах Костромской области.
Приказом Костромского УФАС России от 17.08.2005 N 92 ОАО "КСК" включено в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35%, с рыночной долей более 50% на рынке розничной реализации электрической энергии в границах Костромской области
Следовательно, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии на территории Костромской области.
В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Оснований введения полного (частичного) ограничения режима потребления объектов ГСК N90 "Старт" не имелось, что не оспаривается сторонами по настоящему делу.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО "КСК" факта нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В виду неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств перед потребителем в рамках заключенного с ГСК N90 "Старт" договора энергоснабжения последний в течение четырех месяцев не имел возможности пользоваться электроэнергией, что ущемило интересы членов гаражного кооператива, которые добросовестно оплачивали услугу энергоснабжения.
В связи с тем, что в рамках рассмотрения дела подтверждено обстоятельство того, что на момент рассмотрения дела в суде электроснабжение вышеуказанного объекта было восстановлено (нарушение устранено в добровольном порядке), оснований для выдачи в адрес ОАО "КСК" предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства у Комиссии не имеется. Следовательно, рассмотрение дела подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.
За нарушение статьи 10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением) предусмотрена административная ответственность по статье 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем Комиссия полагает необходимым передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства по выявленному факту нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать факт нарушения ОАО "Костромская сбытовая компания" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем экономически и технологически не обоснованного ограничения подачи электроэнергии на объекты гаражно - строительного кооператива N90 "Старт" по адресу: г. Кострома, ул. Льняная.
2. Рассмотрение дела прекратить в связи с возобновлением энергоснабжения объектов заявителя.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленному факту нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
reshenie_po_delu_04-05-1115.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 4 сентября 2013 г. N 04-05/1115
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016