Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 7 августа 2015 г. N 51-03-18.1/2015
Резолютивная часть решения оглашена 5 августа 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 7 августа 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
<***>- руководитель Челябинского УФАС России; <***> - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
<***>- ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 51-03-18.1/2015, возбужденное по жалобе ООО "ЧОП "Гридъ" на действия (бездействие) ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по охране объектов по адресу: г. Челябинск, ул. Комсомольская, д. 18 (извещение N 31502573213), в присутствии представителей сторон, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО "ЧОП "Гридъ" на действия (бездействие) ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по охране объектов по адресу: г. Челябинск, ул. Комсомольская, д. 18 (извещение N 31502573213).
В жалобе указано следующее.
ООО ЧОП "Гридъ" подало заявку на участие в запросе котировок в электронной форме на https://estp-sro.ru 21.07.2015 14 часов 44 минуты 11 секунд.
28.07.2015 комиссия, состоящая из председателя комиссии <***> (которая не является работником колледжа), секретаря комиссии <***>и членов комиссии <***> рассмотрела представленную заявку на соответствие требованиям, установленным в конкурсной документации, и приняла решение отклонить заявку общества без объяснения причин.
Позже на сайте был размещен второй протокол заседания закупочной комиссии от 29.07.2015, в котором уже председателем комиссии являлся Левитин Р.В.
Однако нив первом, ни во втором протоколе причина отклонения так и не была указана, в протоколе указано: "Описание оказываемых услуг не соответствует требованиям Технического задания, проекта контракта".
При оформлении котировочной заявки в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж" (постовая круглосуточная невооруженная охрана) по адресу: г. Челябинск, ул. Комсомольская, д. 18, ООО ЧОП "Гридъ", руководствуясь документацией по проведению запроса котировок в электронной форме, техническим заданием, проектом договора, составило заявку, соответствующую всем указанным требованиям.
ООО ЧОП "Гридъ" на основании подпункта 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке) считает процедуру проведения закупки незаконной.
По доводам, изложенным в жалобе ООО ЧОП "Гридъ", ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж" сообщило следующее.
28 июля 2015 года в 13 часов 40 минут было назначено заседание закупочной комиссии ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж" по рассмотрению заявок на участие в запросе котировок в электронной форме на оказание услуг по охране объектов по адресу: г. Челябинск, Комсомольская, д. 18, от участников (охранных агентств).
В назначенное время на заседание прибыли члены закупочной комиссии, а именно: <***> Контрактный управляющий <***> на заседание комиссии не явился, членам комиссии информацию об участниках закупки не представил. На рабочем месте <***> не оказалось.
Из письменных пояснений <***> следует, что он самовольно отклонил двух из четырёх участников закупки по причине того, что в их заявках предмет договора был указан неверно, а именно отсутствовала информация об охране прилегающий территории. Также <***> пояснил, что не посчитал нужным информировать участников комиссии по закупкам о поступивших заявках от претендентов на оказание колледжу охранных услуг.
<***> руководством колледжа были даны указания предоставить закупочной комиссии все отклоненные заявки и необходимые документы для проведения закупок.
29 июля 2015 года в представленном <***>протоколе заседания закупочной комиссии, который он самостоятельно, без участия членов комиссии, разместил на официальном сайте, было указано, что председателем закупочной комиссии является заместитель директора по АХЧ <***> которая уволена с 06.07.2015. С 07.07.2015 председателем закупочной комиссии является <***>
Несмотря на требования руководства колледжа об отзыве всей размещенной на сайте после 28 июля 2015 года информации, <***> 29 июля 2015 года разместил на официальном сайте новый протокол с измененным составом комиссии по закупкам, а также самовольно заключил договор на оказание охранных услуг с ООО ЧОП "ПЕРСЕЙ-2", воспользовавшись электронной цифровой подписью директора колледжа <***> который находился в отпуске и не давал согласия на использование электронной цифровой подписи в свое отсутствие.
Также представители ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж" сообщили, что в настоящее время решается вопрос о дальнейших действиях колледжа в отношении проведенной закупки и о дисциплинарном наказании контрактного управляющего колледжа <***> которое будет принято и рассмотрено после выхода директора колледжа из отпуска, то есть после 10.08.2015.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу об обоснованности жалобы по следующим основаниям.
1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
16.07.2015 ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж" на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru разместило извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по охране объектов по адресу: г. Челябинск, ул. Комсомольская, д. 18 (извещение N 31502573213).
Срок окончания подачи заявок на участие в запросе котировок - 27.07.2015.
Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 27.07.2015 в 16.00.
При организации и проведении запроса котировок ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж" руководствовалось Законом о закупках и Положением о закупке ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж".
Положение о закупке товаров, работ и услуг ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж" (далее - Положение о закупке ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж") утверждено приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 21.03.2014 N 01/82 и размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru.
Особенности проведения запроса котировок предусмотрены разделом IX Положения о закупке ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж", а также документацией о проведении запроса котировок.
Пунктом 9.9 Положения о закупке ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж" предусмотрено, что в день, во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок, закупочной комиссией вскрываются конверты с заявками. При вскрытии конвертов происходит рассмотрение, оценка, сопоставление и выявление предложения с самой низкой ценой.
Пунктом 3.11.2.6 документации о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по охране объектов, а также документации по проведению запроса котировок предметом договора является "Охрана объектов по адресу: г. Челябинск, ул. Комсомольская, д. 18, предусмотрено отклонение (не допуск) участников закупки, заявки которых не соответствуют требованиям документации.
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии от 29.07.2015 для участия в запросе котировок было представлено 4 заявки от следующих участников: ООО ЧОП "Персей-2", ООО ЧОП "Крепость", ЧОО "Викинг", ООО ЧОП "Гридъ" и ООО ЧОО "Городская охрана". Победителем запроса котировок признана заявка ООО ЧОП "Персей-2". Заявки участников ЧОО "Викинг", ООО ЧОП "Гридъ" и ООО ЧОО "Городская охрана" были отклонены по причине того, что описание оказываемых услуг не соответствует требованиям технического задания и проекта договора.
На рассмотрении жалобы представитель ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж" <***> пояснил, что в отклоненных заявках неверно был указан предмет договора, а именно отсутствовала информация об охране прилегающей территории.
Согласно извещению N 31502573213 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по охране объектов, а также документации по проведению запроса котировок предметом договора является "Охрана объектов по адресу: г. Челябинск, ул. Комсомольская, д. 18.
В проекте договора, размещенного вместе с извещением N 31502573213 о проведении запроса котировок на оказание услуг по охране объектов, указано, что местом оказания услуг является объект N 1 - г. Челябинск, ул. Комсомольская, д. 18 (общежитие) и прилегающая территория.
Однако, в пояснительной записке ООО ЧОП "Гридъ" от 22.07.2015 N 33 указано наименование о местонахождении охраняемых объектов (общежитие - г. Челябинск, ул. Комсомольская, д. 18), а также обязательство о том, что сотрудники ООО ЧОП "Гридъ" гарантируют охрану имущества ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж" (в том числе в пределах прилегающих территорий на объекте, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. ул. Комсомольская, д. 18).
Следовательно, довод подателя жалобы о неправомерности отклонения заявки на участие в запросе котировок на оказание услуг по охране объектов является обоснованным.
2. Пунктом 2.3 Положения о закупке установлен порядок формирования и работы комиссии по осуществлению закупок. Решение о создании комиссии, определение порядка ее работы, персонального состава и назначение председателя и секретаря комиссии оформляется приказом руководителя заказчика.
Основной функцией комиссии является принятие решений в рамках конкретных процедур закупки.
Члены комиссии принимают решения о допуске или отказе в допуске к участию в закупке; подписывают все протоколы в ходе процедур закупки; осуществляют рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в закупке, определяют победителя или принимают иное решение по результатам закупки и т.д.
Председатель комиссии ведет заседание и вскрывает конверты с заявками, а также осуществляет иные функции, определенные Положением о закупке ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж".
Секретарь комиссии осуществляет прием, регистрацию заявок, поступивших от участников закупок, обеспечивает их сохранность, оформляет протоколы в ходе процедур закупки, своевременно уведомляет членов комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии, а также иные функции, определенные Положением о закупке.
Приказом директора ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж" от 07.07.2015 N 133/1-П "Об изменении в составе единой комиссии по закупкам для нужд ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж" с 07.07.2015 утвержден следующий состав закупочной комиссии:
председатель комиссии - <***>,
ответственный секретарь - <***>
члены комиссии - <***>
Таким образом, указанный состав должен был принимать участие в запросе котировок на оказание услуг по охране объектов по адресу: г. Челябинск, ул. Комсомольская, д. 18 (извещение N 31502573213) от 16.07.2015.
В протоколе заседания закупочной комиссии ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж", размещенном 28.07.2015, председателем комиссии указана <***>
29.07.2015 на официальном сайте был размещен новый протокол, в котором состав комиссии был приведен в соответствии с приказом от 07.07.2015 N 133/1-П.
Однако, 05.08.2015 на рассмотрении жалобы представители ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж" <***> пояснили, что о существовании указанных протоколов не знали и решение по данной закупке не принимали.
Секретарь комиссии <***> данные пояснения подтвердил и сообщил, что все решения по отклонению заявок, определению победителя процедуры запроса котировок принимал единолично и указанные протоколы разместил в единой информационной системе без согласования с членами комиссии.
Следовательно, секретарем закупочной комиссии <***> были превышены полномочия, предусмотренные Положением о закупке ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж".
Таким образом, размещение на официальном сайте протоколов заседания закупочной комиссии от 28.07.2015 и 29.07.2015, неподписанных членами комиссии, неправомерно.
Рассмотрев материалы жалобы, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу, что действия ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж", выразившиеся в неправомерном отклонении заявки подателя жалобы на участие в запросе котировок на оказание услуг по охране объектов, а также в размещении в единой информационной системе протоколов, оформленных не в соответствии с требованиями Положения о закупке ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж", противоречат принципам, предусмотренным частью 1 статьи 3 Закона о закупках, а также в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции являются нарушением порядка определения победителя запроса котировок и привели к ограничению или устранению конкуренции.
Следовательно, жалоба ООО ЧОП "Гридъ" является обоснованной.
3. Письмом от 06.08.2015 (вход. N 11932) ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж" сообщило, что 30.07.2015 по результатам запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по охране объектов Смирновым А.А. с ООО ЧОП "Персей-2" был заключен договор и подписан с помощью электронной цифровой подписи директора учреждения в его отсутствие и без его согласия.
На рассмотрении жалобы <***> подтвердил, что электронная цифровая подпись директора находилась у него на хранении, а также, что разрешение на использование указанной подписи для подписания договора от директора учреждения он не получал.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" установлено, что при использовании усиленных электронных подписей участники электронного взаимодействия обязаны обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей, в частности не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия.
Пунктом 1 статьи 6 Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" предусмотрено, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что указанный договор между ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж" и ООО ЧОП "Персей-2" считается заключенным.
Заключение договора по результатам запроса котировок свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж" предписания.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что участник закупки может обратиться с соответствующим иском в суд. Споры о признании торгов, проведенных с нарушением законодательных правил, недействительными рассматриваются по правилам, предусмотренным для признания недействительными оспоримых сделок (п. 44 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 года 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). Срок исковой давности для подачи таких заявлений составляет один год.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО ЧОП "Гридъ" на действия (бездействие) ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж" обоснованной;
2. Признать действия ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж", выразившиеся в неправомерном отклонении заявки подателя жалобы на участие в запросе котировок на оказание услуг по охране объектов, а также в размещении в единой информационной системе протоколов, оформленных не в соответствии с требованиями Положения о закупке ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский профессиональный колледж", противоречащими части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
3. Предписание не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 августа 2015 г. N 51-03-18.1/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016