Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 6 сентября 2013 г. N 4325/03
Резолютивная часть оглашена 04.09.2013
В полном объеме изготовлено 06.09.2013
Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Каменская О.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Шаврин П.Н. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- государственного заказчика - Департамента здравоохранения Новгородской области - заведующего консультативного отделения ГОБУЗ "Областной клинический родильный дом" Чужакина В.А. (доверенность N ЗН-4375-И от 03.09.2013), Петрова П.Д. (доверенность N ЗН-4374-И от 03.09.2013), Буянова А.В. (доверенность N ЗН-4376-И от 03.09.2013);
- уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, и его аукционной комиссии Игнатьевой Н.А. (доверенность N ГИ-2819-и от 08.05.2013), Куприянова А.Г (доверенность N ГИ-2821-и от 08.05.2013), Ефимовой Н.С.;
- подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Палс Медикл" Редюшева Д.С. (доверенность б/н от 02.09.2013), Мурашова А.В. (доверенность б/н от 02.09.2013),
рассмотрев жалобу участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "Палс Медикл" (адрес: пр. Обуховской обороны, д. 120, лит. Б, оф. 615, г. Санкт-Петербург; далее - ООО "Палс Медикл") на действия государственного заказчика - Департамента здравоохранения Новгородской области (адрес: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) при размещении им и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (адрес: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку аппарата УЗИ экспертного класса для государственных нужд Новгородской области, извещение N 0150200000613001302 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 08.08.2013, установила:
28 августа 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) поступила жалоба участника размещения заказа - ООО "Палс Медикл" на действия государственного заказчика - Департамента здравоохранения Новгородской области (адрес: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) при размещении им и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (адрес: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку аппарата УЗИ экспертного класса для государственных нужд Новгородской области (начальная (максимальная) цена контракта - 10 000 000 рублей) (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., далее - Закон о размещении заказов) и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 - 58 данного закона.
Доводы Жалобы сводятся к тому, что, по мнению ООО "Палс Медикл", государственным заказчиком - Департаментом здравоохранения Новгородской области при формировании документации об аукционе были нарушены положения Закона о размещении заказов и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Так, предмет государственного контракта включает поставку аппарата УЗИ и оборудование для стерилизации датчиков, которые, по мнению ООО "Палс Медикл" технологически и функционально не связаны, и включение их в состав одного лота содержит признаки нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Установленное требование по химическому способу стерилизации ограничивает возможность предложения к поставке только устройства для стерилизации датчиков Trophon (Nanasonics, Австралия).
Также, по мнению подателя Жалобы, начальная (максимальная) цена контракта сформирована с нарушением требований статьи 19.1 Закона о размещении заказов, а также утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 N 881 Правил формирования начальных (максимальных) цен контрактов на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования (далее - Правила), которые предусматривают обязанность запроса предложений о ценах не менее чем у пяти производителей (либо у всех имеющихся производителей, если их количество менее пяти) и установление начальной (максимальной) цены, равной средней цене предложений.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать государственному заказчику - Департаменту здравоохранения Новгородской области предписание об устранении допущенных нарушений.
На рассмотрении Жалобы представители ООО "Палс Медикл" доводы и требования Общества поддержали в полном объеме.
Государственный заказчик - Департамент здравоохранения Новгородской области считает Жалобу необоснованной по причинам, изложенным в представленных возражениях на нее (исх. N 3Н-4366-И от 02.09.2013) суть которых сводится к тому, что государственным заказчиком была разработана и утверждена документация об аукционе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, в составе одного лота на поставку "аппарата УЗИ экспертного класса", помимо собственно аппарата УЗИ, включено "устройство для стерилизации датчиков" в связи с потребностью медицинского учреждения в обязательной стерилизации датчиков УЗИ после проведения медицинских исследований, установленной в СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2013 N 58 (далее - Санитарные правила). Без стерилизации датчиков аппарата УЗИ невозможно использовать поставляемый аппарат по прямому назначению. При этом в Приложении N 1 к Документации об аукционе (техническое задание) указана на необходимость поставки именно стерилизатора датчиков аппарата УЗИ.
В связи с вышеизложенным аппарат УЗИ и устройство для стерилизации датчиков аппарата УЗИ функционально и технологически взаимосвязаны друг с другом, без дезинфекции и стерилизации датчиков работа на аппарате УЗИ не представляется возможным, в связи с чем данное оборудование закупается в составе одного лота.
Установленным требованием о наличии в устройстве для стерилизации датчиков автоматизированной замкнутой системы процесса дезинфекции и отсутствия воздействий химикатов на пользователя соответствуют как химические, так и плазменные стерилизаторы.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта обоснована в строгом соответствии с требованиями пункта 9 правил формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 881 (далее - Правила), а именно, было сделано 5 запросов производителям медицинского оборудования, при отсутствии ответов на данные запросы была использована информация о ценах, содержащаяся в реестре государственных контрактов.
На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика - Департамента здравоохранения Новгородской области поддержали доводы, изложенные в возражениях на Жалобу и дополнениях к возражениям на Жалобу, в полном объеме.
Присутствующие на заседании Комиссии представители уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области пояснили, что на участие в рассматриваемом аукционе поступило четыре заявки от участников размещения заказа.
В связи с поступлением Жалобы на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения рассматриваемого заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В августе 2013 года государственным заказчиком - департаментом здравоохранения Новгородской области и уполномоченным органом - департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области проводилось размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку аппарата УЗИ экспертного класса для государственных нужд Новгородской области (заказ N 0150200000613001302, начальная (максимальная) цена - 10 000 000 рублей).
Документация по проведению рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме в ее содержательной части была утверждена руководителем департамента здравоохранения Новгородской области Михайловой Г.В. и размещена на официальном сайте 08.08.2013.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В пункте 3.1 Документации об аукционе установлено, что предметом аукциона является поставка аппарата УЗИ экспертного класса, функциональные, количественные и качественные характеристики которого указаны в Приложении N 1 к Документации об аукционе.
Из устных пояснений представителя государственного заказчика, разработавшего техническое задания (Приложение N 1 документации об аукционе) и непосредственно работающего с оборудованием, являющимся предметом рассматриваемого аукциона - заведующего консультативным отделением ГОБУЗ "Областной клинический родильный дом", врачом кабинет-ультразвуковой диагностики Чужакиным В.А. следует, что при отсутствии устройства для стерилизации датчиков не будет обеспечена потребность медицинского учреждения в обязательной стерилизации датчиков УЗИ после проведения медицинских исследований, что приведет к невозможности использования поставляемого аппарата УЗИ по прямому назначению.
Доводы Жалобы о том, что аппарат УЗИ и устройство для стерилизации датчиков функционально и технологически не взаимосвязаны друг с другом, не могут являться предметом исследования их комиссией при рассмотрении Жалобы, в соответствии с нормами Закона о размещении заказов, поскольку указанный закон не содержит нормы, аналогичной по содержанию норме части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Вышеуказанные доводы Жалобы о возможном нарушении государственным заказчиком при проведении данного аукциона антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренный Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы о нарушении законодательства о размещении заказов в предусмотренном Законом о размещении заказов порядке. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции ООО "Палс Медикл" имеет право обратиться в Новгородское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства. При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные пунктом 3.11 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447, и к нему должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Следовательно, в данной части, Жалоба является необоснованной.
2. Требование об обязательной дезинфекции и стерилизации датчиков УЗИ после проведения медицинских исследований установлены в соответствии с Санитарными правилами (СанПиН 2.1.3.2630-10).
Наличие в устройстве для стерилизации датчиков автоматизированной замкнутой системы процесса дезинфекции обусловлено спецификой медицинских исследований, проводимых в учреждении: контактируют с кровью (в организме пациента или вводимой в него), а также в процессе эксплуатации соприкасаются со слизистой оболочкой - с целью не допустить воздействий химикатов на датчики УЗИ.
При этом методы физической стерилизации, такие как паровой и воздушный предполагают под собой обработку стерилизуемого изделия теплом либо паром, что не подходит для стерилизации высокоточного УЗИ датчика.
Кроме того, установленным требованиям о наличии в устройстве для стерилизации датчиков автоматизированной замкнутой системы процесса дезинфекции и отсутствия воздействий химикатов на пользователя соответствуют как химические, так и плазменные стерилизаторы.
Доказательств того, что установленные государственным заказчиком - Департаментом здравоохранения Новгородской области в Документации об аукционе требования к товару направлены на ограничение количества участников размещения заказа и сформулированы исходя из интересов конкретного производителя (производителей), а не из действительных потребностей медицинского учреждения, не имеется. Следовательно, в данной части, Жалоба является необоснованной.
3. В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации.
Согласно части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме) указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе, путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 19.1 Закона о размещении заказов Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в том числе, устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 881 утверждены Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования (далее - Правила).
Положения Правил действуют, в том числе, в отношении медицинского оборудования, являющегося предметом рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме (код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) 3311265 Приборы и аппараты радиотерапевтические, рентгенотерапевтические и ультразвуковые). Соответственно, государственный заказчик - Департамент здравоохранения Новгородской области должен был строго придерживаться требований Правил при формировании и обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии пунктом 3 Правил источниками информации о ценах на медицинское оборудование могут быть:
- предложения о ценах на медицинское оборудование, полученные от производителей медицинского оборудования и (или) уполномоченных представителей производителей медицинского оборудования (подпункт "а" пункта 3);
- реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования, а также гражданско-правовых договоров федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетных учреждений, размещаемый на официальном сайте (далее - реестр контрактов) (подпункт "б" пункта 3).
Согласно пункту 6 Правил заказчик выбирает не менее 5 производителей либо всех имеющихся производителей, если их количество менее 5, сведения о которых содержатся в базе данных зарегистрированных изделий медицинского назначения.
Затем, в соответствии с пунктом 7 Правил на основе сформированного перечня производителей заказчик, уполномоченный орган одновременно направляют производителям посредством одинаковых средств связи (почтовой и (или) электронной связи) одинаковые по содержанию запросы о цене на медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, которые должны содержать подробное описание предполагаемого к закупке медицинского оборудования, в частности, требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.
В данном случае соответствующие запросы о цене на медицинское оборудование были направлены пяти производителям закупаемого медицинского оборудования (их уполномоченным представителям).
На указанные запросы в условленный законом срок ответы с предложениями производителей о цене на медицинское оборудование не поступили.
Поскольку в данном случае в установленный срок от производителей и (или) от уполномоченных представителей не получены предложения о цене на медицинское оборудование, государственный заказчик - Департамент здравоохранения Новгородской области должен был использовать, для формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта содержащуюся в реестре контрактов информацию о ценах контрактов на поставку медицинского оборудования, удовлетворяющего его потребностям, исполненных в текущем и предшествующем годах.
Как следует из приложения N 2 к документации об аукционе в электронной форме, для формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта государственный заказчик - Департамент здравоохранения Новгородской области использовал сведения об исполненных контрактах на поставку медицинского оборудования.
При этом для формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта государственным заказчиком - Департаментом здравоохранения Новгородской области были использованы сведения об исполненных контрактах на поставку медицинского оборудования, которые по совокупности требований, установленных в Техническом задании (приложение N 1 документации об аукционе), не соответствовали потребностям заказчикам.
Так, предметами поставки в четырех контрактах, информация об исполнении которых была взята для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, являлось поставка непосредственно аппарата УЗИ без дополнительного комплектования их устройством для стерилизации датчиков.
Следовательно, государственным заказчиком для формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта использованы сведения о ценах из реестра исполненных контрактов на поставку медицинского оборудования (аппаратов УЗИ), не удовлетворяющего его потребностям.
Учитывая изложенное, в действиях государственного заказчика - Департамент здравоохранения Новгородской области содержится нарушение части 4 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, выразившееся в несоблюдении установленного Правительством Российской Федерации порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта при закупке медицинского оборудования.
Таким образом, в данной части Жалоба является обоснованной.
4. При этом установленное в Приложении N 1 Документации об аукционе требование к устройству стерилизации датчиков УЗИ "комплект картриджей не менее 20 штук" повлекло за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Так по позиции "Комплект картриджей" требовалось указать значение "не менее 20". При этом требование к устройству для стерилизации датчиков аппарата УЗИ об обязательном наличии в устройстве для стерилизации картриджей в Приложении N 1 к Документации об аукционе установлено не было.
В заявке N 5611357 участника размещения заказа по данной позиции было указано "предлагаемый нами стерилизатор не требует для работы никаких расходных материалов и картриджей".
Согласно Протоколу от 03.09.2013 рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0150200000613001302 заявка, поданная участником N 2 (заявка N 5611357) в нарушение требований части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов признана не соответствующей требованиям документации об аукционе. Участнику её подавшему, было отказано в допуске на участие в рассматриваемом аукционе в электронной форме именно по причине несоответствия заявки требованиям документации об аукционе по позиции "комплект картриджей".
Таким образом, установленное государственным заказчиком - Департаментом здравоохранения Новгородской области требование к устройству для стерилизации датчиков аппарата УЗИ по позиции "комплект картриджей не менее 20 штук" повлекло за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Из вышеизложенного следует, что в действиях государственного заказчика -Департамента здравоохранения Новгородской области содержатся нарушения части 1 статьи 41.6 и части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, выразившееся в установлении в документации об открытом аукционе в электронной форме требований к товарам, которое повлекло за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Установленные в действиях государственного заказчика - Департамента здравоохранения Новгородской области нарушения повлекли за собой ограничение количества участников размещения заказа, носят существенный характер и повлияли на результаты размещения заказа, что дает основания для устранения данных нарушений путем выдачи предписания об аннулировании торгов.
Руководствуясь частями 5 и 9 статьи 17, статьями 19.1, 34, 41.6, 41.8 частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью ООО "Палс Медикл" на действия государственного заказчика - Департамента здравоохранения Новгородской области (адрес: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) при размещении им и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (адрес: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку аппарата УЗИ экспертного класса для государственных нужд Новгородской области, извещение N 0150200000613001302 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 08.08.2013, частично обоснованной в части доводов жалобы о нарушении государственным заказчиком порядка формирования начальной (максимальной) цены.
2. Признать в действиях государственного заказчика - департамента здравоохранения Новгородской области нарушения части 4 статьи 19.1, части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать государственному заказчику - Департаменту здравоохранения Новгородской области, уполномоченному органу - Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - Автоматическая система торгов" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов путем аннулирования торгов.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки размещения заказа уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - департамента здравоохранения Новгородской области.
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии О.В. Каменская
П.Н. Шаврин
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 6 сентября 2013 г. N 4325/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016