Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 17 октября 2013 г. N Р-134-13
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
<>
Рассмотрев материалы дела NР-134-13, возбужденного по обращению заявителя (вх.N9443 от 03.07.2013 г.) (срок рассмотрения обращения продлен), а именно рекламу: "МУЖСКОЙ СПА-САЛОН Molin Rouge только весь июнь дарим 15% к программе! Самые красивые мастера для вас! Конфиденциальность, уют, приятное общение! Ул. 8 марта, 19 294 83 83 www.moulinrouge-ufa.ru" с изображением девушки, размещенную на рекламном плакате в лифте по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Пархоменко, д.156/3 и д.156/1, рекламодатель- ООО "Сливки" (РБ, г.Уфа, ул.З.Биишевой, д.1), установила:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О рекламе" целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона "О рекламе" предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение N1 к приказу ФАС России от 26.01.2011 N30) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
В управление федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение заявителя (вх.N9443 от 03.07.2013 г.), по поводу рекламы: "МУЖСКОЙ СПА-САЛОН Molin Rouge только весь июнь дарим 15% к программе! Самые красивые мастера для вас! Конфиденциальность, уют, приятное общение! Ул. 8 марта, 19 294 83 83 www.moulinrouge-ufa.ru" с изображением девушки, размещенной на рекламном плакате в лифте по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Пархоменко, д.156/3 и д.156/1, рекламодатель- ООО "Сливки" (РБ, г.Уфа, ул.З.Биишевой, д.1), имеет признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
- в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Данная реклама обуславливает модельный прецедент "снятие запретов" по эксплуатации биологически обусловленного сексуального влечения и является формой психологической манипуляции. В силу масштабов наружной рекламы с изображением полуобнаженного женского образа, их психологического воздействия на людей, отдельными категориями граждан реклама может быть расценена как неэтичная и оскорбительная.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных части 6 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.
23.08.2013 г. от представителя по доверенности от ООО "Сливки" <>(доверенность б/н от 22.08.2013 г.) представлены объяснения (вх.N12038 от 23.08.2013 г.) о том, что: "_На рекламном плакате, который был размещен в лифтах по указанным адресам в период с 1 по 15 июня 2013 г. изображен женский образ (красивой девушки) в закрытом купальнике и в обуви, у которой открыты лишь ноги и руки, интимные части тела скрыты под одеждой. Девушка ведет беседу по стационарному телефону. Поза не является вульгарной и указанный женский образ не может вызывать ассоциаций с сексуальным объектом при нормальном восприятии. Фактура открыта в нормальной пропорции. Спа-салон предоставляет свои услуги преимущественно лицам мужского пола, поэтому на плакате указана фраза "красивые мастера", соответственно данная фраза подкрепляется вполне эстетичным изображением красивой девушки. Так как основное назначение рекламы- привлечение внимания мужчин, которые с наибольшей вероятностью обратят свое внимание на изображение красивой девушки и заинтересуются рекламируемыми услугами_ Чтобы признать изображение неэтичным, необходимо, чтобы изображение было оскорбительным объективно, а не субъективно. Образ не содержит признаков ненормативности и хамства_ В целях объективности выводов по результатам рассмотрения данного дела, прошу воспринимать данный рекламный плакат и без ханжества. На основании изложенного, прошу производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях ООО "Сливки" состава правонарушения".
Так же от директора ООО "Сливки" <> представлены копии документов (вх.N12038 от 23.08.2013 г.), а именно: макет рекламного модуля; договор <> на оказание рекламных услуг от 07.12.2011 г.; акт <> счет на оплату <> прайс-лист; свидетельство о государственной регистрации юридического лица <> свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации <> паспорт гр.<> устав ООО "Сливки" от 03.10.2012 г.; приказ N4 от 03.10.2012 г.
23.08.2013 г. Комиссией принято решение, производство по делу NР-134-13 приостановить. Вынести данный вопрос на обсуждение Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе.
В связи с получением заключения Экспертного совета по применению законодательства РФ о рекламе, основания для дальнейшего приостановления производства по делу отсутствуют.
17.10.2013 г. представитель ООО "Сливки", на рассмотрение данного дела не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении ООО "Сливки" о времени и месте рассмотрения данного дела в управление поступало с отметкой вручено 01.10.2013 г.
Анализ материалов дела показал, что согласно договора на оказание рекламных услуг от 07.12.2011 г. между ООО "Сливки" (Рекламодатель) и ООО МТЦ "Сайяр" (Исполнитель), предметом которого является то, что ООО "Сливки" поручает, а ООО МТЦ "Сайяр" принимает на себя обязательства, по размещению, демонстрации и технического обслуживания рекламной информации на рекламных стендах в лифтовых кабинах и/или рекламно-информационных стендах перед подъездами жилых домов г.Уфа; акта <> (Заказчик ООО "Сливки"); счета на оплату <> (Покупатель: ООО "Сливки"); свидетельства о государственной регистрации юридического лица ООО "Сливки" от 20.09.2011 г., рекламодателем данной рекламы является ООО "Сливки" (РБ, г.Уфа, ул.З.Биишевой, д.1).
Согласно протокола Экспертного совета по применению законодательства РФ о рекламе при Башкортостанском УФАС России N23 указано, что данный рекламный продукт распространяется по средством наружной рекламы. Поэтому рассмотрение данных материалов производится с учетом их воздействия в условиях городской среды, массового потребителя, а не конкретно целевой аудитории потребителей данных продуктов. Членами Экспертного совета отмечено негативное восприятие данной рекламы потребителями. Рекомендовано ограничить использование полуобнаженных образов в условиях городской среды посредством наружной рекламы. Отмечено, что данная реклама имеет "закадровый" смысл, имеет место нарушения общественным сознанием с точки зрения эмоционального восприятия рекламы. Реклама создает ощущение противоречия позы девушки и предоставления рекламируемых услуг. Признано, что данная реклама нарушает общепринятые нормы морали и нравственности, нормы этики, сформировавшиеся в данном регионе, то есть на территории Республики Башкортостан. Рекомендовано Башкортостанскому УФАС России рассмотреть дело по признакам нарушения ч.6 ст.5 Федерального закона "О рекламе" по факту размещения данной рекламы с учетом мнения членов Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России.
Таким образом реклама: "МУЖСКОЙ СПА-САЛОН Molin Rouge только весь июнь дарим 15% к программе! Самые красивые мастера для вас! Конфиденциальность, уют, приятное общение! Ул. 8 марта, 19 294 83 83 www.moulinrouge-ufa.ru" с изображением девушки, размещенная на рекламном плакате в лифте по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Пархоменко, д.156/3 и д.156/1, рекламодатель- ООО "Сливки" (РБ, г.Уфа, ул.З.Биишевой, д.1), нарушает часть 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
- в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Данная реклама обуславливает модельный прецедент "снятие запретов" по эксплуатации биологически обусловленного сексуального влечения и является формой психологической манипуляции. В силу масштабов наружной рекламы с изображением полуобнаженного женского образа, их психологического воздействия на людей, отдельными категориями граждан реклама может быть расценена как неэтичная и оскорбительная.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных части 6 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 17.10.2013 г.
В настоящее время данная реклама не размещается согласно информации представленной ООО "Сливки" (представлен договор на оказание рекламных услуг N238 от 07.12.2011 г. приложение N16 от 27.05.2013 г. (вх.N12038 от 23.08.2013 г.). Таким образом, Комиссией принято решение предписание о прекращении нарушения - не выдавать, в связи с нецелесообразностью, так как в данное время нарушения устранены.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "МУЖСКОЙ СПА-САЛОН Molin Rouge только весь июнь дарим 15% к программе! Самые красивые мастера для вас! Конфиденциальность, уют, приятное общение! Ул. 8 марта, 19 294 83 83 www.moulinrouge-ufa.ru" с изображением девушки, размещенную на рекламном плакате в лифте по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Пархоменко, д.156/3 и д.156/1, рекламодатель- ООО "Сливки" (РБ, г.Уфа, ул.З.Биишевой, д.1), так как она нарушает часть 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
3. В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с тем что данная реклама в настоящее время не размещается (представлен договор на оказание рекламных услуг N238 от 07.12.2011 г. приложение N16 от 27.05.2013 г. (вх.N12038 от 23.08.2013 г.), предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 27.10.2013 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 17 октября 2013 г. N Р-134-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016