Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области
от 18 октября 2013 г. N 5-13Р
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
<_>- заместитель руководитель управления; <_>- ведущий специалист - эксперт отдела контроля рекламы и финансовых рынков; <_> - специалист - эксперт отдела контроля рекламы и финансовых рынков, |
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:
- Индивидуального предпринимателя <_>
рассмотрев дело N 5-13р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространенияна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: "ЗОЛОТКОR ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013 г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44" и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок"содержащих признаки нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установила:
29.04.2013 Саратовским УФАС России при проведении проверки рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, был выявлен факт распространения рекламы следующего содержания: "ЗОЛОТКОR ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013 г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44".
Также было установлено, что на телеканале "НТВ-Саратов" в апреле 2013 года распространялась реклама магазина "Золотко" следующего содержания:
- "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок"
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
По мнению <_>в рассматриваемой рекламе отсутствуют признаки нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.06.2006 г. "О рекламе" Из письменных пояснений <_>(исх. N 70 от 12.09.2013 г.) следует, что в рекламе, выходившей на телеканале "НТВ-Саратов" в апреле 2013 г. и на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина не допускалось использование бранных слов или других непристойных выражений и оскорбительных образов человека. Более того, ни один телеканал не допустит выход в эфир видео ролика с нарушениями, так как видео ролик проходит этап юридического согласования.
На рассмотрении дела N 5-13р представители <_> пояснили, что ни одно из используемых нами слов, словосочетаний, предложений в данном виде, в котором транслировалось на телеканале "НТВ - Саратов" и в наружной конструкции на пересечение улиц Астраханской и Зарубина не подходит под ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" также в русском языке имеется достаточное количество слов схожих с бранными и смысл ихне меняется и мы утверждаем, что ни каких бранных, ругательных слов и других формулировок, оскорбляющих честь и достоинство человека в нашем видеоролике не использовали.Также представители <_> пояснили, чтосуть видеоролика заключается в том, что супруга - жена совершенно не кормит своего супруга - мужа по причине того, что она колоссальное количество времени проводит в магазинах "Золотко" из-за того, что там скидки, то есть скидки являются причиной похудения мужа, о чем он и говорит "Я худею с этих скидок"
Кроме того, в ходе рассмотрения дела представители <_> сообщили, что в настоящее время реклама магазина "Золотко" распространяемаяна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина и на телеканале "НТВ-Саратов" не распространяется, поскольку закончилсясрок действия договора.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
На рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: "ЗОЛОТКОR ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013 г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44" и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок"
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка под ред. Д.Н. Ушакова, для слов "непристойность" "оскорбить" "брань" раскрыто следующее лексическое значение: "непристойность" - крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству; "оскорбить" - крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо; "брань" - осуждающие, обидные слова, оскорбительные, грубые слова.
Обсценизм ("неприличный" "зазорный") - непристойное выражение, бранное слово, ругательство ("Словарь иностранных слов" Комлев Н.Г., 2006).
Сленг, жаргон, бранное слово являются ненормативной лексикой, которая способна отрицательно действовать на чувства чести, достоинства добропорядочного гражданина, унижая и оскорбляя его.
Из протокола заседания Экспертного совета Саратовского УФАС России по применению законодательства о рекламе от 25.06.2013 г. (далее - по тексту протокол) следует, что в видеоролике особую интонацию уделяют слову, худею.Кроме того, из протокола следует, что данную рекламу можно выделить как ассоциативный ряд и в совокупности с наружной рекламой выстраивается логическая цепочка, что в основе выражения "Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок" лежит бранное слово. Даже в отсутствие словарных показаний о неприличности составляющих указанную фразу слов, ее смысл может быть оценен как неприличный (матерный) на основании непристойных подтекстовых значений (ассоциаций), однозначно идентифицируемых русским языковым сознанием.
Также из протокола следует, что в наружной рекламе бранное слововизуально подходит тем самым может привлечь внимание общественности.Данная реклама в особой степени будет воздействовать на подростков, поскольку у них не сформирован уровень ценностей в отличие от взрослых людей, тем самым может вызвать у подростков критическое отношение к этой рекламе, что может пагубно воздействовать на них.
В рассматриваемой рекламе <_> использован прием ассоциативной связи, то есть применено бранное слово в конструкции лексического значения. Данное словоупотребление оскорбляет окружающих фактом своего публичного применения, которое не допускается в российском обществе, противоречит сложившимся в обществе правилам поведения, умаляет достоинство адресатов рекламы - неопределенного круга ее потребителей
Рассматриваемая реклама содержит слова, которые могут восприниматься русскоязычным населением как бранные и как слова, содержащие смысловые ассоциации непристойного характера, что не соответствует требованиям ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
Реклама на телеканале "НТВ-Саратов"распространялась на основании договора N 05/11-АС от 11.01.2011, заключенного между <_> и ООО "Алькасар Регион Саратов"
В соответствии с приложениями к договору N 05/11-АС от 11.01.2011. размещение рекламных материалов по бренду "Золотко" на телеканале "НТВ-Саратов" происходило в период с 01.04.2013 г. по 30.04.2013 г.
Реклама на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина размещалась на основании договора N 11-008-031 от 03.08.2011 г., заключенного между<_> и <_>
В соответствии с приложением N 13 к договору N 11-008-031 от 03.08.2011 г. реклама по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина была размещена в период с 01.04.2013 по 30.04.2013.
В силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2206 N 38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 5 данного закона несет рекламодатель.
Таким образом,<_> распространив на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: "ЗОЛОТКОR ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013 г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44" и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок" с использованием бранного слова, допустил нарушение ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, часть 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1) Признать ненадлежащей рекламу, распространяемуюна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: "ЗОЛОТКОR ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013 г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44" и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок" поскольку в ней нарушены требования ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
2) Предписание <_> не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения законодательства о рекламе
3) Передать материалы дела должностному лицу Саратовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <_>
Решение изготовлено в полном объеме "30" октября 2013 года Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 18 октября 2013 г. N 5-13Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016