Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 5 сентября 2013 г. N 58-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: |
А.А. Козлова - руководитель;
|
члены Комиссии: |
И.П. Баранова - ведущий специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, Л.Р. Салиева - специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,
|
рассмотрев дело N 58-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Курсор" (далее - ООО "Курсор") по факту размещения рекламы финансовых услуг без указания наименования или имени лица, оказывающего эти услуги, и иных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, при указании одного условия, влияющего на его стоимость, а также медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний с признаками нарушения части 1, 3 статьи 28 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации, ООО "Курсор", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило заявление жителя г. Коркино о размещении в газете "Курсор" N 1 от 09.02.2013, N 2 от 04.03.2013, N 12 от 13.05.2013, N 13 от 20.05.2013, N 14 от 27.05.2013, N 15 от 03.06.2013 рекламы с нарушениями требований Федерального закона "О рекламе".
Проверка указанных номеров газеты "Курсор" на соответствие требованиям Федерального закона "О рекламе" показала, что при рекламировании финансовых услуг, а также отдельных товаров с использованием информации о кредите не указаны наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги.
В частности, не указано лицо, предоставляющее финансовые услуги, в следующей рекламе:
"Центр недвижимости "Русь" Ипотека_", размещенной в газете "Курсор" N 14 от 27.05.2013 на странице 01, N 15 от 03.06.2013 на странице 01, N 13 от 20.05.2013 на странице 01, N 12 от 13.05.2013 на странице 01;
"Центр недвижимости "Русь" продажа, покупка, обмен_ ипотека_", размещенной в газете "Курсор" N 1 от 09.02.2013 на первой странице;
"Салон-магазин _ Стекландия_ доступные кредиты_", размещенной в газете "Курсор" N 1 от 09.02.2013 на странице 01;
"Когда мебель искусство_ "Багира" _ Рассрочка и Кредит_", размещенной в газете "Курсор" N 14 от 27.05.2013 на последней странице, N 15 от 03.06.2013 на последней странице, N 13 от 20.05.2013 на последней странице, N 12 от 13.05.2013 на последней странице;
"Свой дом - это просто1. кредитование наличными_ целевой кредит_ ипотека_", размещенной в газете "Курсор" N 14 от 27.05.2013 на странице 06, N 15 от 03.06.2013 на странице 06, N 13 от 20.05.2013 на странице 06, N 12 от 13.05.2013 на странице 05;
"Уральское кредитное бюро_ Разумная ипотека_", размещенной в газете "Курсор" N 14 от 27.05.2013 на первой странице, N 15 от 03.06.2013 на первой странице;
"Уральское кредитное бюро_ Кредиты наличными_", размещенной в газете "Курсор" N 13 от 20.05.2013 на первой странице;
"Уральское кредитное бюро_ Ипотека_ Кредиты наличными_ оформление кредита до 3000 000 руб. без поручительства_", размещенной в газете "Курсор" N 1 от 09.02.2013 на странице 03.
Одновременно в рекламе, размещенной в газете "Курсор", содержится одно условие, влияющее на стоимость кредита и займа, а именно максимальная сумма предоставляемого кредита в одной рекламе и минимальная и максимальная сумма предоставляемого займа в другой рекламе, при отсутствии иных условий, влияющих на фактическую стоимость кредита и займа:
"Уральское кредитное бюро_ Ипотека_ Кредиты наличными_ оформление кредита до 3000 000 руб. _", размещенной в газете "Курсор" N 1 от 09.02.2013 на странице 03;
"Уральское кредитное бюро_ Займы _ от 1000 до 20000_", размещенной в газете "Курсор" N 12 от 13.05.2013 на первой странице.
Также в газете "Курсор" N 1 от 09.02.2013 на странице 06 выявлено размещение рекламы "_ Стоматологический кабинет Dr. Bormental'_" без предупреждения о наличии противопоказаний.
Согласно Перечню наименований зарегистрированных СМИ, размещенному на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: http://rkn.gov.ru/, издателем газеты "Курсор" является ООО "Курсор" (ул. Цвиллинга, д. 16, оф. 33, г. Коркино, Челябинская область, 456550).
Представитель ООО "Курсор" на рассмотрение дела не явился, требуемые Челябинским УФАС России документы и письменные объяснения не представил.
Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В газете "Курсор" N 1 от 09.02.2013, N 2 от 04.03.2013, N 12 от 13.05.2013, N 13 от 20.05.2013, N 14 от 27.05.2013, N 15 от 03.06.2013 размещена реклама финансовых услуг, в которой отсутствует наименование или имя лица, оказывающего эти услуги, и иные условия, влияющие на фактическую стоимость кредита и займа при указании одного условия, влияющего на их стоимость.
В частности, не указано лицо, предоставляющее финансовые услуги, в следующей рекламе:
"Центр недвижимости "Русь" Ипотека_", размещенной в газете "Курсор" N 14 от 27.05.2013 на странице 01, N 15 от 03.06.2013 на странице 01, N 13 от 20.05.2013 на странице 01, N 12 от 13.05.2013 на странице 01;
"Центр недвижимости "Русь" продажа, покупка, обмен_ ипотека_", размещенной в газете "Курсор" N 1 от 09.02.2013 на первой странице;
"Салон-магазин _ Стекландия_ доступные кредиты_", размещенной в газете "Курсор" N 1 от 09.02.2013 на странице 01;
"Когда мебель искусство_ "Багира" _ Рассрочка и Кредит_", размещенной в газете "Курсор" N 14 от 27.05.2013 на последней странице, N 15 от 03.06.2013 на последней странице, N 13 от 20.05.2013 на последней странице, N 12 от 13.05.2013 на последней странице;
"Свой дом - это просто1. кредитование наличными_ целевой кредит_ ипотека_", размещенной в газете "Курсор" N 14 от 27.05.2013 на странице 06, N 15 от 03.06.2013 на странице 06, N 13 от 20.05.2013 на странице 06, N 12 от 13.05.2013 на странице 05;
"Уральское кредитное бюро_ Разумная ипотека_", размещенной в газете "Курсор" N 14 от 27.05.2013 на первой странице, N 15 от 03.06.2013 на первой странице;
"Уральское кредитное бюро_ Кредиты наличными_", размещенной в газете "Курсор" N 13 от 20.05.2013 на первой странице;
"Уральское кредитное бюро_ Ипотека_ Кредиты наличными_ оформление кредита до 3000 000 руб. без поручительства_", размещенной в газете "Курсор" N 1 от 09.02.2013 на странице 03.
В рекламе "Уральское кредитное бюро_ Ипотека_ Кредиты наличными_ оформление кредита до 3000 000 руб. _", размещенной в газете "Курсор" N 1 от 09.02.2013 на странице 03, "Уральское кредитное бюро_ Займы _ от 1000 до 20000_", размещенной в газете "Курсор" N 12 от 13.05.2013 на первой странице, содержится одно из условий, влияющих на стоимость кредита и займа, а именно максимальная сумма предоставляемого кредита в одной рекламе и минимальная и максимальная сумма предоставляемого займа в другой рекламе, при отсутствии иных условий, влияющих на фактическую стоимость кредита и займа.
Указанные в рекламе сведения: "займ", "кредит", "ипотека" свидетельствуют о том, что объектом рекламирования являются финансовые услуги, следовательно, при размещении рекламы таких услуг должны соблюдаться требования статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 807 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Частью 1 статьи 809 настоящего закона предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.
В соответствии с частью 1 статьи 819 Гражданского Кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.
Отсутствие в рекламе вида предоставляемого кредита при покупке товаров: товарный, коммерческий (отсрочка, рассрочка платежа и т.п.) или банковский приводит к тому, что присутствующее в рекламе слово "кредит" воспринимается как предложение получения именно банковской услуги.
На основании статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Отсутствие в рекламе финансовых услуг, размещенной в указанных номерах газеты "Курсор", наименования или имени лица, которое их оказывает, противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Отсутствие в рекламе "Уральское кредитное бюро_ Ипотека_ Кредиты наличными_ оформление кредита до 3000 000 руб. _", размещенной в газете "Курсор" N 1 от 09.02.2013 на странице 03, и в рекламе: "Уральское кредитное бюро_ Займы _ от 1000 до 20000_", размещенной в газете "Курсор" N 12 от 13.05.2013 на первой странице, иных условий, определяющих фактическую стоимость кредита и займа для заемщика и влияющих на нее, при указании максимальной суммы кредита ("до 3000 000 руб."), минимальной и максимальной суммы займа ("от 1000 до 20000"), влияющих на стоимость кредита и займа, противоречит требованиям части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Также в газете "Курсор" N 1 от 09.02.2013 на странице 06 размещена реклама "_ Стоматологический кабинет Dr. Bormental'_", в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний.
Согласно Перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") стоматология относится к медицинской услуге.
В силу части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалиста.
Отсутствие в рекламе медицинских услуг, размещенной в газете "Курсор" N 1 от 09.02.2013 на странице 06, предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов противоречит требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
На основании части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 и частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществившее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, размещенной в газете "Курсор" N 1 от 09.02.2013, N 2 от 04.03.2013, N 12 от 13.05.2013, N 13 от 20.05.2013, N 14 от 27.05.2013, N 15 от 03.06.2013, является ООО "Курсор" (456550, Челябинская область, г. Коркино, ул. Цвиллинга, д. 16, оф. 33) как издатель газеты "Курсор".
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать:
ненадлежащей рекламу медицинских услуг, размещенную ООО "Курсор" в газете "Курсор" N 1 от 09.02.2013, без указания предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе";
ненадлежащей рекламу финансовых услуг, размещенную ООО "Курсор" в газете "Курсор" N 1 от 09.02.2013, N 2 от 04.03.2013, N 12 от 13.05.2013, N 13 от 20.05.2013, N 14 от 27.05.2013, N 15 от 03.06.2013, без указания наименование или имени лица, оказывающего эти услуги, и иных условий, влияющих на фактическую стоимость кредита, при указании одного условия, влияющего на его стоимость, поскольку в ней нарушены требования частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе";
2. Выдать ООО "Курсор" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Курсор" и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 16 сентября 2013 года.
Председатель Комиссии
А.А. Козлова
Члены Комиссии
И.П. Баранова
Л.Р. Салиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 сентября 2013 г. N 58-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016