Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 16 августа 2013 г. N 3997/03
Резолютивная часть решения оглашена 9 августа 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 16 августа 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Куриков И.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело N 35 от 22.07.2013 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Дирол Кэдбери" (ИНН 5321092250; место нахождения: 173020, Великий Новгород, ул. Московская, д.61; далее - ООО "Дирол Кэдбери") части 3 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Дирол Кэдбери" - Бромука Виктора Ивановича (доверенность N б/н от 10.12.2012), установила:
22.05.2013 в Новгородское УФАС России поступило заявление физического лица А. о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении на территории Великого Новгорода рекламы на дорожных знаках и/или опорах (вх. N 3719 от 22.05.2013 Новгородского УФАС России; далее - Заявление).
К Заявлению приложены фотографии расположенных на территории Великого Новгорода конструкций, имеющих сходство с дорожными знаками, с размещенной на них, а также на их опорах, информацией о наименованиях, контактных данных и деятельности отдельных хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц).
С целью проверки фактов, изложенных в Заявлении, должностными лицами Новгородского УФАС России на основании подпунктов "б", "г" пункта 2 Положения о государственном надзоре в области рекламы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 N 1346, 25.06.2012, было проведено мероприятие по контролю за соблюдением обязательных требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) на территории Великого Новгорода. Мероприятие по контролю осуществлялось с применением фотоаппарата Canon PowerShot A530 (цветной).
По результатам проведения мероприятия по контролю составлен Акт фиксации факта распространения информации, имеющей признаки рекламы, от 14.06.2013 и установлено следующее.
На информационно-указательных конструкциях, имеющих сходство с дорожными знаками, расположенных на территории Великого Новгорода по следующим адресам: улица Б. Санкт-Петербургская у дома 59 (Колмово), пересечение улицы Державина и улицы Б. Московская (круг), размещена информация следующего содержания: "DIROL XYLITOL" с указанием направления движения. Данная информация нанесена на отдельные панели (щиты), размещенные на опорах указанных конструкций, имеющих сходство с дорожными знаками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация имеет признаки рекламы, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к конкретному хозяйствующему субъекту путем указания его наименования (коммерческого обозначения) и реализуемых им товаров (жевательной резинки) с использованием индивидуализирующих данное лицо и его продукцию товарных знаков, логотипов, обозначений и цветов. Данная информация направлена на формирование интереса к деятельности хозяйствующего субъекта, на продвижение на рынке предлагаемых им товаров.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о рекламе распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.
В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004), знак дорожный - устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов.
Согласно разделу 6 Приложения N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, к дорожным знакам относится группа информационных знаков, которые информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения.
Как следует из информации, представленной Отделом ГИБДД УМВД Великого Новгорода (исх. N 18/г-2362 от 08.07.2013), информационно-указательные конструкции, расположенные по вышеуказанным адресам и на опорах которых размещена информация, имеющая признаки рекламы, являются дорожными знаками, а именно информационными знаками 6.10.1 "Указатель направлений".
Таким образом, в данном случае на дорожных знаках и/или их опорах, расположенных на территории Великого Новгорода, распространяется информация, имеющая признаки рекламы, что содержит в себе признаки нарушения части 3 статьи 19 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе (в редакции от Федерального закона 07.05.2013 N 98-ФЗ, вступившего в силу 08.05.2013) ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 19 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Лицом, на привлечение внимания к которому направлена вышеуказанная информация, имеющая признаки рекламы, и осуществляющим на территории Новгородской области деятельность по производству и реализации рекламируемой продукции (жевательной резинки Dirol), является ООО "Дирол Кэдбери".
Из пояснений представителя ООО "Дирол Кэдбери", данных им на заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела, следует, что рассматриваемые дорожные знаки с размещенной на их опорах информацией об ООО "Дирол Кэдбери" были установлены еще в 2000 году, причем их размещение было согласовано с органами ГИБДД. Целью их установки являлось указание направления движения к возводимому в то время заводу "Дирол" на улице Московской в Великом Новгороде. Впоследствии в ООО "Дирол Кэдбери" о существовании данных конструкций просто забыли, однако после получения определения о возбуждении настоящего дела по признакам нарушения законодательства о рекламе спорная информация была демонтирована с дорожных знаков.
Исследовав материалы дела и заслушав доводы представителя ООО "Дирол Кэдбери", Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о рекламе распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.
Информация следующего содержания: "DIROL XYLITOL", размещенная на отдельных панелях (щитах), расположенных на одной опоре с дорожными знаками по адресам: Великий Новгород, улица Б. Санкт-Петербургская у дома 59 (Колмово), пересечение улицы Державина и улицы Б. Московская (круг), является рекламой, поскольку отвечает всем признакам в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе:
- размещена в общедоступных местах на улицах и дорогах Великого Новгорода, круг получателей информации заранее не определен и не ограничен, ознакомится с ее содержанием может любое лицо;
- содержит сведения о наименовании (коммерческом обозначении) хозяйствующего субъекта (коммерческого юридического лица) и реализуемых им товаров (жевательной резинки) с использованием индивидуализирующих данное лицо и его продукцию товарных знаков, логотипов, обозначений и цветов;
- направлена на привлечение внимание к данному хозяйствующему субъекту (коммерческому юридическому лицу) и на продвижение на рынке его товаров.
Распространение такой информации на дорожных знаках, их опорах, иных приспособлениях, предназначенных для регулирования дорожного движения, недопустимо, поскольку содержит в себе нарушение требований части 3 статьи 19 Закона о рекламе.
Указанный вывод подтверждается также разъяснениями относительно размещения рекламы на дорожных знаках, данными письмом ФАС России от 16.03.2012 N ИА/7867.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе (в редакции от Федерального закона 07.05.2013 N 98-ФЗ, вступившего в силу 08.05.2013) ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 19 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение части 3 статьи 19 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержится в действиях лица, определившего ее содержание, и осуществившего ее распространение, то есть рекламодателя и рекламораспространителя данной ненадлежащей рекламы - ООО "Дирол Кэдбери".
При этом в материалах дела имеются доказательства того, что установленное нарушение законодательства о рекламе добровольно устранено лицом его совершившим (фотографии дорожных знаков вх. N 6320 от 09.08.2013 Новгородского УФАС России).
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 28.12.2007 N 453, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "DIROL XYLITOL", размещенную на опорах дорожных знаков, расположенных на территории Великого Новгорода по следующим адресам: улица Б. Санкт-Петербургская у дома 59, пересечение улицы Державина и улицы Б. Московская, рекламодателем которой является Общество с ограниченной ответственностью "Дирол Кэдбери", поскольку в ней нарушено требование части 3 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением совершенного нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 16 августа 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии И.А. Куриков
Д.А. Петров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 16 августа 2013 г. N 3997/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016