Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 10 августа 2015 г. N 33-А/15
Резолютивная часть решения оглашена "05" августа 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "10" августа 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе <_>
рассмотрев 05 августа 2015 года дело N 33-А/15 от 26.06.2015 года по признакам нарушения ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" (Республика Алтай, Майминский район, с.Майма, ул.Энергетиков, 15) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителя филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" <_> (доверенность N 00/51-04/7), установила:
В адрес Алтайского республиканского УФАС России поступило заявление <_> (вх. N 1662 от 10.06.2015 г.) о несоблюдении ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" сроков технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: <_>
В соответствии с частью 12 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 26.06.2015 г. N 122 возбуждено дело N 33-А/15 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрение дела N 33-А/15 назначено на 09.07.2015 г. в 10 часов 00 минут.
В целях получения дополнительных доказательств определением N 33-А/15 от 09.07.2015 г. рассмотрение дела было отложено на 04.08.2015 г. в 10 часов 00 минут.
По инициативе Комиссии УФАС по РА 04.08.2015 г. был сделан перерыв в заседании до 16:00 часов 05.08.2015 г.
Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, установила следующее:
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" в соответствии с постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай от 01.10.2003 г. N 8/1 (в ред. постановления Комитета по тарифам РА от 09.10.2009 г. N 9/1) включено в Реестр организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций, и на его деятельность распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г. (далее - Правила), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
<_> является физическим лицом и, согласно Правил N 861, относится к заявителям, указанным в пункте 14.
Между заявителем и сетевой организацией был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" N 1192/13 от 16.09.2013 г. и выданы технические условия к данному договору.
В соответствии с пунктом 6 указанного договора сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать <_> 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Также указанный срок технологического присоединения жилого дома <_> прописан в пункте 5 договора N 1192/13 от 16.09.2013 г.
Следовательно, конечным сроком технологического присоединения жилого дома заявителя к электрическим сетям Филиала является 18.03.2014 года. На момент рассмотрения данного дела жилой дом <_> не присоединен к электросетям Филиала, кроме того сетевой организацией не исполнены мероприятия, предусмотренные пунктами 10.1 - 10.2 технических условий N 1192/13 от 16.09.2013 г.
В письменном пояснении филиала ОАО "МРСК Сибири"-"ГАЭС" от 06.07.2015 г. N 1930 указано, что в адрес потребителя направлено дополнительное соглашение с установленной платой за технологическое присоединение, рассчитанной по стандартизированным ставкам, так как было выявлено, что расстояние от границы земельного участка до электрических сетей филиала ОАО "МРСК Сибири"-"ГАЭС" составляет более 500-м.
В целях проверки данной информации, УФАС по РА был направлен письменный запрос (исх. N 2444 от 06.07.2015 г.) в адрес Администрации МО "Чемальское сельское поселение".
К ответу (вх. N 1961 от 08.07.2015 г.) Администрации МО "Чемальское сельское поселение" приложена выкопировка с.Чемал, микрорайон "Верблюд" со схематичным изображением участка <_> Согласно данной выкопировке расстояние от ЛЭП до земельного участка заявителя составляет около 105-м.
Однако, на заседании Комиссии УФАС по РА представителями филиала ОАО "МРСК Сибири"-"ГАЭС" было дано пояснение, что данная электролиния под напряжением 10кВ, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4кВ (0,220кВ). Расстояние от ближайшей ВЛ-0,4кВ до земельного участка <_> составляет более 500-м. Техническими условиями предусмотрено строительство КТП 10/0,4кВ и соответствующее ответвление до границ земельного участка заявителя, в связи с чем технические условия N 1192/13 от 16.09.2013 г. были составлены некорректно и потребителю направлено дополнительное соглашение.
Согласно условиям договора технологического присоединения N 1192/13 от 16.09.2013 г., сетевая организация взяла на себя обязательство по строительству КТП 10/0,4кВ и ВЛ-0,4кВ для техприсоединения жилого дома заявителя. Неисполнение взятых обязательств сетевой организацией не является основанием пересмотра условий договора и технических условий. Кроме того заявителем были своевременно оплачены услуги сетевой организации в размере 550 руб.
05.08.2015 г. представителем Филиала было указано, что сетевая организация выполнила свою часть мероприятий, предусмотренных техническими условиями N1192/13 от 16.09.2013 г., а именно построено КТП 10/0,4кВ и электролиния 0,4кВ до границ земельного участка потребителя и установлена опора, однако Филиалом не получено уведомление об исполнении потребителем мероприятий, предусмотренных техническими условиями, в связи с чем осуществить технологическое присоединение невозможно.
<_> было дано пояснение (телефонный разговор 04.08.2015 г. во время объявленного Комиссией УФАС по РА перерыва), что им закуплено необходимое количество кабеля и устройство учета электроэнергии. Кроме того потребитель указал, что не приобретал кабель, так как не знал точного расстояния до места установки опоры ВЛ-0,4 кВ.
Таким образом, до строительства Филиалом трансформаторной подстанции и электролинии, потребитель не мог исполнить в полной мере свою часть техусловий, он мог только приобрести устройства учета электроэнергии. Однако договором N 1192/13 от 16.09.2013 г. и правовыми актами не установлена обязанность заявителя информировать сетевую организацию о частичном выполнении мероприятий по технологическому присоединению, а сетевой организации - проверять частичное выполнение заявителем мероприятий.
В силу распределения мероприятий по технологическому присоединению (сетевая организация выполняет мероприятия до границ земельного участка заявителя, заявитель - в пределах границ своего участка), имеется возможность параллельного выполнения указанных мероприятий сетевой организацией и заявителем, в связи с чем, невыполнение заявителем своих обязательств не является препятствием для выполнения сетевой организацией работ до границы земельного участка потребителя.
Нормами действующего законодательства не предусмотрены обстоятельства, освобождающие сетевую организацию от необходимости исполнения мероприятий по технологическому присоединению до границ земельного участка заявителя, в том числе, в случае его бездействия по уведомлению сетевой организации о выполнении мероприятий по технологическому присоединению в границах принадлежащего ему земельного участка, в сроки, установленные п.16 Правил N 861.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В связи с чем Комиссия УФАС по РА пришла к выводу, что неисполнение мероприятий по техническим условиям N 1192/13 от 16.09.2013 г. со стороны филиала ОАО "МРСК Сибири"-"ГАЭС" (по строительству КТП 10/0,4кВ и ВЛ-0,4кВ) привело к невозможности исполнения <_> мероприятий, указанных в технических условиях, а именно выполнить ответвление от РУ-0,4кВ к вводу в здание изолированным проводом или кабелем. Указанное бездействие сетевой организации привело к несвоевременному технологическому присоединению жилого дома заявителя, что приводит к ущемлению его интересов.
Таким образом, бездействие филиала ОАО "МРСК Сибири"-"ГАЭС", выразившееся в несоблюдении сроков выполнения мероприятий по техническим условиям N 1192/13 от 16.09.2013 г., образует состав нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Добровольным устранением филиалом ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" нарушения антимонопольного законодательства является исполнение мероприятий по техническим условиям N 1192/13 от 16.09.2013 г. до границ земельного участка заявителя.
При вынесении решения Комиссия УФАС по РА приняла во внимание факт выполнения вышеуказанных мероприятий и готовность осуществить фактическое технологическое присоединение в случае выполнения мероприятий по техническим условиям потребителем.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела N 33-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать в бездействии филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в несоблюдении установленных подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г., пунктом 5 договора N 1192/13 от 16.09.2013 г. сроков осуществления мероприятий, предусмотренных техническими условиями N 1192/13 от 16.09.2013 г., возложенных на сетевую организацию, что приводит к невозможности исполнения мероприятий, указанных в технических условиях <_> то есть к ущемлению его интересов.
2. Прекратить в отношении ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" рассмотрение дела N 33-А/15 от 26.06.2015 г. в связи с добровольным устранением нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно исполнением мероприятий, возложенных на сетевую организацию техническими условиями N1192/13 от 16.09.2013 г., до границ земельного участка <_>
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 10 августа 2015 г. N 33-А/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016