Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 20 августа 2013 г.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
|
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
|
|
Титовой С.В. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
рассмотрев жалоб ООО "АВТОДОРКОМПЛЕКТ", ООО "Предприятие "Стройкомплект" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку экскаватора-погрузчика (изв. N 0169200000313004845), в присутствии представителей ООО "АВТОДОРКОМПЛЕКТ", ООО "Предприятие "Стройкомплект", Главного управления материальных ресурсов Челябинской области, ГБОУ СПО "Златоустовский техникум сварки и строительных технологий", установила:
В Челябинское УФАС России поступили жалобы ООО "АВТОДОРКОМПЛЕКТ", ООО "Предприятие "Стройкомплект" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку экскаватора-погрузчика (изв. N 0169200000313004845) (далее - Аукцион).
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте в сети "Интернет" 09.08.2013.
Заказчик -ГБОУ СПО "Златоустовский техникум сварки и строительных технологий" (далее - заказчик).
Уполномоченный орган - Главное управление материальных ресурсов Челябинской области (далее - уполномоченный орган).
Максимальная (начальная) цена контракта - 2 880 000 рублей.
Дата окончания срока подачи заявок - 19.08.2013.
Дата окончания срока рассмотрения заявок - 20.08.2013.
Контракт по состоянию на 20.08.2013 не заключен.
Представители заявителей считают, что указанные в документации об аукционе характеристики экскаватора-погрузчика ограничивают число участников аукциона, поскольку к поставке может быть предложен экскаватор-погрузчик "John Deerе". В обоснование своей позиции представителями заявителей представлены каталоги производителей экскаваторов-погрузчиков фирмы "JCB", "TEREХ", "John Deerе", "Volvo", "MST" и распечатки с сайтов производителей.
Жестко прописанные технические требования к товару не позволяют ООО "Предприятие "Стройкомплект" предложить к поставке экскаватор-погрузчик фирмы "JCB", ООО "АВТОДОРКОМПЛЕКТ" - экскаватор-погрузчик фирмы "TEREХ".
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и пояснили следующее.
Экскаватор-погрузчик необходим заказчику не для работы на нем, а для обучения студентов. Заказчиком пояснил, что техническому заданию соответствует экскаватор-погрузчик "John Deerе". Сведения об иных производителях экскаваторов-погрузчиков, соответствующих характеристикам, указанным в документации об аукционе, заказчиком не представлено.
Технические характеристики товаров, предложенных в коммерческих предложениях хозяйствующими субъектами, представленных на запрос заказчика при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, заказчиком не исследовались. Соответствуют ли данные экскаваторы-погрузчики требованиям документации об аукционе, представители заказчика пояснить не смогли.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы Комиссия, руководствуясь статьей 60, 17 Федерального закона N 94-ФЗ от 21 июля 2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), пришла к следующим выводам.
1. В силу положения пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна сдержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно поставляемого товара, что в свою очередь позволяет участникам размещения заказа сформировать цену своего предложения на аукционе с учетом характеристик товара.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о размещении заказов в частности прозрачности размещения заказа, равного участия в торгах и недопустимости ограничения числа участников размещения заказа.
Согласно части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также ограничивающие доступ к участию в торгах.
Согласно документации об аукционе к поставке необходим экскаватор-погрузчик, при этом в Спецификации указаны характеристики данной техники.
Изучив представленную информацию, в т.ч. каталоги производителей, Комиссия пришла к выводу, что Спецификации документации об аукционе по характеристикам, указанным в Таблице N 1, соответствует только экскаватор-погрузчик "John Deerе". Экскаваторы-погрузчики "JCB", "TEREХ", "Volvo", "MST M542"", "Forway FW799" не соответствуют техническому заданию документации об аукционе по характеристикам, указанным в Таблице N 1, и иным параметрам.
Таблица 1
Характеристики экскаватора-погрузчика, указанные в документации об аукционе |
Характеристики экскаватора-погрузчика "John Deerе" |
Характеристики экскаватора-погрузчика "Terex" |
Характеристики экскаватора-погрузчика "JCB" |
Характеристики экскаватора-погрузчика "Volvo" |
Характеристики экскаватора-погрузчика "MST M542" |
Характеристики экскаватора-погрузчика "Forway FW799" |
рабочий объем двигателя |
|
|||||
не менее 4,5 л |
6,8 л |
4,4 л |
4,4 л |
4,8 л |
4,4 л |
4,4 л |
мощность |
|
|||||
не менее 69 кВт |
94 кВт |
68,5 кВт |
68 кВт |
64 кВт |
74,5 кВт |
70 кВт |
коробка передач |
|
|||||
не менее пятиступенчатая трансмиссия |
пятиступенчатая трансмиссия |
четырехступенчатая трансмиссия |
четырехступенчатая трансмиссия |
четырехступенчатая трансмиссия |
четырехступенчатая трансмиссия |
пятиступенчатая трансмиссия |
глубина копания |
|
|||||
не более 5,49 м |
5,44 м |
4,74 м |
4,25 м |
4,26 м |
5,66 м |
5,2 м |
|
|
- характеристики экскаватора-погрузчика, не соответствующие требованиям документации об аукционе.
При обосновании характеристик товара, указанных в Таблице 1, заказчиком на запрос ООО "АВТОДОРКОМПЛЕКТ" на официальном сайте в сети "Интернет" размещено следующее разъяснение положений документации об аукционе.
Относительно пятиступенчатой коробки передач: "Экскаватор-погрузчик - машина цикличная и большую часть времени находится в движении. Габариты машины подразумевают и рассчитаны на то, чтобы перегонять машину по дорогам общего пользования, поэтому пятиступенчатая трансмиссия более технологична, более разгружает двигатель и способна экономить деньга своего владельца на топливо во время перегонов машины между рабочими площадками".
Относительно объема двигателя: "машина с большим объемом двигателя имеет больший запас по крутящему моменту, а это больший моторесурс и тяговооруженность в суровых российских условиях".
Относительно максимальной глубины копания: "максимальная глубина копания прямо пропорциональна увеличению негативных реактивных нагрузок на конструкцию машины. А в частности, чем длиннее плечо, тем меньше производительность машины, из-за пиковых реактивных нагрузок и больше затраты на последующий ремонт.от экскаватора-погрузчика в большей степени требуется максимальная надежность и максимальная производительность, без снижения ресурса узлов конструкции стрелы и гидравлической системы".
Аналогичные доводы были озвучены представителем заказчика на заседание Комиссии.
Однако указанные сведения не могут быть приняты во внимание, поскольку установленная законодательством необходимость указания в документации сведений о товаре, позволяющих определить потребность заказчика не должна приводить к тому, что этим требованиям будет соответствовать товар выпускаемый под одной торговой маркой или одним производителем.
Согласно части 1 статьи 41.6, части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В данном случае в документации не указано ссылок на торговую марку и модель экскаватора-погрузчика, а также на место происхождения товара. Однако требования, изложенные в документации об аукционе и предъявляемые к экскаватору-погрузчику, фактически позволяют предложить к поставке товар определенной торговой марки, поскольку в случае несоответствия характеристик предлагаемого товара требованиям документации участнику размещения заказа должно быть отказано в допуске к участию в торгах (пункта 2 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов).
Представителями заказчика не представлено сведений и документов о реализации на территории РФ и Челябинской области хозяйствующими субъектами экскаваторов-погрузчиков иных торговых марок, отвечающих всем требованиям Спецификации документации об аукционе. Тогда как из положений статьи 41.6 Закона о размещении заказов следует, что заказчику при формировании документации об аукционе, в том числе в целях формирования начальной цены контракта и требований к товару надлежит изучить предложения об имеющихся в продаже экскаваторов-погрузчиков, соответствующих потребностям заказчика, и установить значимые для заказчика требования к товару, не устанавливая при этом безосновательных ограничений в допуске претендентов к участию в торгах.
Необходимо отметить, что согласно данным, указанным в коммерческих предложениях ООО "РосТрансАвто" и ООО "НТК форклифт", используемых заказчиком при формировании начальной (максимальной) цены контракта, технические характеристики экскаваторов погрузчиков "Forway FW799" и "MST M542" в совокупности не соответствуют документации об аукционе (см. Таблицу 1), следовательно, не могут быть предложены к поставке.
Таким образом, в нарушение Закона о размещении заказов должностным лицом заказчика фактически установлено требование о поставке экскаватора-погрузчика, соответствующего характеристикам марки "John Deerе", без возможности поставить его эквивалент, как это предусмотрено Законом о размещении заказов, что само по себе ограничивает количество участников размещения заказа, поскольку не позволяет принимать участие в торгах организациям и предпринимателям, реализующим, к примеру, экскаваторы-погрузчики марки "Terex" и "JCB", технические характеристики которых отличаются на незначительные показатели, например, рабочий объем двигателя 4,4 л, тогда как в техническом задании установлено требование не менее 4,5 л; мощность 68 кВт, тогда как в техническом задании - не менее 69 кВт.
Анализ представленных документов свидетельствует о том, что техническим и функциональным характеристикам экскаватора-погрузчика, указанным в техническом задании документации об аукционе в их совокупности соответствует только "John Deerе", что подтверждается представленными каталогами, распечатками с сайтов производителей.
Указание в документации об аукционе характеристик, соответствующих только одному экскаватору-погрузчику "John Deerе", нарушает часть 1 статьи 41.6, часть 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, части 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. Заказчиком в нарушение частей 1 и 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, при обосновании начальной максимальной цены контракта исследовалась цена на экскаваторы-погрузчики "Forway FW799" и "MST M542", технические характеристики которых в совокупности не соответствуют документации об аукционе (см. Таблицу 1).
Комиссия, руководствуясь частью 6 статьи 60, статьей 17 Закона о размещении заказов, решила:
1. Признать доводы жалоб ООО "Предприятие "Стройкомплект", ООО "АВТОДОРКОМПЛЕКТ" на действия заказчика обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушения части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34, частей 1,2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновныхлиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии
К.А. Долгополова
С.В. Титова
ПРЕДПИСАНИЕ N 378, 380-ж/2013
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о размещении заказов
20 августа 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
|
|
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
|
|
|
Титовой С.В. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России, |
|
на основании решения Челябинского УФАС России от 20.08.2013 года, принятого по итогам рассмотрения жалоб ООО "АВТОДОРКОМПЛЕКТ", ООО "Предприятие "Стройкомплект" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку экскаватора-погрузчика (изв. N 0169200000313004845) (далее - Аукцион), в целях устранения нарушений законодательства в сфере размещения заказов, предписывает:
1. ГБОУ СПО "Златоустовский техникум сварки и строительных технологий" с момента размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) предписания не заключать контракт по итогам аукциона (изв. N 0169200000313004845), проведенного с нарушениями законодательства о размещении заказов, указанными в решении N 378, 380-ж/2013 от 20 августа 2013 года.
2. ГБОУ СПО "Златоустовский техникум сварки и строительных технологий" в срок до 27.08.2013 года:
2.1. принять решение об отмене открытого аукциона в электронной форме (изв. N 0169200000313004845);
2.2. передать указанное в пункте 2.1. настоящего предписания решение в Главное управление материальных ресурсов Челябинской области для размещения на официальном сайте в сети "Интернет" и направления оператору электронной площадки.
3. Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области в течение двух рабочих дней после получения от ГБОУ СПО "Златоустовский техникум сварки и строительных технологий" решения, предусмотренного пунктом 2.1 настоящего предписания, разместить указанные документы на официальном сайте в сети "Интернет" и направить оператору электронной площадки.
4. Электронной площадке ООО "РТС-тендер" с 22.08.2013 обеспечить ГБОУ СПО "Златоустовский техникум сварки и строительных технологий", Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области возможность исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания.
5. ГБОУ СПО "Златоустовский техникум сварки и строительных технологий" в срок до 30.08.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 1, 2 настоящего предписания в виде сообщения сведений о стадии размещения заказа по состоянию на 30.08.2013 (в случае заключения государственного контракта, представить надлежащим образом заверенную копию государственного контракта) и копии решения об отмене открытого аукциона в электронной форме с отметкой о получении указанного решения Главным управлением материальных ресурсов Челябинской области.
6. Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области в срок до 30.08.2013 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 3 настоящего предписания (распечатки с официального сайта, свидетельствующие о дате размещения решения об отмене открытого аукциона в электронной форме (изв. N 0169200000313004845 ).
7. Электронной площадке ООО "РТС-тендер" в срок до 30.08.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 4 настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии
Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии
К.А. Долгополова
С.В.Титов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 августа 2013 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016