Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 4 сентября 2013 г. N 06-10.1/82-2013
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. - начальник отдела рекламы,
Ланшаков С.М. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Невойт Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 06-10.1/82-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения на странице 9 журнала "Бизнес-курс" N 19 (495) от 22.05.2013 рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 1 части 2 статьи 5 и статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Редакция журнала "Бизнес-курс" (далее - Общество) ОГРН 1055511020542, ИНН 5506059449, местонахождение: 644010, г. Омск, ул. Маяковского, д. 81 - директора <_> извещенной надлежащим образом,
в присутствии представителя по доверенности <_> (б/н от 31.10.2012), установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения на странице 9 журнала "Бизнес-курс" от 22.05.2013 N 19 рекламы "Гастрономический IRISH PUB. Пиво "Гинесс" 0,5 л. - 260 руб., пиво "Харп" 0,5 л. - 260 руб., крылышки "Баффало" _ Демократичный Колчак ресторан. Б.Тито 2/1, т. 45-99-99. www.kolchakclub.ru".
Вышеупомянутая реклама направлена на привлечение внимания к "IRISH PUB" (ресторан "Колчак"), а также реализуемых в нем товарах, в том числе к пиву сортов "Гиннесс" и "Харп".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться в периодических печатных изданиях.
Кроме того, указанная реклама размещена с нарушением требования статьи 16 Федерального закона "О рекламе", в силу которого размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Из представленных объяснений директора ООО "Редакция журнала "Бизнес-курс" <_> от 29.08.2013 N 009/017 следует, что в указанном макете размещена выдержка из меню ресторана "Колчак", в котором имеется указание на цену пива в данном заведении, объектом рекламирования в данном случае является "IRISH PUB", а не пиво. Кроме того, директор ООО "Редакция журнала "Бизнес-курс" <_> сообщила, что рассматриваемый рекламный макет содержит специальную пометку, обозначающую, что данный материал опубликован на правах рекламы.
Комиссия Омского УФАС России не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям:
1. Рассматриваемая реклама "IRISH PUB" (ресторан "Колчак") направлена на привлечение внимания не только к ресторану, но и к товарам, реализуемым в нем. Учитывая, что в рекламной информации поименованы такие объекты рекламирования как пиво сортов "Гиннесс" и "Харп", с указанием их цены, такую рекламу необходимо рассматривать как рекламу алкогольной продукции, размещение которой в печатных СМИ недопустимо в соответствии с требованием пункта 1 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
Указанная норма вступила в силу с 01.01.2013 (Федеральный закон от 20.07.2012 N 119-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе" и в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе").
2. Специальная пометка (буква "Р", расположенная внутри круга), размещаемая Обществом при опубликовании рекламных макетов и обозначающая, что такой материал размещен на правах рекламы, о чем упоминается в выходных данных журнала "Бизнес-курс", не может рассматриваться в качестве соблюдения ООО "Редакция журнала "Бизнес-курс" требований статьи 16 Федерального закона "О рекламе", так как диспозиция вышеупомянутой статьи четко и однозначно указывает, какими именно пометками должны сопровождаться рекламные материалы в печатных изданиях, не специализирующихся на распространении рекламы (реклама не более 40 %).
Согласно свидетельству о регистрации средств массовой информации ПИ N ТУ55-00235 от 21.12.2010, журнал "Бизнес-курс" зарегистрирован в качестве печатного издания, не специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера (реклама не более 40 %).
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 21, статьями 14-18 Федерального закона "О рекламе".
Согласно выходным данным журнала, учредителем и издателем журнала "Бизнес-курс" является ООО "Редакция журнала "Бизнес-курс", которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, следовательно, несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.
Таким образом, исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО "Редакция журнала "Бизнес-курс" требований пункта 1 части 2 статьи 5 и статьи 16 Федерального закона "О рекламе", выраженных в рекламировании алкогольной продукции в печатном СМИ и размещении рекламы без соответствующей пометки "реклама" или "на правах рекламы".
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "Гастрономический IRISH PUB. Пиво "Гинесс" 0,5 л. - 260 руб., пиво "Харп" 0,5 л. - 260 руб., крылышки "Баффало" _ Демократичный Колчак ресторан. Б.Тито 2/1, т. 45-99-99. www.kolchakclub.ru", распространенную ООО "Редакция журнала "Бизнес-курс" с нарушением требований пункта 1 части 2 статьи 5 и статьи 16 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Редакция журнала "Бизнес-курс" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Редакция журнала "Бизнес-курс" по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу N 06-10.1/82-2013
04 сентября 2013 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. - начальник отдела рекламы,
Ланшаков С.М. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Невойт Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 04.09.2013 по делу N 06-10.1/81-2013 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной ООО "Редакция журнала "Бизнес-курс" рекламы в журнале "Бизнес-курс" N 19 (495) от 22.05.2013 с нарушением требований пункта 1 части 2 статьи 5 и статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Редакция журнала "Бизнес-курс" (ОГРН 1055511020542, ИНН 5506059449, местонахождение: 644010, г. Омск, ул. Маяковского, д. 81) в срок до 20 сентября 2013 года прекратить нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 5 и статьи 16 Федерального закона "О рекламе", а именно: исключить из рекламы "Гастрономический IRISH PUB. Пиво "Гинесс" 0,5 л. - 260 руб., пиво "Харп" 0,5 л. - 260 руб., крылышки "Баффало" _ Демократичный Колчак ресторан. Б.Тито 2/1, т. 45-99-99. www.kolchakclub.ru" упоминание об алкогольной продукции (пиве "Гинесс" и "Харп"), а также сопровождать указанную и иную рекламу пометкой "реклама" или "на правах рекламы".
2. ООО "Редакция журнала "Бизнес-курс" представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 23 сентября 2013 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 сентября 2013 г. N 06-10.1/82-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016