Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
N 97/11 (опубликовано 2 ноября 2011 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 02 ноября 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель: - руководитель управления А.А. Сешенов,
члены комиссии: - начальник отдела Р.Б. Маргиев,
- специалист-эксперт А.В. Кудинов,
рассмотрев дело N 97, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 ФЗ "О рекламе" индивидуальным предпринимателем Наливкиным А.С. <> МАУ "Редакция районной газеты "Грязинские известия" (399058, Липецкая область, г. Грязи, Красная площадь, д. 23),
в присутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП Наливкина А.С. (представитель по доверенности <>),
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - МАУ "Редакция районной газеты "Грязинские известия" (представитель по доверенности <>), установила:
В газете "Грязинские известия" от 20.09.2011 г. N104(11418) распространяется реклама следующего содержания: "- окна и двери из ПВХ и дерева; - металлические двери; - гаражные и автоматические ворота; - балконы; - натяжные потолки; - жалюзи; - доставка и установка колод. колец; - услуги манипулятора. Т.: 2-00-05, 2-29-52, 89192549308. Маг. "Покупайка". Кредит! Рассрочка! Скидки!".
п.1 ст.3 ФЗ "О рекламе" говорит, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с ответом на запрос N 4206-04/015278 от 28.09.2011 г. рекламодателем указанной рекламы является индивидуальный предприниматель Наливкин А.С.
В силу ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Нарушение ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" связано с не предоставлением потребителю информации в полном объеме с целью привлечения интереса к информации "кредит", то есть возможности воспользоваться услугой кредитования при приобретении товара (хотя на практике не понятно, какое лицо оказывает кредитование: ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" или ИП Наливкина А.С.); из-за этого потребитель оказывается обманутым, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными.
В рекламе "- окна и двери из ПВХ и дерева; - металлические двери; - гаражные и автоматические ворота; - балконы; - натяжные потолки; - жалюзи; - доставка и установка колод. колец; - услуги манипулятора. Т.: 2-00-05, 2-29-52, 89192549308. Маг. "Покупайка". Кредит! Рассрочка! Скидки!" указан вид финансовой услуги, а именно "кредит", и в связи с этим руководствуясь ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе" в рекламе необходимо указание наименования лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество).
В соответствии со ст.7 ФЗ "О банках и банковской деятельности" кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 54 Гражданского Кодекса РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно правовую форму (ООО, ОАО и т. д.).
В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с п.2 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под финансовыми услугами понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В качестве финансовых услуг рассматривается: банковская услуга (кредит). Согласно ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором.
Указание правильных реквизитов организаций, которая предлагает свои услуги и надежное сотрудничество - одна из гарантий соблюдения информационного права клиента. Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования настоящего закона предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных, в частности статьей 28 Закона несет рекламодатель, которым, в силу пункта 5 статьи 3 Закона является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть ИП Наливкин А.С.
Согласно части 7 статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, частью 1 статьи 28 Закона несет рекламораспространитель, которым в силу пункта 7 статьи 3 Закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, то есть МАУ "Редакция районной газеты "Грязинские известия".
Согласно части 8 статьи 38 Закона рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Таким образом, реклама ИП Наливкина А.С. как лица, определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы, т.е. рекламодателя и МАУ "Редакция районной газеты "Грязинские известия" как лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, а также как лица, осуществившего полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, т.е. рекламораспространителя и рекламопроизводителя в газете "Грязинские известия" не содержит наименование лица, оказывающего финансовую услугу (кредит), что является нарушением ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 ФЗ "О рекламе" и не допускается.
На рассмотрении дела по рекламе N 97 01 ноября 2011 года представитель ИП Наливкина А.С. - <> пояснила, что нарушение законодательства о рекламе произошло по незнанию рекламного законодательства.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя Наливкина А.С. как лица, определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы, следующего содержания: "- окна и двери из ПВХ и дерева; - металлические двери; - гаражные и автоматические ворота; - балконы; - натяжные потолки; - жалюзи; - доставка и установка колод. колец; - услуги манипулятора. Т.: 2-00-05, 2-29-52, 89192549308. Маг. "Покупайка". Кредит! Рассрочка! Скидки!" поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе", МАУ "Редакция районной газеты "Грязинские известия" как лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, а также как лица, осуществившего полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму следующего содержания: "- окна и двери из ПВХ и дерева; - металлические двери; - гаражные и автоматические ворота; - балконы; - натяжные потолки; - жалюзи; - доставка и установка колод. колец; - услуги манипулятора. Т.: 2-00-05, 2-29-52, 89192549308. Маг. "Покупайка". Кредит! Рассрочка! Скидки!" поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП Наливкину А.С., МАУ "Редакция районной газеты "Грязинские известия" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 97/1
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
02 ноября 2011 г. г. Липецк
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель: - руководитель управления А.А. Сешенов,
члены комиссии: - начальник отдела Р.Б. Маргиев,
- специалист-эксперт А. В. Кудинов,
на основании своего решения от 02 ноября 2011 г. по делу N 97 о признании ненадлежащей рекламы индивидуального предпринимателя Наливкина А.С. <> в которой говорится: "- окна и двери из ПВХ и дерева; - металлические двери; - гаражные и автоматические ворота; - балконы; - натяжные потолки; - жалюзи; - доставка и установка колод. колец; - услуги манипулятора. Т.: 2-00-05, 2-29-52, 89192549308. Маг. "Покупайка". Кредит! Рассрочка! Скидки!" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП Наливкину А.С. в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы с нарушением ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 ФЗ "О рекламе".
2. ИП Наливкину А.С. представить в Липецкое УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 14 ноября 2011 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Липецкое УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ возбудить дело об административном правонарушении.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 97/11 (опубликовано 2 ноября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016