Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
от 5 августа 2015 г. N 07-01/18.1(75)/46-2015
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<>
при участии:
<> - представитель организатора торгов,
<> - представитель департамента городского хозяйства Администрации города Салехард,
<> - представитель Заявителя,
<> - представитель Заявителя,
рассмотрев дело N 07-01/18.1(75)/46-2015 по признакам нарушения Организатором торгов Администрацией г. Салехард, в лице конкурсной комиссии (ЯНАО, г. Салехард, ул. Свердлова, д.48) Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства РФ N 75 при проведении открытого конкурса на право заключения договора на управление многоквартирными домами (ОК, извещение N 080515/1027018/01; лот N 6), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба ООО "Изумрудный город" (ул. К.Маркса, 11, г. Салехард, ЯНАО) (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Администрации г. Салехард при проведении открытого конкурса на право заключения договора на управление многоквартирными домами.
Из жалобы следует. Заявитель считает, что Конкурсная комиссия необоснованно приняла решение об его отстранении от участия в открытом конкурсе по лоту N 6. Согласно Протоколу N 080515/1027018/01-РЗ от 15.07.2015 г. рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на управление многоквартирными домами по извещению N080515/1027018/01, лот N 6 конкурсной комиссией Администрации муниципального образования город Салехард принято решение не допустить ООО "Изумрудный город" к участию в конкурсе на право заключения договора на управление многоквартирными домами по следующим причинам отказа:
1. п. 1 ч. 18 - непредставление определенных пунктом 53 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений. Срок действия договора от 05.06.2015 года N 1582-15 "На размещение (захоронение) отходов на полигоне ТБО г. Салехард" указан с 05.06.2015 г. по 31.12.2015 г. Согласно конкурсной документации, срок действия договоров - с 01,07.2015 г. по 01.07.2018 г.
Заявитель считает указанную причину отказа в допуске к участию в конкурсе необоснованной, действия Конкурсной комиссии Администрации муниципального образования город Салехард незаконными, нарушающими антимонопольное законодательство, права ООО "Изумрудный город" по следующим основаниям:
1. Согласно ч. 2 п.53 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утверждённых постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2006 года N 75, заявка на участие в конкурсе включает в себя:
документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов:
документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;
копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 настоящих Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 1 п. 15 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом: соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.
2. Требование о заключении предварительного договора на размещение твёрдых бытовых отходов и срока заключения такого договора в федеральных законах, регулирующих отношения в жилищно-коммунальной сфере отсутствуют.
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ с 1 января 2016 года федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления будет дополнен главой V. 1.
В соответствии со статьей 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, п. 1 и п.4 соответственно:
"1. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами."
"4. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации."
В соответствии со статьей 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами п.1:
"1. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов."
Из приведенных статей федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ и федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что на период с 01.01.2016 г. по 01.07.2018 г. размещение твердых коммунальных отходов будет возможно в рамках договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
До 15.06.2015 г. - даты окончания подачи заявок на открытый конкурс, статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в ЯНАО не присвоен ни одному юридическому лицу.
В соответствии с Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения и надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (пункт 6 подпункт в):
В целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны:
"своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам; "
Пункт 2, подпункты б), г)
Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее - перечень услуг и работ), периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом: в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией;
В соответствии с разделом III. Работы и услуги по содержанию иного общего имущества, пункт 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме в него входят:
Работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов:
незамедлительный вывоз твердых бытовых отходов при накоплении более 2,5 куб. метров;
вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории;
вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории;
организация мест накопления бытовых отходов, сбор отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов."
Услуги по размещению (захоронению) ТБО не входят в минимальный перечень услуг и работ.
В соответствии с п. п. д) пункта 11 Правил содержания общего имущества МКД, утв. ПП РФ от 13 августа 2006 г. N 491 сбор и вывоз ТБО включается в содержание общего имущества. Размещение (захоронение) ТБО в состав содержания общего имущества не включено.
В соответствии с статьей 154 ЖК РФ структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
1.1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя:
1) плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 настоящего Кодекса;
2) плату за коммунальные услуги.
2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В структуру платы за жилое помещение, в т.ч., за содержание и ремонт, коммунальные услуги плата за размещение (захоронение) отходов, согласно федеральным законам, не входит.
Поэтому причину отказа:
"п. 1 ч. 18 - непредставление определенных пунктом 53 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений. Срок действия договора от 05.06.2015 года N 1582-15 "На размещение (захоронение) отходов на полигоне ТБО г. Салехард" указан с 05.06.2015 г. по 31.12.2015 г. Согласно конкурсной документации, срок действия договоров - с 01.07.2015 г. по 01.07.2018 г.",
указанную в протоколе N 080515/1027018/01 -РЗ от 15.07.2015 г. рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению N080515/1027018/01 конкурсной комиссии Администрация муниципального образования город Салехард Заявитель считает не соответствующей федеральному законодательству.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей Заявителя и Организатора торгов, Комиссия приходит к следующим выводам.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или Конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Статья 18.1 Закона о защите конкуренции определяет круг лиц, правомочных обжаловать действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по проведению закупок, требования к содержанию жалобы и срокам ее подачи, порядок, сроки рассмотрения жалобы и принятия по ней решений. В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1).
Согласно положениям ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии (далее - жалоба) подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются; наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса; указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена; указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, соответствующие доводы. Следовательно, основанием для подачи жалобы на действия организатора торгов, членов комиссий может быть нарушенное право. Нарушение прав может заключаться либо в ограничении доступа к участию в торгах ввиду неразмещения необходимой информации либо в форме необоснованного отклонения заявки участника.
Рассматриваемая закупка проводилась в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства РФ N 75.
Структурным подразделением Администрации МО город Салехард управлением муниципального заказа и торговли Администрации города был опубликован конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (извещение N 080515/1027018/01).
Согласно документации о проведении открытого конкурса срок, на который заключатся договор управления многоквартирным домом, составляет три года. Участник ООО "Изумрудный город" предоставил договор на размещение (захоронение) отходов на полигоне ТБО г. Салехард, заключенный с Муниципальным предприятием "Салехардремстрой" сроком с 05.06.2015 г. по 31.12.2015 г., что в свою очередь приводит к несоответствию со сроками, указанными в конкурсной документации о проведении открытого конкурса по управлению многоквартирным домом.
Из возражений, представленных Организатором торгов, установлено.
В соответствии с пунктом 53 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 г. N 75 "О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" заявка на участие в конкурсе включает в себя:
1) сведения и документы о претенденте:
наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес - для юридического лица;
фамилию, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место
жительства - для индивидуального предпринимателя;
номер телефона;
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;
выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;
документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку на участие в конкурсе;
реквизиты банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;
2) документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов:
документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;
копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом:
- копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период;
3) реквизиты банковского счета для внесения собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 4.4. конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать копию лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (заверенную претендентом) и (или) копию предварительного договора на данный объём работ со специализированной организацией имеющей данную лицензию (заверенного претендентом).
Срок действия договоров управления многоквартирными домами (три года): с 2015 года по 2018 год, соответственно предварительный договор на данный объём работ со специализированной организацией, имеющей данную лицензию (заверенного претендентом), должен быть предоставлен на весь срок заключения договора управления многоквартирными домами (на весь объем работ).
Из представленной заявки ООО "Изумрудный город" договор на размещение (захоронение) отходов на полигоне ТБО г. Салехард, заключенный с Муниципальным предприятием "Салехардремстрой" сроком с 05.06.2015 г. по 31.12.2015 г. не соответствует требованиям, установленным в конкурсной документации, и не подтверждает выполнение всего объема работ в период управления многоквартирными домами.
На основании вышеизложенного Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что в решение Организатора торгов Администрацией г. Салехард, в лице конкурсной комиссии, об отказе в допуске заявки ООО "Изумрудный город" на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на управление многоквартирными домами (ОК, извещение N 080515/1027018/01; лот N 6) по причине предоставления договора на размещение (захоронение) отходов на полигоне ТБО г. Салехард, срок действия которого меньше срока действия договора на управление многоквартирными домами, правомерно.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Изумрудный город" (г. Салехард) на действия Администрации г. Салехард, в лицеконкурсной комиссии, при проведении открытого конкурса на право заключения договора на управление многоквартирными домами (ОК, извещение N 080515/1027018/01; лот N 6) необоснованной.
В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 5 августа 2015 г. N 07-01/18.1(75)/46-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016