Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 3 сентября 2013 г. N 4251/03
Резолютивная часть оглашена 29.08.2013
В полном объеме изготовлено 03.09.2013
Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Шаврин П.Н. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- заказчика - ГОБУЗ "Старорусская центральная районная больница" - Михалева О.И. (доверенность б/н от 11.01.2013);
- уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области Игнатьевой Н.А. (доверенность N ГИ-2819-и от 08.05.2013);
- подателя жалобы - Открытого акционерного общества "Безоткатные поставки" Платонова О.А. (доверенность б/н от 27.08.2013),
рассмотрев жалобу участника размещения заказа - Открытого акционерного общества "Безоткатные поставки" (г. Москва, пер. Хользунова, д. 8, стр. 1; далее - ОАО "Безоткатные поставки") на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Старорусская центральная районная больница" (адрес 175204, Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Энгельса, д. 50; далее - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ") при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку светильников медицинских операционных потолочных бестеневых для нужд ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ", извещение N 0150200000613001309 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 15.08.2013, установила:
22.08.2013 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) поступила жалоба участника размещения заказа - ОАО "Безоткатные поставки" на действия заказчика ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку светильников медицинских операционных потолочных бестеневых для нужд ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" (начальная (максимальная) цена контракта - 1 629 620 рублей) (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., далее - Закон о размещении заказов) и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 - 58 данного закона.
Доводы Жалобы сводятся к тому, что документация по проведению рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме составлена с учетом интересов конкретного производителя медицинских светильников (Merilux X5/X3 производства Merivaara, Финляндия), что приводит к ограничению количества участников размещения заказа и недопущению конкуренции.
Кроме того, в Приложении N 1 к документации об аукционе установлены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) поставляемого товара содержащие фактические ошибки, а также ряд технических неточностей, в результате установленные требования противоречат требованием государственных стандартов.
Так, установленное требование по позиции применительно к пункту N 4 "тип ламп" "лампы с керамическим основанием; не менее 8; 40 Вт" не является медико-техническим свойством закупаемого оборудования, а в совокупности с требованием по позиции по позициям применительно к пункту N 38 "трансформатор", ограничивают возможность предложения к поставки только светильников формата 5 (для основного) +3 (для сатилитов). Вышеуказанные требования в совокупности с требованиями по позициям применительно к пунктам N 2 "световая интенсивность основного светильника", N 3 "световая интенсивность сателлитного светильника", N 23 "Рефлектор", N 37 "форма плафона", N 46 "размер плафона", ограничивают возможность предложения к поставки только медицинских светильников Merilux X5/X3 (производства Merivaara, Финляндия).
В установленных в Приложении N 1 к документации об аукционе требованиях к поставляемому товару по позициям N 13, 14, 15, 16-20, 23, 44, допущены ошибки, а также ряд технических неточностей, в связи с чем,
установленные требования не отражают действительную потребность заказчика в поставке бестеневых светильников с лучшими техническим и функциональным характеристиками, соответствующими государственным стандартам.
Также в Приложении N 1 к документации об аукционе установлены требования к конструктивным особенностям светильников (по позициям применительно к пунктам N 37, 45-58) не влияющим каким-либо образом на их потребительские свойства.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать заказчику - ГОБУЗ "Областной клинический онкологический диспансер" предписание об устранении допущенных нарушений.
На рассмотрении Жалобы представитель ОАО "Безоткатные технологии" поддержал доводы и требования Общества в полном объеме, при этом добавил довод относительно показателя "не хуже" требований по позиции применительно к пункту N 39 "Напряжение" Приложения N 1 к документации об аукционе.
Заказчик - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" считает Жалобу необоснованной по причинам, изложенным в представленных возражениях на нее (исх. N 1648 от 23.08.2013) и разъяснениях к возражениям на неё (исх. N 1674 от 29.08.2013)
Так, все установленные Заказчиком требования к техническим и функциональным характеристикам к закупаемому товару (медицинским светильникам) установлены исключительно на основании собственных потребностей учреждения, исходя из удобства работы медицинского персонала, а не описывают продукцию конкретного производителя.
На рассмотрении Жалобы представитель заказчика - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" поддержал доводы, изложенные в возражениях на Жалобу и дополнениях к возражениям на Жалобу, в полном объеме.
Присутствующие на заседании Комиссии представитель уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области пояснил, что на участие в рассматриваемом аукционе поступило три заявки от участников размещения заказа, которые аукционная комиссия еще не рассматривала.
В связи с поступлением Жалобы на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения рассматриваемого заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
1. В августе 2013 года заказчиком - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области проводилось размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку светильников медицинских операционных потолочных бестеневых для нужд ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ".
Документация по проведению рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме в ее содержательной части была утверждена Главным врачом ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" Ивановой В.В. и размещена на официальном сайте 15.08.2013.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В Приложении N 1 к документации об открытом аукционе определены качественные и функциональные характеристики (показатели и значения показателей) подлежащего поставке товара.
При этом в Приложение N 1 к документации об открытом аукционе отсутствуют указания на товарный знак или производителя подлежащего поставке оборудования, значения параметров и характеристик товара приведены с использованием оборотов "не менее", "не более", "не хуже", "наличие", установлены максимальные и минимальные значения показателей товара, а также показатели, значения которых не могут изменяться, что соответствует требованиям пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Из пояснений представителя заказчика - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" следует, что все требования к техническим и функциональным характеристикам к закупаемым товарам (оборудованию) установлены исключительно на основании собственных потребностей учреждения в современных бестеневых светильниках, исходя из интересов пациентов и удобства работы медицинского персонала. При определении требования к закупаемому товару (параметров и характеристик подлежащих поставке светильников) заказчик руководствовался исключительно собственными потребностями, а не описывал продукцию конкретного производителя.
Таким образом, доказательств того, что установленные заказчиком - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" в документации об аукционе требования к поставляемому оборудованию направлены на ограничение количества участников размещения заказа и сформулированы исходя из интересов конкретного производителя, а не из действительных потребностей медицинского учреждения, не имеется.
Кроме того на момент окончания срока подачи заявок на участие в рассматриваемом аукционе в электронной форме поступило три заявки на участие в нем, следовательно, имеются основания полагать, что установление данных требований не повлекло за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Следовательно, в данной части, Жалоба является необоснованной.
2. Установленные в Приложении N 1 документации об аукционе допустимое значение показателя "не более 125" по позиции применительно к пункту N 13 "Диаметр светового поля d50 мм" и допустимое значение показателя "не более 220" по позиции применительно к пункту N 14 "Диаметр светового поля d10 мм" не соответствует государственному стандарту (ГОСТ 50267.41-2001(МЭК 60601-2-41-2000)), согласно которому, с ростом значений диаметра светового поля d10 и d50 светотехнические характеристики светильника, а следовательно, и его потребительские свойства улучшаются.
Допустимое значение показателя "не менее 475" по позиции применительно к пункту N 15 "Энергетическая освещенность" также не соответствует государственному стандарту (ГОСТ 50267.41-2001(МЭК 60601-2-41-2000)), согласно которому, с увеличение показателя энергетической освещенности вызывает отрицательный эффект, так как увеличивается вероятность высушивания тканей оперируемой полости.
Вместе с тем, Заказчиком по позиции применительно к пункту N 66 установлено, что поставляемые светильники должны соответствовать в том числе ГОСТ 50267.41-2001(МЭК 60601-2-41-2000).
Установленные допустимые значения диапазона "Теневого разбавления" по позициям применительно к пунктам N 16-20 "не менее" для основного светильника и "не более" для сателлитного светильника лишено физического смысла, поскольку одновременное соблюдение противоположные требований не отражает, интересующий заказчика, показатель остаточной освещенности светильника.
Допустимое значение показателя индекса ламинарного потока "для основного светильника не менее 9,9" и "сателлита не менее 12,2" по позиции применительно к пункту N 44, не отражают потребность заказчика в поставке светильников "с лучшими показателем" и лишено физического смысла, поскольку, с уменьшением индекса ламинарного потока характеристики светильника, а следовательно, и его потребительские свойства улучшаются.
Из пояснений представителя заказчика - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ", следует, что при разработке технического задания по вышеуказанным позициям были допущены технические ошибки.
Кроме того, по позиции применительно к пункту 39 Приложения N 1 документации об аукционе задано требование к показателю (значение параметра) товара как "не хуже 22", в связи с чем у участников размещения заказа нет ясности какое значение показателя будет являться "не хуже" и соответствовать потребностям заказчика.
Также, установленные требования к показателям по позициям применительно к пунктам N 37 "форма плафона", N 46 "размер плафона", N 47 "масса плафона", N 48 "масса светильника", N 49 "габаритные размеры упаковки светильника", N 50 "цвет корпуса", N 51-58 "покрытие" не отражают какие-либо значимые медико-технические показатели, влияющие на его потребительские свойства.
Следовательно, заказчик - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" установил в Приложение N 1 к документации об аукционе параметры подлежащего к поставке товара (бестеневого светильника), не отвечающие действительным потребностям заказчика и требования к показателям, не связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Из вышеизложенного следует, что в действиях заказчика - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" - содержится нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, выразившееся в установлении в документации об открытом аукционе в электронной форме требований к товарам, не соответствующих потребностям заказчика.
Таким образом, в данной части Жалоба является обоснованной.
3. В соответствии с пунктом 13 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Однако, вышеуказанные сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в Документации об аукционе отсутствуют.
Таким образом, заказчиком - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" - нарушено требование пункта 13 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Установленные в действиях заказчика - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" нарушения носят существенный характер и могут существенно повлиять на результаты размещения заказа, что дает основания для устранения данных нарушений путем выдачи предписания об аннулировании торгов.
Руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, статьями 41.6, 57, частями 4, 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу участника размещения заказа - Открытого акционерного общества "Безоткатные поставки" (г. Москва, пер. Хользунова, д. 8, стр. 1) - на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Старорусская центральная районная больница" (175204, Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Энгельса, д. 50) - при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку светильников медицинских операционных потолочных бестеневых для нужд государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Старорусская ЦРБ" (заказ N 0150200000613001309, дата размещения извещения - 15.08.2013), частично обоснованной в части установления в документации об аукционе требований к поставляемому товару, не связанных с определением его соответствия потребностям заказчика.
2. Признать в действиях заказчика - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" нарушения пункта 1 части 4 статьи 41.6 и пункта 13 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ", уполномоченному органу - Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области и оператору электронной площадки - ОАО "Единая электронная торговая площадка" - обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов путем аннулирования торгов.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки размещения заказа уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ".
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии П.Н. Шаврин
Д.А. Петров
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 3 сентября 2013 г. N 4251/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016