Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 2 сентября 2013 г. N 13-06/03-503
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Р.А. Литвинова - председателя Комиссии, начальника отдела контроля размещения заказа,
А.А. Тынянкиной - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля размещения заказа,
В.С. Новосильновой - члена Комиссии, специалиста 1 разряда отдела контроля размещения заказа,
с участием:
- Степанова А.В., генерального директора ООО "Стройюг",
- Ефимковой Е.Г., представителя ООО "Стройюг" по доверенности от 29.07.2013 г. б/н,
- Кривова Э.М., представителя Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области по доверенности от 29.08.2013 г. N 44,
- Погорелеца Д.В., представителя Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области по доверенности от 29.08.2013 г. N 41,
- Бурлуцкого А.В., представителя Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области по доверенности от 29.08.2013 г. N 43,
рассмотрев материалы дела N 13-06/03-503, возбужденного по жалобе ООО "Стройюг" на действия аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по замене магистральной тепловой сети от ТЭЦ-3 до р.п. Светлый Яр по новым технологиям в соответствии с долгосрочной областной целевой программой "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры Волгоградской области на период до 2020 года" (реестровый номер заказа N 0129300037213000052), установила:
В Управление 26.08.2013 года (вх. N 5719) поступила жалоба ООО "Стройюг" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по замене магистральной тепловой сети от ТЭЦ-3 до р.п. Светлый Яр по новым технологиям в соответствии с долгосрочной областной целевой программой "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры Волгоградской области на период до 2020 года" (реестровый номер заказа N 0129300037213000052).
Согласно доводам жалобы ООО "Стройюг", аукционная комиссия необоснованно отказала Обществу в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
При рассмотрении жалобы представители Заказчика/Уполномоченного органа возражали против заявленных требований, в удовлетворении жалобы просили отказать.
Выслушав доводы сторон, ознакомившись с представленными документами, Комиссия Управления пришла к следующим выводам по существу доводов жалобы.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о размещении заказов) указанный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В силу части 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Главой 3.1 Закона о размещении заказов установлены требования и порядок размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Под аукционом на право заключить контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 32 Закона о размещении заказов). Под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч. 1 ст. 41.1 Закона о размещении заказов).
Комиссией установлено, что 26 июля 2013 года Уполномоченным органом - Администрацией Светлоярского муниципального района Волгоградской области, публично объявлено о проведении открытого аукциона в электронной форме на Выполнение работ по замене магистральной тепловой сети от ТЭЦ-3 до р.п. Светлый Яр по новым технологиям в соответствии с долгосрочной областной целевой программой "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры Волгоградской области на период до 2020 года" (реестровый номер заказа N 0129300037213000052), для нужд Заказчика - Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области, с начальной (максимальной) ценой контракта 12 022 458,32 рублей, посредством размещения извещения о проведении указанного открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Из ч. 1 ст. 41.8 Закона о размещении заказов для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Из ст.1 ч. 41.9 Закона о размещении заказов следует, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
В силу ч. 3 ст. 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В силу вышеуказанной статьи данные требования установлены к содержанию первой части заявки на участие в рассматриваемом открытом аукционе в электронной форме в п. 3.2.2 документации об открытом аукционе в электронной форме и в п. 14 Информационной карты документации об открытом аукционе в электронной форме.
Следовательно, участник в своей заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме должен предложить конкретные технические характеристики в целях определения его соответствия потребностям заказчика.
Согласно ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В ходе рассмотрения первых частей заявок открытого аукциона в электронной форме, заявке ООО "Стройюг" был присвоен N 2. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме 0129300037213000052 от 23.08.2013 года, заявка N 2 была отклонена аукционной комиссией по следующим основаниям: "несоответствие сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, а именно: 1) в п. 8, п. 13 таблицы "конкретные показатели", представленной в составе первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, участник размещения заказа при описании характеристик товара указывает показатель марки со словом "типа"; 2) в п. 12 таблицы "конкретные показатели", представленной в составе первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, участник размещения заказа при описании характеристик брусков обрезанных хвойных пород указывает показатель толщины брусков 75 мм, одновременно при описании дефектов древесины, сучков частично сросшихся и несросшихся кромочных указывает показатели толщины пиломатериала "40 мм и более", тем самым не указывая конкретный показатель толщины бруска; 3) в п. 11 таблицы "конкретные показатели", представленной в составе первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, участник размещения заказа при описании характеристик растворителя указывает показатель "летучесть по этиловому эфиру" со словами "в пределах"; 4) в п. 13 таблицы "конкретные показатели", представленной в составе первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, участник размещения заказа при описании характеристик грунтовки не указывает конкретный показатель массовой доли нелетучих веществ".
Комиссией установлено, что аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку участника размещения заказа под N 2 по следующим основаниям.
В п. 8 Приложения N 2 "Требования к товарам (материалам), используемым для выполнения работ" документации об открытом аукционе в электронной форме установлено следующее: сталь угловая равнополочная - материал должен быть выполнен размером 50х50х5 мм, из проката угловой производится из углеродистой стали обыкновенного качества обычной точности прокатки типа ВСт3кп2.
В п. 13 Приложения N 2 "Требования к товарам (материалам), используемым для выполнения работ" документации об открытом аукционе в электронной форме, среди прочего, установлено: грунтовка типа ГФ.
В заявке ООО "Стройюг" в п. 8 "Конкретные показатели" указано следующее: сталь угловая равнополочная - материал размером 50х50х5 мм из проката угловой изготовлен из углеродистой стали обыкновенного качества обычной точности прокатки типа ВСт3кп2. В п.13, в числе прочего, указано: грунтовка типа ГФ.
Комиссия Управления установила, что указание в п. 8 заявки ООО "Стройюг" показателя стали "типа ВСт3кп2" не противоречит требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, так как указанный показатель характеризует тип стали, с учетом того, что сталь может подразделяться на типы и классы, и должен, в рассматриваемом случае, признаваться аукционной комиссией как конкретный показатель предлагаемого товара (материала).
Аналогичный вывод Комиссия Управления делает и при указании в п. 13 заявки ООО "Стройюг" показателя грунтовки "типа ГФ", так как указанный показатель характеризует тип грунтовки, например, бывают типы грунтовок ВД (водоразбавляемые), ГФ (глифталевые), МЛ (меламинные) и т.д., и должен, в рассматриваемом случае, признаваться аукционной комиссией как конкретный показатель предлагаемого товара (материала).
Таким образом, участником размещения заказа ООО "Стройюг" были указаны конкретные показатели предлагаемого товара, соответствующие значениям, установленным в документации об открытом аукционе в электронной форме.
Следовательно, аукционной комиссией необоснованно отказала в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику под номером 2 по указанным основаниям (п. 8, п. 13).
В п. 12 Приложения N 2 "Требования к товарам (материалам), используемым для выполнения работ" документации об открытом аукционе в электронной форме установлены значения (характеристики) для брусков обрезанных хвойных пород.
Комиссией Управления установлено, что пункт 12 заявки ООО "Стройюг" поделен на два столбца: слева указаны обозначения в соответствии с ГОСТ, а справа конкретные показатели товара предлагаемого для использования. Аукционная комиссия, отклонив заявку под номером 2 по пункту 12, исходила из обозначений, указанных в левом столбце, несмотря на то, что конкретные показатели товара ООО "Стройюг" были указаны в правом столбце п. 12 заявки.
Таким образом, участником размещения заказа ООО "Стройюг" были указаны конкретные показатели предлагаемого товара, соответствующие значениям, установленным в документации об открытом аукционе в электронной форме.
Следовательно, аукционной комиссией необоснованно отказала в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику под номером 2 по указанному основанию (п. 12).
В пункте 11 заявки ООО "Стройюг", в числе прочего, указано: растворитель марки Р-4 - летучесть по этиловому эфиру в пределах 5-15.
Конкретные значения показателей растворителей и их предельные значения, в том числе верхнее или нижнее, определяют ГОСТ и ТУ (технические условия). Показатели растворителей, для которых установлены верхние или нижнее предельные значения, могут изменяться в зависимости от многих факторов. Именно из этого расчета ГОСТ или ТУ устанавливают интервалы значений наиболее склонных к изменению показателей растворителей.
Комиссией Управления установлено, что невозможно с достаточной степенью вероятности определить летучесть по этиловому эфиру как точную величину, так как данный показатель варьируется в диапазоне в зависимости от каждой конкретной партии растворителя, и поэтому значение "летучесть по этиловому эфиру в пределах 5-15", указанное в п. 11 заявки ООО "Стройюг", является конкретным показателем и соответствует ГОСТ 7827-74 "Растворители марок Р-4, Р-4А, Р-5, Р-5А, Р-12 для лакокрасочных материалов. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 15.04.1974 N 889).
Аналогичные выводы Комиссия Управления делает и в отношении п. 13 заявки ООО "Стройюг", в которой, среди прочего, указана "массовая доля нелетучих веществ 54-60%", так как невозможно с достаточной степенью вероятности определить массовую долю нелетучих веществ как точную величину, поэтому значение "массовая доля нелетучих веществ 54-60%", указанное в п. 13 заявки ООО "Стройюг", является конкретным показателем и соответствует ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 10.02.1982 N 526).
Таким образом, участником размещения заказа ООО "Стройюг" были указаны конкретные показатели предлагаемого товара, соответствующие значениям, установленным в документации об открытом аукционе в электронной форме.
Следовательно, аукционной комиссией необоснованно отказала в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику под номером 2 по указанным основаниям (п. 11, п. 13).
На основании изложенного, Комиссия Управления установила, что аукционная комиссия в составе: Бурлуцкий А.В., Тюшкевич И.Н., Чередниченко С.А., Шилов С.Е., Эчина В.С., нарушила требования п. 2 ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов.
Таким образом, Комиссия Управления установила, что жалоба ООО "Стройюг" является обоснованной.
По результатам проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 41.7 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
В соответствии с частью 9 раздела II Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 147 "Об утверждении Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами", программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей.
При этом, не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств.
В соответствии с частью 10 раздела II указанного Постановления, файлы, прикрепленные к размещаемой на сайте информации, должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Комиссией Управления установлено, что на официальном сайте в разделе "Документы заказа" размещена документация рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме. В указанном разделе имеется архивированный файл под названием "замена магистральной тепловой сети от ТЭЦ-3 до р.п. Светлый Яр N 0129300037213000052 в ред. N 2 от 01.08.2013" с расширением "rar". В данном архивированном файле содержатся файлы с расширением "dwg", а именно: "Проект СОДК в Светлом Яре.dwg", "Трубопровод горячей воды (2).dwg", "Трубопровод горячей воды.dwg".
Файлы с расширением "dwg" не являются распространенным и открытым форматом, для просмотра их содержания необходима установка дополнительных программных или технологических средств.
На основании изложенного, Комиссия Управления установила, что Заказчиком нарушены требования ч. 2 ст. 41.7 Закона о размещении заказов, поскольку размещение на официальном сайте информации в виде файлов, не имеющих распространенный и открытый формат, не позволяет осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств, что противоречит принципу бесплатности ознакомления с документацией об открытом аукционе в электронной форме, и следовательно, противоречит требованиям указанной нормы Федерального закона.
По результатам проведения внеплановой проверки процедуры размещения заказа иных нарушений законодательства о размещении заказов не выявлено.
Характер нарушений Закона о размещении заказов, допущенных Заказчиком, указывает на необходимость и правомерность выдачи Заказчику в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов предписания об устранении нарушения путем аннулирования данного размещения заказа.
На основании излаженного, руководствуясь ст. 57, 60 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Стройюг на действия аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по замене магистральной тепловой сети от ТЭЦ-3 до р.п. Светлый Яр по новым технологиям в соответствии с долгосрочной областной целевой программой "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры Волгоградской области на период до 2020 года" (реестровый номер заказа N 0129300037213000052) обоснованной.
Признать аукционную комиссию в составе: Бурлуцкий А.В., Тюшкевич И.Н., Чередниченко С.А., Шилов С.Е., Эчина В.С., нарушившей п. 2 ч. 4 ст. 41.9 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Признать Заказчика - Администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области - нарушившим ч. 2 ст. 41.7 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Выдать Заказчику предписание об устранении нарушения законодательства РФ о размещении заказов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 2 сентября 2013 г. N 13-06/03-503
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016