Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
N 409 -13Т (опубликовано 23 октября 2013 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2013 г.
Решение в полном объеме изготовлено 23 октября 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее Управление) по рассмотрению дела о нарушении законодательства о государственном регулировании торговой деятельности в составе: <_> - председатель Комиссии; <_> - члены Комиссии,
рассмотрев дело N409-13Т по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом "ВИСАНТ-торг" (Московский проспект, д.42 б, г. Воронеж, 394016) (далее ЗАО "ВИСАНТ-торг", либо Ответчик) подпункта "а" части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"), в присутствии представителей от:
ЗАО "ВИСАНТ-торг" - <_>
ООО "Торговый дом Алтайская крупа" - не явились (надлежащим образом извещены), установила:
30.07.2013 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Алтайская крупа" (далее - ООО "ТД Алтайская крупа"; 659311, Алтайский край, г. Бийск, ул. Трофимова, д.7) на действия Закрытого акционерного общества "ВИСАНТ-торг" (далее - ЗАО "ВИСАНТ-торг"; 394016, г. Воронеж, Московский проспект, 42Б) по необоснованному, по мнению заявителя, уклонению от заключения договора на поставку продовольственных товаров с ООО "ТД Алтайская крупа".
Как следует из заявления и приложенных к нему документов, ООО "ТД Алтайская крупа" получив от ЗАО "ВИСАНТ-торг" информацию об условиях отбора контрагентов и проект договора поставки продовольственных товаров в целях заключения договора поставки продовольственных товаров (бакалейной продукции) 18.05.2013 направило (исх. от 13.05.2013 N1328) в адрес ЗАО "ВИСАНТ-торг" коммерческое предложение с приложением учредительных документов, сертификатов соответствия, ценового предложения, образцов продукции и протокол разногласий к договору поставки, что подтверждается описью вложения с соответствующей отметкой ФГУП "Почта России".
17.06.2013 в ООО "ТД Алтайская крупа" поступило уведомление о возврате документов направленных в ЗАО "ВИСАНТ-торг" в связи с отказом последнего от их получения.
Согласно письменным объяснениям ЗАО "ВИСАНТ-торг" по настоящему делу, каких - либо писем, протоколов разногласий и другой информации от ООО "Торговый дом Алтайская крупа" в адрес ЗАО "ВИСАНТ-торг" не поступало ни по почтовой связи, ни по электронной почте. В связи с этим ЗАО "Висант-торг" не уклонялось от заключения договора на поставку бакалейной продукции с ООО "Торговый дом Алтайская крупа".
По результатам предварительного рассмотрения заявления и материалов, Управлением были установлены признаки нарушения части 1 статьи 13 ФЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации" (приказ от 23.09.2013 N154 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении законодательства о государственном регулировании торговой деятельности").
Рассмотрение дела N409-13 о нарушении законодательства о государственном регулировании торговой деятельности было назначено на 14 октября 2013 г.
Изучив материалы и доказательства, предоставленные лицами, участвующими в деле, выслушав доводы данных лиц, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях ЗАО "ВИСАНТ-торг", выразившихся в создании для ООО "Торговый дом Алтайская крупа" дискриминационных условий путем отказа от получения/рассмотрения по существу предложения ООО "Торговый дом Алтайская крупа" о заключения договора поставки бакалейной продукции и, как следствие, от заключения договора на поставку бакалейной продукции нарушения подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 13 ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 части 1 статьи 13 ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
В соответствии со ст.2 ФЗ "О государственной регулировании торговой деятельности в Российской Федерации", торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
ЗАО "ВИСАНТ-торг" является хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети посредством 38 торговых объектов, которые находятся под единым коммерческим обозначением - "Пятью пять".
В соответствии со ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, офертой признается адресованное одному или нескольким лицам предложение, которое достаточно определено и намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
В соответствии со ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта. Молчание не является акцептом.
18.05.2013 ООО "ТД Алтайская крупа" направило (исх. от 13.05.2013 N1328) в адрес ЗАО "ВИСАНТ-торг" коммерческое предложение с приложением учредительных документов, сертификатов соответствия, ценового предложения, образцов продукции и протокола разногласий к проекту договора поставки. Однако ЗАО "ВИСАНТ-торг" отказалось от получения указанной корреспонденции, тем самым фактически уклонилось от заключения с ООО "ТД Алтайская крупа" договора поставки бакалейной продукции. Факт отказа от получения корреспонденции подтверждается почтовым уведомлением, а также письмом от 10.09.2013 г. N85.28-35/368 Воронежского EMS - сортировочного центра "EMS Russian Post" - филиала ФГУП "Почта России".
При указанных обстоятельствах, Комиссией Управления отклоняются за несостоятельностью доводы ЗАО "ВИСАНТ-торг" о непоступлении в адрес ЗАО "ВИСАНТ-торг" информации от ООО "ТД Алтайская крупа", поскольку они опровергаются указанными выше доказательствами.
Одновременно из материалов дела установлено, что ЗАО "ВИСАНТ-торг" заключены договоры поставки бакалейной продукции с такими поставщиками продовольственных товаров как: ООО "Торговый дом "Московский - РВ", ООО "Эколенд", ООО "Торговый дом Ирбис", ООО "Смарт-Логистик", ООО "ПК "Агропродукт", ООО "Яблоко-2000".
Вместе с тем, ЗАО "ВИСАНТ-торг" необоснованно отказалось от заключения аналогичного договора на поставку бакалейной продукции с ООО "ТД Алтайская крупа". Отказ ЗАО "ВИСАНТ-торг" от заключения договора на поставку бакалейной продукции с ООО "ТД Алтайская крупа" выразился в необоснованном отказе от получения/рассмотрения коммерческого предложения ООО "ТД Алтайская крупа" и непредоставлении ООО "ТД Алтайская крупа" информации о результатах рассмотрения предложения ООО "ТД Алтайская крупа" о заключении договора на поставку бакалейной продукции, а равно в фактическом незаключении указанного договора.
В соответствии с частью 8 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
При указанных обстоятельствах, ЗАО "ВИСАНТ-торг" своим действием, выразившемся в необоснованном отказе от получения/рассмотрения коммерческого предложения ООО "ТД Алтайская крупа" о заключении договора на поставку бакалейной продукции и, как следствие, от заключения договора на поставку бакалейной продукции создало для ООО "ТД Алтайская крупа" дискриминационные условия по сравнению с ООО "Торговый дом "Московский - РВ", ООО "Эколенд", ООО "Торговый дом Ирбис", ООО "Смарт-Логистик", ООО "ПК "Агропродукт", ООО "Яблоко-2000", что является нарушением подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 13 ФЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации".
В результате указанного действия ЗАО "ВИСАНТ-торг", ООО "ТД Алтайская крупа" поставлено в неравное положение по сравнению с ООО "Торговый дом "Московский - РВ", ООО "Эколенд", ООО "Торговый дом Ирбис", ООО "Смарт-Логистик", ООО "ПК "Агропродукт", ООО "Яблоко-2000", так как ЗАО "ВИСАНТ-торг" обеспечило последним доступ на рынок оптовой реализации бакалейной продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть "Пятью пять", с указанными поставщиками бакалейной продукции ЗАО "ВИСАНТ-торг" заключены соответствующие договоры на поставку бакалейной продукции в торговую сеть "Пятью пять". В то же время ЗАО "ВИСАНТ-торг" необоснованно отказалось от заключения аналогичного договора с ООО "ТД Алтайская крупа", которое обладает такими же как и ООО "Торговый дом "Московский - РВ", ООО "Эколенд", ООО "Торговый дом Ирбис", ООО "Смарт-Логистик", ООО "ПК "Агропродукт", ООО "Яблоко-2000" правами на поставку бакалейной продукции в торговую сеть "Пятью пять" и заключение соответствующего договора.
Помимо этого, ЗАО "ВИСАНТ-торг" своим действием, выразившемся в необоснованном отказе от получения/рассмотрения по существу предложения ООО "ТД Алтайская крупа" о заключении договора на поставку бакалейной продукции, а также от заключения договора на поставку бакалейной продукции, а равно как и в фактическом незаключении указанного договора создало для ООО "ТД Алтайская крупа" препятствия к доступу на рынок оптовой реализации бакалейной продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть "Пятью пять", так как без заключения договора на поставку бакалейной продукции с ЗАО "ВИСАНТ-торг" у ООО "ТД Алтайская крупа" отсутствует фактическая возможность осуществлять свою деятельность на указанном товарном рынке.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, действие ЗАО "ВИСАНТ-торг", выразившееся в создании ООО "ТД Алтайская крупа" дискриминационных условий, в том числе создание препятствий ООО "ТД Алтайская крупа" для доступа на рынок оптовой реализации бакалейной продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть "Пятью пять" путем необоснованного отказа от получения/рассмотрения по существу предложения ООО "ТД Алтайская крупа" о заключении договора на поставку бакалейной продукции, а также от заключения договора на поставку бакалейной продукции, является нарушением подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 13 ФЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 ФЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13-15 ФЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации" принимает меры в соответствии с ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая положения указанной нормы ФЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации", в целях предупреждения и пресечения нарушений подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 13 ФЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Ф6едпрации" со стороны ЗАЛО "ВИСАНТ-торг", Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований в соответствии со статьей 23 ФЗ "О защите конкуренции" для выдачи указанному хозяйствующем субъекту предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению законодательства о государственном регулировании торговой деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать действие Закрытого акционерного общества "ВИСАНТ-торг", выразившееся в создании для Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Алтайская крупа" дискриминационных условий, в том числе создание препятствий Обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом Алтайская крупа" для доступа на рынок оптовой реализации бакалейной продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть "Пятью пять" путем необоснованного отказа от получения/рассмотрения коммерческого предложения Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Алтайская крупа" о заключении договора на поставку бакалейной продукции и, как следствие, от заключения договора на поставку бакалейной продукции, нарушением подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 13 ФЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации".
2. Выдать Закрытому акционерному обществу "ВИСАНТ-торг" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению законодательства о государственном регулировании торговой деятельности.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области N 409 -13Т (опубликовано 23 октября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016